Файл: 1 Правовая и экономическая сущность минимального размера оплаты труда.docx
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| | |
СОДЕРЖАНИЕ
1 Правовая и экономическая сущность минимального размера оплаты труда
1.1 Основы правового регулирования минимального размера оплаты труда, нормативно-правовые акты
1.2 Экономическая природа установления минимального размера оплаты труда
2 Установление минимального размера оплаты труда в субъектах Российской Федерации
2.1 Порядок установления минимального размера труда и прожиточный минимум
2.2 Минимального размера оплаты труда, надбавки и другие выплаты
3 Минимальный размер оплаты труда как государственная гарантия в России
3.1 Минимальный размер оплаты труда как государственная гарантия трудовых прав
3.2 Основа защиты прав работников в трудовом праве РФ
Заключение
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Минимальный размер заработной платы (МРЗП) является одной из важных тем, которая рассматривается как в экономической, так и в социальной сферах. Он является государственным инструментом регулирования рынка труда и защиты прав работников на достойную оплату труда. МРЗП устанавливается правительством на основе социально-экономических условий в стране и учитывает уровень инфляции, экономический рост и другие факторы. Он может различаться в зависимости от региона, отрасли и квалификации работника.
Актуальность моей курсовой работы состоит в том, что минимальный размер заработной платы труда является важным инструментом защиты трудовых прав работников и государственной регуляции рынка труда в целом. Он обеспечивает минимальный уровень жизненного уровня для работников и защищает их от эксплуатации со стороны работодателей.
Цель курсовой работы - изучить и проанализировать влияние минимальной заработной платы на экономику и социальные аспекты.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
-
Изучить основы правового регулирования минимального размера оплаты труда, нормативно-правовые акты -
Проанализировать экономическую природу установления минимального размера оплаты труда -
Исследовать порядок установления минимального размера труда и прожиточный минимум -
Классифицировать минимальный размер оплаты труда, надбавки и другие выплаты -
Рассмотреть минимальный размер оплаты труда как государственная гарантия трудовых прав -
Ознакомиться с основами защиты прав работников в трудовом праве РФ
1 Правовая и экономическая сущность минимального размера оплаты труда
1.1 Основы правового регулирования минимального размера оплаты труда, нормативно-правовые акты
Минимальный размер оплаты труда - это установленный государством минимальный размер оплаты труда в час, день, неделю, месяц или иной временной промежуток, который работодатель обязан выплачивать работнику, реализовавшему трудовую функцию в полном объеме.
Значение минимальной заработной платы заключается в обеспечении базовых потребностей работника и гарантии его трудовых прав со стороны государства. Кроме того, в экономике существуют понятия денежной и реальной заработной платы, которые учитывают инфляцию и изменение цен на товары и услуги. Минимальная заработная плата устанавливается государством и периодически изменяется в зависимости от финансовых возможностей.
Размер МЗП может быть установлен законодательно или отраслевыми соглашениями между профсоюзом и работодателем. В России МЗП не может быть ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного федеральным законом. Если размер МЗП в субъекте РФ не установлен, то применяется МРОТ. С 1 января 2023 года МРОТ в РФ составляет 16242 рубля.
Основы правового регулирования минимального размера оплаты труда основываются на федеральных законах, включая ФЗ от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», которые устанавливают размер минимальной заработной платы на всей территории РФ и не могут быть ниже прожиточного минимума трудоспособного человека. Система основных государственных гарантий по оплате труда работников включает в себя ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы. Она также обеспечивает получение работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами. Государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда также является частью системы государственных гарантий.
1.2 Экономическая природа установления минимального размера оплаты труда
В соответствии с законодательством Российской Федерации, минимальный размер оплаты труда (МРОТ) является гарантией для работника и включен в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников. По своей конституционно-правовой природе, институт МРОТ предназначен для установления минимального уровня денежных средств, которые должны быть гарантированы работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума, а также, что «основным назначением минимального размера оплаты труда в системе действующего правового регулирования является обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени, на уровне, достаточном для восстановления работоспособности и удовлетворения основных жизненных потребностей» (п. 2.2)
Если в государстве создана сильная экономика, обеспечивающая низкий уровень инфляции, то необходимости в постоянном повышении МРОТ нет, потому что прожиточный минимум в достаточной степени обеспечивает жизнедеятельность человека. Но в настоящее время в России не вполне стабильная экономическая ситуация, что не дает возможности постоянно повышать МРОТ. Существуют некоторые иные перспективы повышения эффективности данного института трудового права.
В российском законодательстве нет четкой регламентации того, что включает в себя МРОТ. Частью 1 ст. 129 ТК РФ, содержащей определение понятия заработной платы (оплаты труда работника), в составе заработной платы предусмотрены следующие три отдельные группы выплат работнику, существенно различающихся по их целевому назначению и по правовому механизму их начисления:
-
Вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы; -
Компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера); -
Стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Таким образом, минимальный размер оплаты труда является исходной базой в механизме регулирования заработной платы, который должен обеспечить нормальные условия для воспроизводства работников, занятых простым, малоквалифицированным трудом. В целом, экономическая природа установления минимального размера оплаты труда связана с государственным регулированием и обеспечением социальной защиты населения, а также с интересами работников и их профессиональных объединений.
2 Установление минимального размера оплаты труда в субъектах Российской Федерации
2.1 Порядок установления минимального размера труда и прожиточный минимум
Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:
-
организациями, финансируемыми из федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; -
организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; -
организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; -
другими работодателями - за счет собственных средств.
Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
1. Величина прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации на очередной год устанавливается до 1 июля текущего года Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и исчисляется исходя из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год.
Соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации и величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год с 2021 года устанавливается в размере 44,2 процента.
Указанное в абзаце втором настоящего пункта соотношение пересматривается не реже одного раза в пять лет исходя из условий социально-экономического развития Российской Федерации. В течение срока действия установленного соотношения величина прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации на очередной год не может быть установлена ниже величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации, установленной на текущий год.
Исчисление медианного среднедушевого дохода осуществляется на основании методики, определяемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
2. Величина прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации на очередной год, в том числе для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений исходя из величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации на тот же год одновременно с установлением величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации.
Соотношение величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации и величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации устанавливается в размере 109 процентов, величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации и величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации - в размере 86 процентов, величины прожиточного минимума для детей в целом по Российской Федерации и величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации - в размере 97 процентов.
3. Величина прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации на очередной год устанавливается до 15 сентября текущего года субъектом Российской Федерации с учетом