Файл: 2 крановые пути разработал доцент Козориз С. Е. 1 Общие требования к крановым путям.ppt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

2 КРАНОВЫЕ ПУТИ

2.1 Общие требования к крановым путям

2.2 Устройство путей для мостовых кранов

Профили рельсов опорных крановых путей:

Крепления рельсов к подкрановым балкам

Крепление подвесного кранового пути к металлическим строительным конструкциям

2.3 Устройство путей для козловых кранов

Наземный рельсовый путь

Рельсы крановые ГОСТ 4121-96 КР-70, КР-80, КР-100, КР-120, КР-140

Квадрат

Железнодорожные рельсы

Земляное полотно

Крепление рельсов

Крепление рельсов к полушпалам:

2.4 Устройство путей для консольных кранов

Форма акта сдачи-приемки кранового пути в эксплуатацию

Предельные величины отклонений кранового пути от проектного в плане и профиле

Критерии браковки кранового пути

Приборы безопасности кранового пути

Установка тупикового упора в конце кранового пути

Заземление кранового пути

Спасибо за внимание

2 КРАНОВЫЕ ПУТИ


Разработал доцент Козориз С.Е.

2.1 Общие требования к крановым путям


Рельсовые крановые пути предназначены для восприятия всех рабочих нагрузок от крана или крановой тележки и передачи их на строительные конструкции либо на грунт, - а также направления движения крана (тележки).
Крановый путь представляет собой пару рельсов одного типа, уложенных горизонтально на специальном основании в одном высотном уровне.
В кранах любой конструкции с рельсами взаимодействуют рабочие поверхности ходовых колес механизма передвижения.


В зависимости от типа подъемной машины рельсовые крановые пути делятся на:
надземные, применяемые для установки мостовых и передвижных консольных кранов:
- опорные, установленные на подкрановые балки и передающими нагрузки на колонны здания;
- подвесные, прикрепляемые к элементам перекрытий строительных конструкций.
наземные, применяемые для установки козловых и полукозловых кранов, а также мостовых перегружателей.


Опорные крановые пути применяют для однопролетных мостовых кранов.
Подвесные крановые пути используют для кран-балок, передвижных талей (тельферов) и электрических тележек различной грузоподъемности.
Сооружение крановых путей производят по типовым или индивидуальным проектам, выполняемым соответствующей проектной организацией.


Устройство рельсового пути козлового крана должно производится согласно проектной документации, в которой предусмотрено следующее:  
-тип рельса
-тип, сечение, длина шпал, расстояние между шпалами, или:
       - тип подкрановых железобетонных плит
       - технология изготовления монолитного железобетонного пути;
-способ крепления рельсов между собой и к шпалам (плитам),
-наличие и конструкция подкладок под рельс;
-зазор между рельсами;
-материал и размер балластного слоя;
-минимальный допустимый радиус кривой на криволинейном участке;
-предельно допустимые величины общего продольного уклона, упругой просадки под колесами, допуски на ширину колеи и разность уровня головок рельса; -конструкцию тупиковых упоров;
-устройство электропитания крана и заземления рельсового пути. 


2.2 Устройство путей для мостовых кранов


Рельсовый путь мостового крана состоит из основных и вспомогательных элементов.
Основными элементами пути являются: рельсы и подкрановые балки.
К вспомогательным элементам относятся
- подрельсовая постель,
- детали крепления рельсов к подкрано- вым балкам и балок к колоннам,
- тупиковые упоры,
- выключающие линейки,
- заземляющее устройство.


Для крановых путей применяют крановые или железнодорожные рельсы, а в отдельных случаях – стальной сортовой прокат квадратного или прямоугольного сечения.
В качестве подкрановых балок используют стальные балки двутаврового сечения или из сборного железобетона.

Профили рельсов опорных крановых путей:


а – железнодорожного типа Р, б – крановые типа КР,
в – сталь квадратного профиля


Для крановых путей мостовых однобалочных кранов с малой рабочей нагрузкой применяют железнодорожные рельсы типа Р18, Р24.
Двухбалочные мостовые краны грузоподъемно-стью 10 - 30 т легкого и среднего режимов работы эксплуатируют на путях, выполненных из рельсов типа Р38 при грузоподъемности 10 т, и типа Р43 при грузоподъемности 20 - 30 т.
Рельсы типа Р43 выпускают специально для промышленного транспорта.
Для кранов большей грузоподъемности заводы выпускают железнодорожные рельсы типа Р50 и Р65


В настоящее время промышленность выпускает стальные крановые рельсы специального профиля типа КР, соответствующие условиям эксплуатации мостовых, козловых и консольных кранов.
Специальные крановые рельсы типа КР имеют более широкую подошву, благодаря чему нагрузка от ходовых колес крана распространяется по верхнему поясу подкрановой балки более равномерно.
В отдельных случаях в качестве рельсов с плоскими головками применяют сталь горячекатаную квадратную.


Тип опорного рельса выбирают в зависимости от грузоподъемности крана.
Рельсы крановых путей и грузовых тележек крепят таким образом, чтобы исключить боковое и продольное их смещение при передвижении и работе грузоподъемной машины.




Тип опорного рельса


Типоразмер рельса в зависимости от грузоподъемности крана, т


5


10


16


20


25


35


50


80


Рельс с выпуклой головкой


Р18
Р24


Р38


РК70


КР80
Р50


КР120
Р65


Плоский рельс шириной, мм


40


50


60


70


80


90


100


Крановые рельсы опорного пути крепят к подкрановым балкам строительной конструкции (цеха, эстакады), которые в зависимости от нагрузок, режима работы крана и типа строительной конструкции изготовляют из:
- профильного сортового стального проката,
- сварными из листового металла или из сборного железобетона.
Рельсы грузовых крановых тележек крепят непосредственно к металлоконструкции моста крана.


Рельсы кранов и грузовых тележек должны крепиться так, чтобы при передвижении кранов исключались их поперечное и продольное смещения.
Крепления рельсов как правило делают разъемными.
Крановые рельсы крепят прижимными планками;
Железнодорожные рельсы – железнодорожными или неразъемными креплениями;
Рельсы квадратного сечения присоединяют к балке сварными планками или болтами.
Рельсы грузовой тележки крепят непосредственно к металлоконструкции моста крана.
При креплении рельсов с помощью сварки должна быть исключена возможность их тепловой деформации


В качестве подвесных крановых путей мостовых кранов применяют специальные рельсы, прикрепляемые снизу к элементам перекрытий строительных конструкций (фермы, стропильные балки) с помощью подвесок или монтажных столиков.
В качестве монорельсов для передвижных талей и тельферов применяют специальные двухголовые, тавровые или рельсы типа Р5.
Для подвесных кран-балок грузоподъемностью до 1—2 т при величине пролета менее 6 м в качестве опорных рельсов применяют двутавровые балки № 12—30 (ГОСТ 8239—72) из горячекатаной стали марки ВСт3пс.
Для машин большей грузоподъемности (до 5 т) применяют двутавровые балки специального сечения № 24 М-45 М (ГОСТ 19425—74).

Крепления рельсов к подкрановым балкам



а – болтами с приваренными уголками; б – болтами с вертикальными прокладками; в – заклепками; г – болтами с накладками; д – крюками; е – приваренными скобами; ж – пружинными скобами

Крепление подвесного кранового пути к металлическим строительным конструкциям


1 – двутавровая балка,
2 – подвеска,
l – установочный зазор

2.3 Устройство путей для козловых кранов


Наземный крановый путь козлового крана на опорных элементах (шпалах, полушпалах, бетонных балках) состоит из верхнего и нижнего строений.
В состав верхнего строения входят рельсы, накладки, соединяющие рельсы между собой, шпалы и другие опорные элементы, детали крепления рельсов к шпалам, выключающие линейки, элементы заземления и балластный слой (призма).
Нижнее строение подкранового пути состоит из земляного полотна (постели) и устройства для отвода воды (водоотвода).

Наземный рельсовый путь


а - поперечное сечение рельса, б - стык рельсов;
1 - верхнее строение, 2 - нижнее строение, 3 - соединительная электропро-водящая перемычка, 4 - подкладка, 5 - полушпала, 6 - двухголовая рельсовая накладка, 7 - рельс, 8 - стыковой болт

Рельсы крановые ГОСТ 4121-96 КР-70, КР-80, КР-100, КР-120, КР-140


1. Используются  для   крановых путей опорных мостовых подъемных кранов грузоподъемностью от 10т и выше
2. В отличии от железнодорожного, крановый рельс имеет утолщенную шейку (S), меньшую высоту профиля (H).
3. Технология стыковки -электродуговой сваркой или стыковыми накладками.
4. Крепятся к стальной подкрановой балке прижимными и упорными планками - болтовым соединением или, если оговаривает проект  – электросваркой с помощью  прижимных фасонных пластин

Квадрат


прокат с сечением 25х25мм (вместо рельса Р8),
32х32мм (вместо рельса Р11),
50х50мм (вместо рельса Р24).
Преимущества перед рельсом - меньшая трудоемкость при монтаже, возможность применения узкокополочного подрельсового тавра.
Минус – невысокая износостойкость.
Марка стали Ст3 ПС.


Сторона квадрата (мм)


Масса 1м(кг)


Метров в тонне


25


4,91


203,7


32


8,04


124,4


50


19,62


54,0


Железнодорожные рельсы


Тип


Н, мм


В, мм


В1,мм


S, мм


Длина
мерная,
м


Длина
немерная,
м


Масса
рельса,
кг/мп


Р8


65+0,3


54±2,0


25+0,3


7


5,00;
6,00;
 7,00;
8,00


от 3 до 7


8,42


Р11 (Китай)


63,5


63,5


32,1


5,9


от 3 до 12


8,94


Р11


80,5+0,3


56±2,0


32+0,3


7


11,18


Р18


90+0,3


80±2,0


40+0,3


7


17,91


Р24


108+0,3


92±2,0


51+0,3


7


24,9


Рельсы железнодорожные  узкой колеи  Р8, Р11, Р18, Р24,   ГОСТ 6368-82, ГОСТ 5876-82, используются на   вагонеточных, подкрановых путях, технологических линиях предприятий. 

Земляное полотно


Земляное полотно наземных крановых путей делают односкатным в сторону водоотводящих дренажных труб, кюветов и стоков для отвода ливневых вод.
В дренирующих и скальных грунтах площадку земляного полотна разрешается выполнять горизонтальной.
Земляное полотно в зоне укладки пути должно быть очищено от строительных материалов, мусора, растительного слоя почвы, а в зимнее время от снега и льда.
Насыпной грунт должен быть песчаным и однородным.


Конструкцию и размеры элементов рельсовых крановых путей определяют в зависимости от нагрузки на ходовые колеса кранов, режима их работы и интенсивности передвижения.
В наземных крановых путях применяют железнодорожные рельсы типа Р38—Р65, которые укладывают на соответствующие опорные элементы.
Для укладки рельсовых путей применяют полушпалы (половина стандартной длины шпалы 2750 мм) обрезные и необрезные длиной 1375 мм, изготовляемые из древесины хвойных пород (сосны, ели, пихты, лиственницы, кедра) с последующей обязательной пропиткой антисептическими веществами.
Для кранов с удельным давлением на ходовое колесо до 150 кН допускается применение укороченных полушпал длиной 900 мм.


В качестве балластного материала для подкрановых путей применяют щебень или гравий