Файл: Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 25.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 184
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Единый государственный экзамен, 2022 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Тренировочный вариант №12 от 14.02.2022 8 / 15
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию
Часть 1
Количество правильных ответов в заданиях 2, 4, 5, 7-12, 14, 16 нефиксируется и в экзаменационной работе может быть отдвухдо четырёх.
Правильное выполнение заданий 1, 9 и 12 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.
Правильное выполнение заданий 2–8, 10, 11, 13–16 оценивается 2 баллами. Ответы на эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) – 1 балл; неверное выполнение задания (указание двух или более ошибочных цифр) – 0 баллов.
№ задания | Правильный ответ |
1 | 45 |
2 | 136 |
3 | 32112 |
4 | 234 |
5 | 23 |
6 | 31212 |
7 | 245 |
8 | 134 |
9 | 234 |
10 | 135 |
11 | 35 |
12 | 23 |
13 | 13123 |
14 | 12 |
15 | 13321 |
16 | 13 |
Часть 2
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 220214
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. Клиффорд Гиртц называет культуру «системой регулирующих механизмов, включающих планы, рецепты, правила, инструкции… которые служат для управления поведением». Он считает, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы: «Не обусловленное моделями культуры (системами значимых символов) поведение человека стало бы практически неуправляемым, оно сводилось бы к спонтанным бессмысленным поступкам и безудержным эмоциям, у человека практически не мог бы сформироваться опыт».
О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию…
Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать её репрессивной? Именно так считал Зигмунд Фрейд. Он исследовал конфликт
между культурой (или «цивилизацией») и инстинктивным началом человеческой натуры. Часто культура действительно подавляет побуждения человека, главным образом, сексуальные и агрессивные. Но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются…
Но, учитывая важность влияния культуры на поведение людей, мы не должны вместе с тем преувеличивать её возможности. Способность культуры управлять человеческим поведение ограничена по многим причинам. Прежде всего, небеспредельны возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже если общество высоко ценит такие подвиги. Точно также существует предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг…
Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических джунглях с влажным климатом, не
Единый государственный экзамен, 2022 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Тренировочный вариант №12 от 14.02.2022 9 / 15
принято в течении длительного времени возделывать определённые участки земли, поскольку на них нельзя долго получать высокие урожаи зерновых.
Поддержание устойчивого общественного порядка также ограничивает влияние культура. Само выживание общества диктует необходимость осуждения таких поступков, как убийство, воровство и поджог. Если бы эти поступки получили широкое распространение, стало бы невозможным сотрудничество между людьми, необходимое для собирания или производства продуктов питания, обеспечения жильём и осуществления других важных видов деятельности.
21
21
21
17
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
соответствующих фрагментов текста | |
Указания по оцениванию Если в развёрнутом ответе наряду с требуемым количествомкорректно приведённых элементов ответа / позиций приведеныдополнительные(сверхтребуемоговусловиизаданияколичества) элементы / позиции, содержащие неточности /ошибки,искажающиесмыслответа,топриоцениваниидействуетследующее правило:
| |
Какое определение культуры приведено автором? (Выпишите соответствующее предложение из текста.) Как автор объясняет положение о «репрессивном» характере культуры? Какие факторы по мнению автора, ограничивают воздействие культуры на поведение человека (укажите любые три фактора)?
| |
Даны правильные ответы на три вопроса | 2 |
Даны правильные ответы на два любых вопроса | 1 |
Дан правильный ответ на один любой вопрос. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальныйбалл | 2 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Автор пишет об ограничениях, которые связаны с культурой. Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социальный контроль».
22
18
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 220214
(Вобъяснениисмысла/определениипонятиядолжнобытьуказанонеменеедвух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дановодномили несколькихраспространённыхпредложениях.)
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 220214
Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров) | |
Указания по оцениванию Если в развёрнутом ответе наряду с требуемым количествомкорректноприведённыхэлементовответа/позицийприведеныдополнительные(сверхтребуемоговусловиизаданияколичества)элементы/позиции,содержащиенеточности / ошибки, искажающие смысл ответа, то приоценивании действует следующееправило:
| |
Правильно приведены три примера с указанием результата социализации для каждого из них | 3 |
Правильно приведены два-три примера с указанием результата социализации только для двух из них | 2 |
Правильно приведены один-три примера с указанием результата социализации только для одного из них | 1 |
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 3, 2 и 1 балла. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальныйбалл | 3 |