Файл: Взаимодействие доу и семьи по формированию патриотических представлений через проектную деятельность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию патриотических представлений через проектную деятельность.
Одной из основных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в программе обучения и воспитания в детском саду, является патриотическое воспитание детей, воспитание в подрастающем поколении любви к родному краю, к своей родине, труду, к культуре родного народа.

Мы знаем, что формирование патриотических чувств, проходит эффективнее, если есть тесная связь детского сада с семьёй.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Задача дошкольного учреждения и педагогов донести до родителей, что семья обладает особыми педагогическими возможностями, которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально – нравственную насыщенность отношений. Семья – первый коллектив ребёнка, часто родители забывают, что ребёнок должен чувствовать себя равноправным членом этого коллектива.

Построение модели взаимодействия родителей и педагогов в образовательном процессе дошкольного учреждения предполагает решение следующих задач:

- сделать ДОУ и семью союзниками в воспитании детей;

- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитан­ника;

- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

- привлечь родителей к участию в образовательном процессе дошкольного учреждения;

- объединить усилия в работе по патриотическому воспитанию, которая включает в себя комплекс задач:

- формирование представлений о семье и человеке;

- формирование представлений о родном крае и о его природе;

- воспитание у ребенка любви и привязанности к детскому саду, улице,   городу;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- развитие чувства гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.


Поскольку наиболее проблемной сферой для воспитателей являются вопросы, связанные с включением родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения, в работе по данному направлению мы решили использование технологию проектирования.

Благодаря участию родителей в проектах, у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют  роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии.

В рамках различных проектов, вместе с родителями дети посетили музеи, выставки, достопримечательности города, края. В семье дети выполняли совместные художественно-творческие работы, сочиняли рассказы и сказки, подбирали иллюстрации, фотографии и художественные произведения по теме проектов.

Поначалу было сложно убедить родителей, участвовать в проектной деятельности. Начинали с просьб: найти картинку, сделать поделку, нарисовать рисунок с детьми по теме.

Постепенно у родителей возрос интерес к мероприятиям, проводимым в группе, и в детском саду. Они с увлечением сами рассказывали о новой для них информации, найденной в процессе работы с ребенком над проектом.

Вся работа по проектной деятельности выстраивается нами по этапам:

Первый этап – выбор темы исследования. Тема должна быть достаточно широкой, чтобы каждый ребенок смог найти в ней интересующий его аспект.

Второй этап, самый обширный – сбор информации. Создаются оптимальные условия для реализации поисково-познавательной детской деятельности.

Третий этап – реализация проекта. В ходе реализации этого этапа организуется совместная творческая, экспериментальная, продуктивная деятельность с детьми.  В ходе этого этапа ребенок имеет возможность проявить себя с разных, иногда совершенно неожиданных сторон, что, несомненно, способствует развитию его личности, повышению самооценки.

Четвертый этап – презентация. Это самый яркий и запоминающийся этап. Наша задача на этом этапе, дать возможность проявить себя всем детям, для того чтобы они смогли рассказать о своих находках, достижениях,  осмыслить результаты своей деятельности, повысить самооценку. В процессе своего выступления перед сверстниками или перед взрослыми, ребенок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения.



В содержание проектов мы включаем разнообразные мероприятия, с применением различных форм и методов работы: занятия, праздники, экскурсии, игры. Представление продукта проектной деятельности происходит в форме выставок, занятий, акций.

Свою работу по данному направлению мы начали в средней группе с привития детям любви к родителям, своему дому, к детскому саду, городу, а именно с проекта «Моя малая Родина».

Совместно с родителями пополнили уголок патриотического воспитания альбомами с семейными фотографиями, иллюстрациями, изображающими членов семьи, набором кукол «Семья», иллюстрациями, показывающими эмоциональное состояние людей и прочим. Что сразу же нашло отражение в деятельности детей.

Ребята с удовольствием рассматривали фотографии, рассказывали друг другу о членах семьи, с гордость называли их по имени отчеству.

Для выявления творческого потенциала родителей и их желания сотрудничать мы предложили сделать семейную поделку из овощей и фруктов для организации выставки.

Название выставка носила необычное «Угадайте, кто такой, это сделал я с семьёй», а не традиционное «Овощные фантазии». Само название предлагало детям рассказать не только о поделке, но и процессе её изготовления. Родители нас поразили своими ручными умениями, воображением, а главное готовностью принимать участие в жизни детского сада.

Так же п ровели экскурсии с детьми на кухню, в кабинет медицинского работника, на рабочее место прачки. Ребята с удовольствием рассматривали оборудование, задавали много вопросов.

В рамках знакомства с детским садом и его окружением, нами были запланированы и проведены экскурсии:

- по улице пл. Ленина

- к магазину

- к новогодней ёлке

- к перекрёстку

Стали постепенно формировать понятия «Улица», «Город». На этом этапе мы столкнулись с проблемой: детям было очень трудно разграничить эти понятия. Нам на помощь снова пришли родители. Мы познакомили их с нашей работой, и предложили изготовить семейный проект по изучаемой теме. Проведя индивидуальные консультации, для каждой семьи выбрали объект для изготовления и технику исполнения. Это были и макеты комнат, фотографии семьи из теста, генеологическое древо. Одновременно предложили провести семейные ознакомительные экскурсии по своей улице.

Параллельно мы с ребятами рассматривали фотографии улиц города, значимых объектов.


выполнили аппликацию «Большой дом», организовывали сюжетные и строительные игры по теме «Дорога».

Конечным продуктом мы выбрали проведение занятия – путешествия «По улицам города». Родители изготовили макеты, которые мы включили в занятие. В зависимости от макета, изготовленного семьёй, мы знакомились либо с членами семьи, либо с комнатой ребёнка, либо с двором, в котором ребёнок проживает. Каждый ребёнок провёл презентацию, и с гордостью рассказал о своём макете.

  «Почему так названы улицы нашего города?» Этот вопрос был задан Ульяной, когда мы ехали в музей игрушки. Это стало темой очередного проекта.

Начался сбор фотографий, иллюстраций, книг, календарей, открыток с видами города, конечно же, с помощью родителей.

Провели цикл рассказов «Чьи имена носят наши улицы», дидактические игры: «Экскурсия по городу» (на материале фотовыставке). «Вот моя улица, вот мой дом» (на материале фотографий, рисунков и карты города).

В игре «Путешествие по городу» закрепили знания детей по теме «Улицы города»;

Используя фотографии, открытки, показали разницу, как выглядел город раньше и как выглядит сейчас; Рисовали «Улицы нашего города».

При подготовке к Факультативу «Сказка в музыке, живописи, поэзии», рассматривали картину «Три богатыря», читали былины о богатырях, само собой возникло желание у детей больше узнать, а как раньше защищали Родину, кто такие богатыри. Возник проект «Богатыри земли Русской»

Работу начали с пополнения наглядного дидактического материала в центре патриотического воспитания. Подобрали иллюстрированный материал о древней Руси, богатырях, о Российской армии. Формируя, понимание того, что Россия — страна с большой многовековой историей провели тематические беседы, на которых рассказали детям о жизни славян, наших предков, о русских богатырях. Показали мультимедийную презентацию по теме «Русские богатыри», мультфильмы о русских богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. Дети с интересом рассматривали изображения снаряжения богатырей, стрелы, которые хранились в колчане, лук, щит, булава; одежду, которая защищала богатыря во время битвы с врагами — кольчуга, шлем.

Постепенно от русских богатырей, перешли к теме «Российская Армия». Предложили детям узнать у своих пап и дедушек о службе в армии и рассказать в детском саду, оформили коллекцию игрушек военной техники. Ребята с гордостью рассказывали о службе своих пап и дедушек. В беседе с детьми «Зачем нужна армия», уточнили знания о разных родах войск, их особенностях. Для расширения знаний детей использовали знакомство с художественной литературой: чтение,
заучивание стихотворений, отгадывание загадок о военной технике, оружии. Свои знания о современной армии дети отображали в рисунках, в сюжетно-ролевых играх Итогом всей работы по проекту стало тематическое развлечение с мультимедийной презентацией «Есть такая профессии — Родину защищать.

В подготовительной группе вопрос воспитателя: «За что ты любишь свой город?» подвел к выполнению индивидуальных проектов. Дети с помощью родителей провели собственное исследование, что же в нашем городе есть интересного, важного, отличающего от других городов. Во время презентации проектов с интересом рассказывали все то, что им удалось узнать. Особенно подчеркивали, то что им рассказали члены семьи из своей истории.

В рамках проекта «Земля Нижегородская» было проведено несколько мероприятий по различным темам. Это и «Промыслы Нижегородского края», и «Природа Нижегородского края», «История Нижегородской губернии». На вводном занятии с учителем –логопедом, ребята «путешествовали» по Нижегородской области. Рассмотрели красоту природы, познакомились с промыслами Нижегородской области. На занятии по рисовании расписывали деревянных матрешек. Дети рассказывали о своих поездках с родителями в Нижний Новгород. Приносили свои фотографии. Появилась новая тема для рисования - это герб Сарова и Нижегородской области. У Даши лучше всех получалось рисовать оленя, поэтому она стала специалистом к которому все обращались за помощью.

Проектно-исследовательский метод убедил нас, что организация работы в ДОУ по патриотическому воспитанию при тесном взаимодействии с родителями может быть увлекательной, разнообразной, личностно и общественно значимой. Участие в проектно-исследовательской деятельности дает возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату, способствует воспитанию патриотических чувств у маленьких граждан. У наших воспитанников повысился уровень интереса и желания заниматься проектной деятельностью

А самое важное то,  что в процессе организованной нами детской  исследовательско — проектной деятельности, связанной с историей нашей страны, у дошкольников прочно  формируются патриотические чувства и складываются определённые нормы морали, основанные на уважении к людям старшего поколения, любви к своей малой Родине и к Отечеству в целом.