Файл: Рабочая программа учебного предмета Речевая практика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» на 2 класс составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ Пристанционная ООШ в соответствии с содержанием учебной программы В.В. Воронковой (вариант 1)
Программа разработана с учётом предложений по составлению адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Обязательный минимум содержания и требования к уровню подготовки обучающихся в данной программе определены в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушением)
Цель образовательно - коррекционной работы
Цель учебного предмета «Речевая практика» - развитие речевой коммуникации школьников с нарушениями интеллекта для осуществления общения с окружающими людьми. Задачи раздела «Речевая практика»: ускорить процесс овладения разговорной речью на основе коррекции всех составляющих речевой акт компонентов; помочь детям ускорить и обобщить имеющийся у них речевой опыт; улучшить качественные характеристики устной речи: звукопроизношение, темп, ритм, дикция, интонация, выразительность; способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся; корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей; учить строить устные связные высказывания; воспитывать культуру речевого общения.
Общая характеристика учебного предмета
Основные направления коррекционной работы: развитие зрительного восприятия и узнавания, развитие пространственных представлений и ориентации; развитие основных мыслительных операций; развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления; коррекция нарушений эмоционально- личностной сферы; обогащение словаря; коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. Программа предусматривает реализацию образовательных программ 1 ступени обучения – начального общего образования. Программа учебного предмета «Речевая практика» составлена на основе проекта образовательного стандарта
, проекта примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей с нарушением интеллекта и реализует авторскую программу под редакцией И.М.Бгажноковой. Основной формой организации деятельности детей на уроках речевой практики является речевая ситуация (тематическая ролевая игра), позволяющая воспроизвести базовые условия естественного общения. Речевые навыки, сформированные в речевых ситуациях, переносятся в спонтанное общение. Основные методы и технологии информационно – коммуникативные; инновационные технологии; технология обучения в сотрудничестве; Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах: субъективно – деятельностный подход; научность, доступность; сознательность и активность; наглядность; занимательность; связь теории с практикой. Основные принципы: принцип взаимодействия (ученик – учитель, ученик – ученик); принцип личностно – ориентированного подхода; принцип позитивного восприятия образовательной среды; коммуникативный - ориентирующий на отбор сведений о языке и речи, которые необходимы для овладения основными видами речевой деятельности, этико – эстетический (осознание детьми изобразительных средств языка, культуры речевого поведения); концентрический – соответствующий закономерностям понимания смысла речи при её восприятии и передаче смысла при её создании и способствующий более интенсивному развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых способностей.
Место курса в учебном плане
Учебный предмет «Речевая практика» во 2 классе рассчитан на 2 часа в неделю. Тематическое планирование рассчитано на 2 час в неделю, что составляет 68 учебных часа в год. Для реализации данного планирования был выбран учебник для 2 класса «Речевая практика» для общеобразовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, автор С.В.Комарова, Москва «Просвещение», 2018г.
Основное содержание учебного процесса
Каждый урок по лексической теме включает подразделы: «Аудирование». Содержание нацелено на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращённую к ним речь, умение слушать является межпредметным умением, уровень сформированности которого определяет эффективность усвоения информации, заложенной в устном высказывании. Повторение оппозиционных слоговых структур, слов – паронимов, предложений, различных по количеству слов. Слушание коротких сказок и рассказов в исполнении чтецов с магнитофонной записи или просмотр видиофильмов. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного или просмотренного. Выполнение словесной инструкции, данной в письменном виде. Включение письменного задания в ролевую ситуацию. Выбор из двух сходных по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению. Объяснение выбора.
«Общение и его значение в жизни». Задача: организация наблюдений учащихся за речью и речевым общением на уроках и в повседневном обиходе, анализ ситуаций, подчёркивающих важность речи в жизни человека. Общение с природой. Что «говорят» деревья, цветы? Чем отвечают они на наше общение с ними? Понимаем ли мы язык животных, их повадки, позы? Попробуем разгадать их. Правильно ли мы общаемся с ними? Понимают ли нас животные? Речевое общение. Для чего оно нужно людям? Подведение учащихся к выводу с опорой на иллюстративный материал: общение нужно для того, чтобы сообщить что-то новое, обменяться мнением, попросить о чём-нибудь, поздравить, пожалеть, утешить и т.д. Правила речевого общения. Освоение правил речевого общения. Опора на иллюстративный материал и заранее подготовленные ситуации: нужно говорить по очереди, а не всем сразу. Один говорит, а все слушают, иначе никто ничего не поймёт; говорить нужно достаточно громко (но не кричать), чтобы тебя все слышали; когда говоришь, надо смотреть на того, с кем разговариваешь; если не соглашаешься с чем-то и возражаешь собеседнику, надо делать это вежливо и не обижать его; нужно не забывать употреблять «вежливые» слова пожалуйста, извини, извините, спасибо. Письменное общение. Использование письменного общения в жизни (вывески и афиши на улицах города, рекламы, письма, поздравительные открытки). «Дикция и выразительность речи» Задачи: отработка у школьников чёткости произношения, его эмоциональной выразительности. Совершенствование речевого дыхания: посчитать до 10 на одном выдохе; потянуть звук на одном выдохе и др. Чёткое выразительное произнесение чистоговорок, стихотворных диалогов по подражанию. Громкая, спокойная, тихая, шёпотная речь. Использование нужной силы голоса в различных ролевых ситуациях. Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств (радость, удивление, жалость, гнев, грусть, страх и др.) соответствующим тоном голоса в специально подобранных диалогах. Различение на рисунках (пиктограммах) выражения этих чувств. Произнесение одной и той же фразы с вопросительной, повествовательной и восклицательной интонацией. Обыгрывание ситуации типа: Снег идёт? – Да, снег идёт. Ура, снег идёт! «Культура общения» Его содержание предполагает организацию специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия, помогающими выбрать правильную форму обращения к собеседнику. Выражение просьбы (Будьте добры, помогите мне, пожалуйста. Простите меня, пожалуйста. Извините меня, пожалуйста). Речевое общение со старшими. Общение с друзьями. Дифференциация речевого поведения в соответствии с ситуацией: Здравствуй! Здравствуйте! До свидания! Всего хорошего! Будьте здоровы! Пока! Счастливо! Речевое общение с малознакомыми людьми: Как вас зовут? Как тебя зовут? Как ваша фамилия? Как твоя фамилия? Извините, пожалуйста, вы не скажите, как пройти на остановку автобуса? и т.д.
2 класс.
Аудирование.
Слушание, запоминание и отчетливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (2 слога, 2-3 слова).
Слушание и повторение слов, близких по звучанию ( с опорой на наглядные средства).
Выполнение действий с предлогами.
Выполнение движений или заданий по словесной двучленной инструкции учителя с следующим словесным отчетом о действии.
Прослушивание и выполнение заданий, записанных на магнитофонной ленте.
Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений, содержащих слова-«родственники или слова, обозначающие функционально сходные предметы.
Дикция и выразительность (эмоциональность) речи.
Общие упражнения на подвижность органов речевого аппарата(игровые приемы активизации органов речи).
Дыхательные упражнения.
Пение слогов и слов на мотивы знакомых детских песен.
Голос. Сила голоса. Громкая, тихая, шепотная речь.Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы голоса в различных речевых ситуациях.
Быстрая и медленная речь. Упражнения в использовании нормального темпа речи.
Мимика и жесты. Тренировочные упражнения в связи с речевой ситуацией, являющейся темой урока. Выражение лица: веселое, грустное, удивленное, сердитое.
Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грустного, испуганного, сердитого.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания.
Лексические темы: «Школьная жизнь», «Игры детей», «Играем в сказку», «Я дома», «Я за порогом дома», «Мои товарищи в школе», «Любимое занятие», «Мир природы».
Тематика речевых ситуаций: игры детей, моя семья, доктор Айболит, Мойдодыр, юный художник, разговор по секрету, я в зеркале, разговор с игрушкой, в гостях у бабушки, на школьной перемене, любимое занятие и др. (на усмотрение учителя).
Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на наглядный материал.
Называние детьми предметов и различных действий с ними. Характеристика признаков данных предметов: величина, цвет, форма, вкус, материал и др.
Совершенствование умения участвовать в вопросно-ответных диалогах.
Составление разных по содержанию предложений по определенной теме с опорой на заданную синтаксическую конструкцию.
Рассматривание атрибутов к ролевой игре, выбор роли и атрибутов к ней. Использование новых слов и предложений к ролевой игре.
Коллективное составление рассказа.
Культура общения.
Выражение благодарности. Вежливые слова.
Адекватное использование тона голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях.
Внимание к собеседнику. Поведение собеседников в ходе диалога. Тренировочные упражнения на готовом текстовом материале.
Содержание учебного предмета «Речевая практика». Раздел « Подготовка речевой ситуации и организация высказывания». В содержание раздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, с их играми, взаимоотношениями с окружающими, природой. Лексические темы: «Школьная жизнь», «Игра и игрушки», «Играем в сказку», « Я дома», «Времена года. Зима.», « Мойдодыр», «Я за порогом дома», «Мир природы» Тематика речевых ситуаций: «Как нужно правильно здороваться», «Рассказ по кругу», «Разговор на перемене», «Правильно - неправильно», «Наши любимцы», «Что умеете и любите делать вы?», «Назови какой? какая? какое? какие?», «Что можно собрать в лесу осенью», «Разговор по телефону с мамой», «Телефонный звонок в экстренные службы», «Я еду в автобусе», «Идём в гости», «Мы идём в магазин», «Я на улице» и другие.
Алгоритм работы над темой речевой ситуации: Определение темы ситуации, обсуждение того, что можно сказать по этой теме. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации. Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации. Отгадывание загадок, составление загадок с опорой на наглядный материал. Совершенствование умения участвовать в вопросно-ответных диалогах. Составление диалогов типа «вопрос-сообщение». Моделирование речевой ситуации. Составление совместно с учителем разных по содержанию предложений с опорой на иллюстративный материал по теме ситуации, например по теме «Это моя школа». Замена часто повторяющегося слова в рассказе другими словами (местоимениями). Фиксация символами каждого предложения в процессе подготовками, последующее составление связного высказывания (4-5 предложений). Коллективное составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации с одновременным использованием картинно – символической схемы к каждому предложению, мелового рисунка на доске, макетного театра.