Файл: Психологические и социальные отличия предпринимателей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Психологические и социальные отличия предпринимателей
Предприниматели обладают особыми психологическими и социальными

качествами:

• внутренний локус контроля (убежденность в том, что жизненный успех зависит от его личных усилий больше, чем от внешних обстоятельств — «все зависит от меня»);

• потребность в достижении (стремление добиваться успеха, превзойти достигнутый уровень — «у меня лучше»);

• готовность к риску (способность успешно действовать в ситуациях с неопределенностью, опасностью, требующих нарушения установленных норм, правил — «нравится рисковать»);

• способность находить решение проблем (находя решение значимых для потребителя проблем, предприниматель создает для них ценность, за счет чего и получает прибыль — «я помогаю»);

• склонность к инновациям (стремление найти или создать новое (ранее не существовавшее и (или) более эффективное) решение и суметь его предложить потребителям с целью получения прибыли — «такого ни у кого нет»);

• лидерство (эффективнее влияет на окружающих с целью достижения цели — «следуйте за мной»);

• определенные базовые ценности (индивидуализм — в противовес коллективизму, предпочтение равенства шансов — в противоположность имущественному равенству — «каждый за себя»);

• независимость (при принятии решений действует в большей степени исходя из собственных целей и интересов — «я сам могу»);

• эгоизм (очень любит свою работу, ему нравится процесс создания и становления организации — «это мое детище»).

Рассмотрим подробнее основные отличия предпринимателей.

Особенности сгруппированы по ключевым элементам предпринимательской деятельности: общее предпринимательское поведение, предпринимательский процесс и ценность результатов предпринимательства (рис.).


Рисунок – Социопсихологические отличия предпринимателей

1. Поведение, свойственное предпринимателю.

1.1. Успех мотивирует сильнее, чем неудача (Д. Макклелланд и др.). Отличительной особенностью предпринимателей является выраженное преобладание мотивации достижения успеха. Для предпринимателя важнее установить себе позитивную цель и активно стремиться к ее достижению. Уверенность в своих возможностях, адекватная самооценка преобладают над мотивацией избегания неудач.

Предприниматель не допускает неуверенности и стремится исключить опасения от ожидания вероятной неудачи. Для предпринимателя не свойственна неадекватная самооценка, перед ним не стоит выбор: или очень трудные задачи, или очень легкие.


1.2. Взятие ответственности на себя (Дж. Роттер, Р. Брокхаус, М. Кетс де Врис, Д. Миллер, А.М. Эткинд, Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, Е.Г. Ксенофонтова и др.). Предприниматель уверен в том, что жизненный успех зависит от его личных усилий больше, чем от внешних условий: ответственность за происходящее переносит на себя (интернально). Убежден, что способен с большой вероятностью управлять важными для него событиями и брать на себя ответственность как за достижения и успехи, так и за неудачи.

1.3. Уверенность в себе (Ч.Ц. Чэнь, П.Дж. Грин, Э. Крик, Г.В. Широкова, Т.В. Цуканова, К.А. Богатырева и др.). Успешные предприниматели имеют устойчиво высокий уровень самоэффективности, убежденности в своих возможностях.
2. Включенность в предпринимательский процесс.

2.1. Действия по созданию бизнеса (Г.А. Алсос, Л. Колверейд, Н.М. Картер, У.Б. Гартнер, П.Д. Рейнольдс, К.А. Богатырева, Г.В. Широкова). Чем больше действий реализовано, тем ближе нарождающийся предприниматель к созданию бизнеса. Чем больше времени и усилий человек тратит на создания бизнеса, тем больше вероятность того, что он станет предпринимателем.

2.2. Активность в общественных организациях (А.Н. Татарко). Намерения человека открыть собственный бизнес и количество действий для их реализации напрямую зависят от количества общественных организаций, в которых принимает участие человек.

2.3. Ресурсы друзей по открытию бизнеса (А.Н. Татарко). Чем большими ресурсами обладают друзья, тем сильнее стремление стать предпринимателем и больше действий для этого совершается.

3. Разделение ценности результатов предпринимательства.

3.1. Прагматический тип культуры (А.С. Франц). Прагматическая культура избирательно воспринимается и усваивается людьми, имеющими личностные качества, необходимые для организаторской и предпринимательской деятельности.

3.2. Причины появления предпринимателей: доход, независимость и самореализация (В.П. Позняков и др.). В России традиционно следующие причины стимулируют большинство предпринимателей к занятию бизнесом:

• независимость, самостоятельность в работе;

• возможность реализовать свои способности;

• материальная обеспеченность.

Мотивы полезности своего бизнеса и достижения авторитета у окружающих меньше влияют на появление предпринимателей.



3.3. Мотивация в результате позитивных условий (В.П. Позняков и др.). К предпринимательской деятельности сильнее побуждает позитивная мотивация, помогает стремление к желаемому состоянию, например самореализация и независимость. Меньше шансов в предпринимательстве, если мотивация носит вынужденный характер. Например, если человеком движет неудовлетворенность материальным положением, ограниченной самостоятельностью и чувством бесполезности своей работы.
Подведем итог. Важно понимать, в чем заключаются отличия предпринимательской логики действий от логики поведения непредпринимателей (наемных работников). Основная особенность предпринимателей — умение гибко менять подход и порядок своих действий в зависимости от имеющихся ресурсов и ограничений.
Условия, влияющие на появление предпринимателя

Длительное время ученые изучают природу предпринимательства: мотивы и факторы становления и развития предпринимателя.

Эти исследования уточняются и дополняются для технологического предпринимательства. В итоге сложилась отдельная теория предпринимательских мотивов (индивидуальные мотивы и цели, социальное обучение, человеческий капитал и экологические факторы), согласно которой внутренние потребности и внешние вознаграждения мотивируют человека начать бизнес.

Поскольку факторов, побуждающих человека начать предпринимательство или препятствующих этому, немало, правильнее говорить о системе факторов. Если обобщить основные факторы, стимулирующие предпринимательство, то можно выделить пять групп факторов:

1) факторы человеческого капитала:

• полученное образование;

• предыдущий бизнес-опыт;

2) мотивационные и целевые факторы:

• желаемый вклад в экономику страны;

• социальный статус;

• готовность к риску (нравится ли рисковать);

• стремление заработать больше денег;
3) факторы среды:

• образовательные курсы;

• СМИ, социальные сети;

• помощь государства;
4) демографические факторы:

• семейное положение;

• наличие детей;

• возраст;

• семейные отношения;
5) факторы социального обучения:

• отец / мать / другие члены семьи вовлечены в бизнес;

• друзья и родственники вовлечены в бизнес.
Подведем итог. Для появления предпринимателя должен выполняться ряд условий. Например, на намерение начать бизнес влияют социальные аспекты: возраст, образование, социальный статус, семейное положение и пр. Но какие именно условия должны реализоваться у вас для принятия решения создавать бизнес, не
поддается прогнозированию, так как это очень индивидуально.


Социально-демографический портрет типичного российского технологического предпринимателя

Для лучшего понимания отличий технологического предпринимателя рассмотрим обобщенные результаты научного исследования российских и зарубежных технологических предпринимателей.

Например, исследование, проведенное российским научным коллективом под руководством профессора О.В. Хархордина (монография «Фантастические миры российского хай-тека»).

В настоящее время в российском обществе пока еще не сформировался понятный и массово принятый социальный образ технологического предпринимателя. Его социальная роль существенно размыта, нет четких, определенных культурных, статусных, профессиональных и экономических характеристик. Даже сами технологические предприниматели называют себя по-разному: инноваторы, ученые, инженеры, проектные менеджеры, технари, бизнесмены, серийные технопредприниматели, производственники и т.п.

Рассмотрим портрет типичного российского технологического предпринимателя, сформировавшийся за последнее десятилетие.

Это преимущественно мужчина в возрасте 30–50 лет с высшим образованием (реже — кандидат или доктор наук). Он создал свой первый инновационный бизнес-проект в возрасте 30–40 лет — этому предшествовала его работа в научных организациях, как правило, государственных, иногда в технологических корпорациях, реже — нетехнологическом бизнесе. Некоторые технологические предприниматели сохранили связь с предыдущим местом работы. Иногда они совмещают предпринимательство и научную карьеру в академических или отраслевых институтах и университетах.
Сравнение неинновационного и технологического предпринимателя
Сначала рассмотрим основные отличия технологической деятельности от предпринимательской в нетехнологических секторах экономики (торговли, услуг, финансах).

Что послужило толчком к появлению российских технологических предпринимателей? У технологических предпринимателей экономическая мотивация не всегда является основной, а скорее — вторичной. Для них прибыль, конкурентоспособность, масштаб бизнеса — не главное, более важными становятся такие мотивы, как статус, профессиональное признание и престиж.


Также большое значение имеют мотивы самореализации, стремление создавать новое, потребность заниматься техническим творчеством, т.е. в дополнение к мотивам классических предпринимателей они нацелены на создание уникальной технологии. Им важно видеть, как технические идеи воплощаются в конкретный продукт, их интерес — «сделать классную штуку».

Технологическими предпринимателями становятся ученые, которые хотят заниматься воплощением своих научных разработок в практику, инженеры и технологи, уставшие от однообразных задач и бюрократии крупных предприятий, университетские преподаватели, планирующие коммерциализацию своей разработки, иногда предприниматели, меняющие или дополняющие менее перспективные нетехнологические направления своего бизнеса на передовые сферы.

Другим отличительным мотивом является социальная ответственность.

Например, технологические предприниматели чаще практикуют использование повышенного социального пакета для сотрудников. Они проводят бережную кадровую политику (сотрудники — как команда или даже семья), чаще занимаются благотворительностью (организация или спонсорская помощь конкурсов юных инноваторов, поддержка отдельных школ, университетов, некоммерческих организаций, соревнований людей с ограниченными возможностями и т.п.). Технологические предприниматели стремятся не только производить и продавать инновационный продукт, но и изменять качество жизни людей. Они стремятся создавать для сотрудников прогрессивную форму организации труда, мечтают стать проводником передовых стандартов с целью достижения гармонии и нового уровня социальных отношений.

В исследовании было выявлено четыре формы организационной структуры у технологических предпринимателей:

1) высокотехнологическая компания (по всем правилам большого бизнеса и управления);

2) автономный научный коллектив (научная атмосфера с элементами бизнеса);

3) семейное дело (сотрудники как члены семьи — у всех свои обязанности);

4) проектная команда (сплоченная работа равных профессионалов).
В отличие от специалистов других отраслей предпринимательской деятельности технологическому предпринимателю, как правило, труднее сменить сферу работы. Так как его основной капитал — это научные и технологические знания (иногда узкоспециализированные), уникальные навыки, приобретаемые в результате долгой учебы и специализации