Файл: Пручай Анна Анатольевна Содержание рабочая программа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное образование Брюховецкий район
муниципальное автономное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 имени А.П. Маресьева

ст. Брюховецкой муниципального образования Брюховецкий район

(МАОУ СОШ № 2 им. А.П.Маресьева)
УТВЕРЖДАЮ:

Директор МАОУ СОШ № 2

_______________Хубиев Р.Х.

«_____»_____________2021г


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

с обучающимися с ОВЗ 5-9 класс

ориентированная для обучающихся 5-х – 9-х классов по адаптированным основным общеобразовательным программам с задержкой психического развития

на основе авторских программ «Уроки психологического развития в средней школе (5-6 классы)» Локаловой Н.П., М., «Тропинка к своему Я (уроки психологии в средней школе (5-6 классы)» Хухлаевой О.В. М., «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» Семенович А.В., М., «Генезис» и «Я – подросток. Программа уроков психологии», автора Микляева А. В, пособие для школьного психолога.

Педагог - психолог

Пручай Анна Анатольевна


Содержание


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 1

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ 1

1.Пояснительная записка 3

Психолого-педагогические особенности развития детей с задержкой психического развития 4

2. Общая характеристика программы коррекционно-развивающего курса 13

3. Описание места коррекционного курса в учебном плане 15

4. Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса 15

5. Ожидаемые результаты реализации программы 15

Способы отслеживания и контроль 18

6. Содержание коррекционного курса 20

Программа психолого-коррекционных занятий с обучающимися с ОВЗ 5 класс 20

Программа психолого-коррекционных занятий с обучающимися с ОВЗ 6 класс 21

Программа психолого-коррекционных занятий с обучающимися с ОВЗ 7 класс 23

Программа психолого-коррекционных занятий с обучающимися с ОВЗ 8 класс 25

Программа психолого-коррекционных занятий с обучающимися с ОВЗ 9 класс 28

7.Материально-техническое обеспечение программы: 30

МЕТОДИЧЕСКАЯ И УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА 31






  1. Пояснительная записка


Рабочая программа коррекционно-развивающего курса для обучающихся 5-9 классов с задержкой психического развития (далее ЗПР) составлена в соответствии с требованиями адаптированной основной образовательной программы основного среднего общего образования обучающихся с ЗПР, на основе авторских программ «Уроки психологического развития в средней школе (5-6 классы)» Локаловой Н.П., М., «Тропинка к своему Я (уроки психологии в средней школе (5-6 классы)» Хухлаевой О.В. М., «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» Семенович А.В., М., «Генезис» и «Я – подросток. Программа уроков психологии», автора Микляева А. В, пособие для школьного психолога.


Цель программы: создание системы комплексной помощи обучающимся с ЗПР в освоении адаптированной основной образовательной программы основного общего образования, коррекция недостатков в физическом, психическом развитии обучающихся, их социальная адаптация.

Задачи программы:

- определение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;

- осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

- повышение возможностей обучающихся с ЗПР в освоении адаптированной основной образовательной программы основного общего образования и интегрировании в образовательный процесс с учетом степени выраженности и механизма речевого недоразвития;

- создание и реализация условий, нормализующих анализаторную, аналитикосинтетическую и регуляторную деятельность на основе координации педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексной медикопсихолого-педагогической коррекции;

- оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ЗПР консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, психологическим, правовым и другим вопросам.

Психолого-педагогические особенности развития детей с задержкой психического развития


Категория детей с ЗПР – наиболее многочисленная группа среди детей с ОВЗ, характеризующаяся крайней неоднородностью состава, которая обусловлена значительным разнообразием этиологических факторов, порождающих данный вид психического дизонтогенеза, что обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений.

Функциональная и/или органическая недостаточность центральной нервной системы в некоторых случаях приводит к большей выраженности и стойкости нарушения при ЗПР, что определяет необходимость обеспечения специальных образовательных условий при их обучении на уровне основного общего образования.

Даже при условии получения специализированной помощи в период обучения в начальной школе обучающиеся с ЗПР как правило продолжают испытывать в той или иной степени затруднения в учебной деятельности, обусловленные дефицитарными познавательными способностями, специфическими недостатками психологического и речевого развития, нарушениями регуляции поведения и деятельности, снижением умственной работоспособности и продуктивности. Общими для всех детей с ЗПР являются трудности произвольной саморегуляции, замедленный темп и неравномерное качество становления высших психических функций, мотивационных и когнитивных составляющих познавательной деятельности. Для значительной части детей и подростков с ЗПР типичен и дефицит социально-перцептивных и коммуникативных способностей, нередко сопряженный с проблемами эмоциональной регуляции, что в совокупности затрудняет их продуктивное взаимодействие с окружающими.



С переходом от совместных учебных действий под руководством учителя (характерных для начальной школы) к самостоятельным (на уровне основной школы), к подростку с ЗПР предъявляются требования самостоятельного познавательного поиска, постановки учебных целей, освоения и самостоятельного осуществления контрольных и оценочных действий, инициативы в организации учебного сотрудничества. По мере взросления у подростка происходит качественное преобразование учебных действий моделирования, контроля, оценки и переход к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе. Характерной особенностью подросткового периода становится развитие форм понятийного мышления, усложняются используемые коммуникативные средства и способы организации учебного сотрудничества в отношениях с учителями и сверстниками. Акцент в коммуникативной деятельности смещается на межличностное общение со сверстниками, которое приобретает для подростка особую значимость. В личностном развитии происходят многочисленные качественные изменения прежних интересов и склонностей, качественно изменяется самоотношение и самооценка в связи с появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний. У девятого класса завершается внутренняя переориентация с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых. Следует учитывать ряд особенностей подросткового возраста: обостренную восприимчивость к усвоению норм, ценностей и моделей поведения; сложные поведенческие проявления, вызванные противоречием между потребностью в признании их со стороны окружающих и собственной неуверенностью; изменение характера и способа общения и социальных взаимодействий. Процесс взросления у детей с ЗПР осложняется характерными для данной категории особенностями. У подростков с ЗПР часто наблюдаются признаки личностной незрелости, многие из них внушаемы, легко поддаются убеждению, не могут отстоять собственную позицию. Особые сложности могут создавать нарушения произвольной регуляции: для них характерны частые импульсивные реакции, они не могут сдерживать свои стремления и порывы, бывают не сдержаны в проявлении своих эмоций, склонны к переменчивости настроения. В целом у всех обучающихся с ЗПР отмечается слабость волевых процессов, что проявляется в невозможности сделать волевое усилие при учебных и иных трудностях.


У подростков с ЗПР несформированы внутренние критерии самооценки, что приводит к снижению устойчивости по отношению к внешнему негативному воздействию со стороны окружающих, проявляется в несамостоятельности, неустойчивости позиций при решении тех или иных вопросов и поведения в целом, в шаблонности суждений. Обучающиеся с ЗПР демонстрируют как правило завышенный уровень притязаний эгоцентрического характера. Недостатки саморегуляции во многом сказываются на способности к планированию, приводят к неопределенности интересов и жизненных перспектив.

При организации обучения важно учитывать особенности познавательного развития, эмоционально-волевой и личностной сферы обучающихся с ЗПР, специфику усвоения ими учебного материала.

Особенности познавательной сферы

Своеобразие познавательной деятельности при ЗПР является основной характеристикой в структуре нарушения, поскольку связана с первичным состоянием функциональной и / или органической недостаточности ЦНС. У подростков с ЗПР отмечается снижение уровня по степени сформированности структуры познавательной деятельности. Познавательные процессы снижены по уровню продуктивности, затруднен процесс их формирования и компенсации.

Сохраняется неустойчивость внимания, снижение объема, переключаемости и концентрации, трудности переключения с одного вида деятельности на другой. Отличительными особенностями внимания подростков с ЗПР являются повышенная истощаемость и пресыщаемость, выраженная зависимость от внешних посторонних воздействия, сниженная помехоустойчивость, сложность удержания при необходимости выполнения длинного ряда операций. Школьники не могут дифференцировать раздражители по степени важности, сосредотачиваться на существенных признаках, быстро отвлекаются.

Смысловые приемы запоминания долго не формируются, школьники с ЗПР чаще используют механическое заучивание, но по причине слабости следов памяти и снижения объема непрочно запоминают материал.

В большей степени оказывается нарушена мыслительная деятельность обучающихся с ЗПР. В мотивационном компоненте школьники демонстрируют слабую познавательную и поисковую активность в решении мыслительных задач, поверхностность при выборе способа действия, отсутствие стремления к поиску рационального решения. В операциональной основе мыслительной деятельности наблюдаются трудности при выполнении логических действий анализа и синтеза, классификации, сравнения и обобщения.


Обучающимся с ЗПР сложно самостоятельно проводить анализ на основе выделения и сопоставления признаков объектов, явлений и понятий, определять существенные признаки, опираться на них при умозаключениях. Трудности вызывают построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей, доказательство и обоснование ответа, умение делать вывод на основе анализа информации, подводить вывод. Подросток с ЗПР затрудняется обобщать понятия, осуществляя логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом, обобщать, интегрировать информацию из различных источников и делать простейшие прогнозы.

Затруднения могут вызвать задания на построение рассуждения на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки, на выполнение сравнения объектов по наиболее характерным признакам и формулировка выводов по результатам сравнения. При выполнении классификации, объединении предметов и явлений в группы по определенным признакам сложности возникают при самостоятельном определении основания и вербальном обозначении.

Выраженные трудности обучающийся с ЗПР испытывает при необходимости давать определение понятию на основе оперирования существенными и второстепенными признаками

Понятийные формы мышления долгое время не достигают уровня соответствующего развития, затрудняется процесс абстрагирования, оперирования понятиями, включения понятий в разные системы обобщения. Школьники с ЗПР нуждаются в сопровождении изучения программного материала дополнительной визуализацией, конкретизацией примерами, связью с практическим опытом.

Для подростков с ЗПР характерна слабость речевой регуляции действий, они испытывают затруднения в речевом оформлении, не могут спланировать свой действия и рассказать о них, дать вербальный отчет.

Особенности речевого развития

У подростков с ЗПР сохраняются недостатки фонематической стороны речи, они продолжают смешивать оппозиционные звуки, затрудняются выполнить фонематический разбор слова, остаются нестойкие замены и смешения букв на письме, нечеткая дикция и отдельные нарушения звуко-слоговой структуры в малознакомых сложных словах.

Навыки словообразования формируются специфично и запозданием, им сложно образовывать новые слова приставочным и суффиксальным способами в различных частях речи, они допускают аграмматизм, как в устной, так и в письменной речи.