ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дата: Тема: в. п. астафьев «капалуха».
Тип урока: освоение нового материала | ||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с жизнью и творчеством В. П. Астафьева; развивать устную речь учащихся; способствовать развитию умений читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения; содействовать воспитанию любви и бережного отношения к природе | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятся с произведением В. П. Астафьев «Капалуха»; научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения | Метапредметные: познавательные: определяют основную идею произведения, осознают смысл образных слов и выражений, понимают, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявляют отношение автора к описываемым событиям и героям произведения; регулятивные: осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи; коммуникативные: формулируют цель работы группы, принимают и сохраняют на протяжении всей работы в группе, соотносят с планом работы, выбирают для себя подходящие роли и функции | Личностные: применяют морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносят с вариантом нравственного выбора, который делает герой произведения |
|
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Организация начала урока | Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих. Сл.1 – Сегодняшний урок мне хотелось бы начать словами чешского педагога Я. А. Коменского: «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». Очень хочется, чтобы на каждом уроке каждый из вас усваивал что-то новое и обязательно что-то прибавлял к своему образованию. Пусть этот урок не будет исключением | Сообщают о готовности к уроку (наличие учебника, рабочей тетради, ручки, простого и цветных карандашей, ластика). Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока») | Умеют слушать в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи |
II. Актуализация опорных знаний. 1. Речевая разминка. | Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. Сл.2 – Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. – Прочитайте орфографически. – Прочитайте шепотом. – Прочитайте громко. – Прочитайте вопросительно. – Прочитайте с утвердительной интонацией. • Вороненку гнездо – родимая хатка. • Кабы куст был не мил, соловей гнезда б не свил | Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке. | Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель |
2. Кроссворд | – Мы прочитаем рассказ, а название его определим, разгадав кроссворд (см. ресурсный материал). Какое ключевое слово у нас получилось? (Глухарь.) – Что мы знаем о глухарях? | Разгадывают кроссворд. Учитель рассказывает о глухаре (см. ресурсный материал) | и задачу. Дополняют, уточ-няют высказанные мнения по существу полученного задания |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока | – Отгадайте загадку: Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом – Чудеса увидишь в нем. (Лес.) – Лес – это самое удивительное и прекрасное творение природы. Мы отправляемся в путешествие в лес. Давайте вспомним правила поведения в лесу: не шуми в лесу, не разоряй птичьих гнезд, не разводи костров, не оставляй мусор, не нарушай тишины, не мешай лесным жителям. – Прочитайте тему урока. Можно ли по названию рассказа определить, о ком или о чем пойдет речь в рассказе? – Определите цели урока, используя опорные слова: • Мы познакомимся с… • Мы узнаем… • Мы вспомним… • Мы будем уметь… • Мы сможем поразмышлять… – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией В. П. Астафьева | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме |
IV. Подготовка к восприятию произведе- | Рассказывает о творчестве писателя (см. ресурсный материал) Сл.3 | Слушают рассказ учителя. | Осуществляют анализ объектов с опорой |
ния. Знакомство с биографией автора | | Задают вопросы о творчестве автора | на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета |
V. Работа над содержанием текста. 1. Работа с толковым словарем. | Проводит словарную работу. – Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. – Что означает это название? (Птица, глухарь.) – Что вы знаете об этих птицах? – Почему птицы носят такое название? – Послушайте голоса птиц (Звучит токование глухаря.) Что услышали? – Отправляемся в особый лес, тайгу. Посмотрите на картину. Что такое тайга? (Тайга – труднопроходимый лес.) – И в тексте нам тоже встретятся трудные слова. Научимся читать и понимать их. Сл.4-6 Тайга – труднопроходимый лес. Просека – полоса в лесу, лесопарке, очищенная от деревьев. Пастьба – место, где пасут скот. Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю. Папоротник – растения с крупными листьями. Черничник – заросли черники. Покоробленные – кривые. Напружены – напряжены. Космы (прост.) – взлохмаченные пряди волос, здесь густые заросли трав и мха. Черничник – заросли черники. Альпийские (луга) – растущие в горах, высокогорные. Зарождающийся – начинающий жить, существовать. Озираться – оглядываться. Покоробленные леса – искривленные. Редколапые ели – редкие ветви. | Работают с толковым словарем. | Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Осуществляют контроль по результату |
| Робкая листва – в безветренную погоду легкое колыхание листьев. Пихта – хвойное дерево. Папоротник – растение с крупными листьями. Ощупывать глазами – осматривать внимательно. Закостенелые крылья – неподвижные. Дремная пленка – закрывались глаза от удовольствия. | | |
2. Первичное чтение произведения | Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку. – Сейчас вы прослушаете текст. Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания. – Понравилось произведение? – Выразите свое мнение о произведении одним словом. – Что чувствовали при чтении? Обоснуйте свои чувства. – Что вам особенно понравилось в этой истории? Чему учит это произведение? – От чьего лица ведется рассказ? – Назовите героев произведения | Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения. Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения | |
VI. Повторное чтение и анализ произведения | Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. – Какую птицу охотники называют капалухой? Подумайте, откуда могло произойти такое название? – Где происходило действие? – Что делали дети в тайге? – Где и как обнаружили гнездо капалухи ребята? – Где поднялся шум? – Что почувствовал рассказчик, когда увидел птицу? – Найдите в тексте и прочитайте ответы на вопросы. Почему сердце автора забилось от испуга? – Помогают ли представить ситуацию выражения «озираться по сторонам», «ощупать глазами бугор», «сердце мое забилось от испуга»? – Как выглядело гнездо? | Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. | Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся. Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществля |
| – Почему дети не взяли яйца? – Что вас поразило, удивило в этой части? – Какой матерью была капалуха? – Кого она вам напоминает? Почему? – Что испытала птица? – Как об этом сказал автор? – Что испытывали ребята? – А глухарка? – Какие чувства испытали вы? – Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Расскажите, какой момент изображен? – Найдите строчки для подписи. Прочитайте. – Найдите эпизод, где описывается, как мечется капалуха. Как вы понимаете смысл слов автора «Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце»? – Какие строки рассказа говорят о самоотверженной любви капалухи к птенцам? Прочитайте их. – Найдите в тексте диалог автора и ребят. Кто из них думает о птицах и окружающей природе как о живом, а кто относится к ней беспечно, не думая о последствиях? – Как закончилась встреча мальчиков с капалухой? – Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая или нет? – Найдите слова, которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда люди приблизились к гнезду. (Металась в стороны; крылья разброшены, мела ими; закостенели от неподвижности; пыжилась и не могла взлететь.) – Почему автор выбрал именно эти слова и выражения? (Чтобы показать состояние птицы.) – Что автор показал во внутреннем состоянии птицы? (Испуг, гнев, бесстрашие.) – Какой матерью была капалуха? (Заботливой, бесстрашной, отважной.) – Что еще вас поразило, удивило, что нового для себя вы узнали? (Птица выщипывает перья, голым животом греет яйца.) – Прочитайте последнюю часть рассказа. – Подчеркните слова, которые указывают на то, как изменилось поведение глухарки после ухода людей. (Сидела на сучке, вытянув шею, целилась на гнездо, плавно | Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения | ют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулируют свое мнение и позицию. Строят монологические высказывания. Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делают выводы, извлекают информацию из различных источников. Аргументируют свою позицию. Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условия- |
| слетела, заползла в гнездо, распустила крылья, замерла.) – Что вы можете сказать о состоянии капалухи? (Глаза ее начали затмеваться дремной пленкой. Успокоилась, но была настороже.) Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит к итогу. – Определите жанр этого произведения. – Определите тему произведения. – Назовите главное действующее лицо этого произведения. – Какова главная мысль произведения? – Какой вывод вы сделали для себя? – Любовь к природе, животным облагораживает чувства человека. Как связать пословицу: «Добра мать до своих детей, а земля до всех людей» с содержанием текста? – Главное назначение человека – творить добро. Беречь землю, все живое на ней, и тогда земля, природа будет добра к нам. – Что значит быть добрым к природе? Природа, ее красота помогают человеку стать добрее, а человеческая доброта помогает природе стать красивее. Вспомните слова М. М. Пришвина: «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы.. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». – Прочитайте последний абзац рассказа. Почему именно им завершает произведение Астафьев? – Подумайте, какую главную мысль содержит этот рассказ? (Загрязнение окружа- ющей среды, уничтожение редких видов животных и растений, проблема мусора.) – Какие правила поведения в лесу мы должны соблюдать? (Не шуметь, чтобы не мешать жить лесным жителям. Не оставлять мусор после себя, не разводить костер без взрослых. А если разводим, то обязательно его хорошо потушить. Если увидели гнездо, то ни в коем случае не трогать яйца, которые в нем лежат. Птица может бросить гнездо и т. д.) | Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения | ми ее реализации |
VII. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. • Подготовить рассказ о капалухе как о заботливой матери. • Найти дополнительную литературу о птицах нашего края. • Прочитать рассказ В. Астафьева «Пищуженец». • Придумать свой рассказ о том, как вы были в лесу летом | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи |
VIII. Итог урока. Рефлексия | Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам. – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Что нового вы узнали о поведении животных? – В чем человек мог бы брать пример с животных, о которых вы читали? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Пригодятся ли вам знания, полученные на этом уроке? – Над чем вы задумались, читая этот рассказ? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Осуществляют самоконтроль учебной деятельности |
Ресурсный материал к уроку
КРОССВОРД
| | | | 1 | | | | | 1. В воде купался, А сух остался. (Гусь.) 2. Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел.) 3. Не царь, а в короне, Не всадник, а со шпорами. (Петух.) Ключевое слово: глухарь. | 4. Что же это за девица? Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. (Ежиха.) 5. Угадайте, что за птица: Света яркого боится, Клюв крючком, глаза пятачком, Ушастая голова. Это… (сова). | 6. Я весь день ловлю жучков Уплетаю червячков. В край далекий не летаю, Здесь, под крышей, обитаю. (Воробей.) 7. Маленький рост, длинный хвост, Серая шубка, острые зубки. (Мышь.) |
2 | | | | | | | | | |||
| 3 | | | | | | | | |||
| 4 | | | | | | | | |||
| 5 | | | | | | | | |||
| | 6 | | | | | | | |||
| 7 | | | | | | | |
РАССКАЗ О ГЛУХАРЕ
Глухарь – одна из древнейших птиц на Земле. Это большая черная птица, краснобровая и бородатая. Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Гнездятся на земле и деревьях. Обычно держатся тех мест, где вывелись. Зимой птицы кормятся хвоей сосен, пихт, кедров. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. Удивительное зрелище – вылет птиц из-под снега. Идешь на лыжах, кругом молочная гладь, снежинки сверкают на солнце. И вдруг из-под ног вырывается стая птиц с громким хлопаньем крыльев, словно рядом рвут на части брезент. И снежная пыль забивается в глаза. Часто гибнут под ледяной коркой.
Выводят птенцов глухари в конце мая – начале июня. Откладывают от 4 до 15 яиц на земле, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Высиживают потомство, как куры, три недели. Малыши, едва обсохнув, ходят за родителями и вскоре начинают сами кормиться мухами, муравьями, ягодами. Водит птенцов только мать. Она же учит их добывать корм и хорониться в траве в минуту опасности.
Самка меньше самца. Глухарка светло-коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Ее даже не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев.
Весной, когда глухарь-петух поет свою песню, он часто ничего не слышит. За то и прозван глухарем.
Этих птиц осталось мало на Земле. Их надо беречь и охранять.
РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О В. П. АСТАФЬЕВЕ
Астафьев Виктор Петрович (1924–2001) – русский писатель. Родился 1 мая 1924 в д. Овсянка Красноярского края в семье крестьянина. Родители были раскулачены, и Астафьев попал в детский дом. Во время Великой Отечественной войны ушел на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, получил тяжелое ранение. Вернувшись с фронта, Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем в Пермской области.
В творчестве Астафьева в равной мере воплотились две важнейшие темы советской литературы 1960–1970-х годов – военная и деревенская. В его творчестве – в том числе в произведениях, написанных задолго до горбачевской перестройки и гласности, – Отечественная война предстает как великая трагедия.
В 1996 году Астафьев получил Государственную премию России, в 1997 – Пушкинскую премию фонда Альфреда Тепфера (Германия). Умер Астафьев в родном селе 29 ноября 2001. Здесь же похоронен. Произведения автора – это, по сути, его жизнь. Сегодня мы прочитаем рассказ «Капалуха».