Файл: 1 Правовая и экономическая сущность минимального размера оплаты труда.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
коэффициента региональной дифференциации, который рассчитывается как соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации и величины прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

На 2021 год величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации устанавливается субъектом Российской Федерации в размере не ниже величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации за второй квартал 2020 года.

На 2021 - 2025 годы устанавливается переходный период поэтапного доведения величин прожиточного минимума на душу населения в субъектах Российской Федерации, установленных на 2021 год, до величин прожиточного минимума на душу населения в субъектах Российской Федерации, рассчитанных с учетом коэффициентов региональной дифференциации, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта.

На 2022 год и последующие годы величина прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации устанавливается субъектом Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, одновременно с установлением величины прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации.

Величина прожиточного минимума пенсионера, устанавливаемая в субъекте Российской Федерации в соответствии с абзацами вторым и четвертым настоящего пункта, используется в том числе в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать величину прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения дифференцированно с учетом социально-экономических особенностей и природно-климатических условий местностей, расположенных в данных субъектах Российской Федерации.



2.2 Минимального размера оплаты труда, надбавки и другие выплаты


Согласно законодательству России, минимальный размер оплаты труда (МРОТ) устанавливается для защиты прав работников и не может быть ниже установленного уровня для конкретного региона, отрасли или страны. С 1 января 2022 года федеральный МРОТ составляет 13 890 рублей и устанавливается по медианной зарплате. Работодатели, которые присоединились к региональным соглашениям, обязаны соблюдать региональные ограничения МРОТ. Если работник трудится в таком регионе, его зарплата должна быть больше или равна региональному МРОТ. Если в регионе нет таких соглашений, работодатель должен платить зарплату не ниже федерального МРОТ. За нарушение требований по минимальной заработной плате работодателю грозят штрафы.

Надбавки могут выступать как стимулом за заслуги подчиненного, так иметь компенсационное назначение. В качестве поощрения и мотивации руководитель может доплачивать своим кадрам за определенные характеристики:

  • высокий профессионализм

  • достижения в труде,

  • работу особой важности, секретности,

  • ученые степени,

  • владение иностранными языками,

  • наставничество,

  • значительные выслуги лет на одном предприятии и т.п.

Как бы ни назывались доплаты — бонусы, премии, коэффициенты — цель у них одна, поощрить сотрудника и замотивировать дальнейшее желание совершенствоваться и трудиться эффективнее.

Компенсационные надбавки нужны для того, чтобы привлечь граждан трудиться в особых условиях и материально восполнить сопутствующие трудности. К ним относятся надбавки:

  • вахтовая – за вахтовый метод;

  • северная – для работающих на Крайнем Севере в виде районного коэффициента и дополнительных сумм в процентах к зарплате.

Другие выплаты - это также дополнительные выплаты, которые могут быть установлены работодателем.

Можно выделить два основных вида дополнительной оплаты труда:

Компенсационные выплаты сотрудникам
Доплата в виде компенсации положена сотрудникам в определенных случаях, когда он работает:
• в особых климатических условиях;


• на территориях с радиоактивным загрязнением;
• во вредных, тяжелых или опасных условиях труда;
• со сведениями, которые составляют государственную тайну;
• в условиях, которые отклоняются от нормальных, например, работа в ночное время, совмещение должностей;
• в других случаях, которые установлены системой оплатой труда.

Компенсационные выплаты за особые условия труда начисляют в размерах не менее установленных ТК РФ. В такие доплаты входит:
• сверхурочная работа – доплата производится не менее 50 процентов за первые два часа, 100 процентов — за последующие (ст. 152 ТК РФ);
• ночной режим – доплата производится не менее 20 процентов за каждый ночной час в пересчете от оклада (тарифа) за час работы (ст. 154 ТК РФ);
• труд в выходной(праздник) – доплата производится не мене 100 процентов в пределах месячного графика, 200 процентов – сверх графика на месяц (ст. 153 ТК РФ);
• тяжелые, вредные и опасные условия – доплата производится не менее 4 процента от оклада (ст. 147 ТК РФ).

Размер этих выплат также может быть установлен работодателем по своему усмотрению, но не может быть ниже установленного законодательно минимального размера оплаты труда.
Стимулирующие выплаты сотрудникам
У работодателя нет обязанности устанавливать стимулирующие выплаты. Однако если они прописаны в коллективном договоре, соглашении или локальном нормативном акте, работодатель обязан их платить. Это могут быть:
• стимулирующие надбавки за выслугу лет, ученую степень и т.п.;
• премии за выполнение конкретной работы, по итогам отчетного периода и т.п.;
• поощрительные выплаты за отказ от курения, экономию расходуемых материалов и т.п.
3 Минимальный размер оплаты труда как государственная гарантия в России


3.1 Минимальный размер оплаты труда как государственная гарантия трудовых прав

Минимальный размер оплаты труда является одной из основных государственных гарантий по оплате труда работников в Российской Федерации, которая закреплена в Трудовом кодексе РФ (ст. 130). Она представляет собой гарантированную сумму денежных средств, которую должен получать каждый работник за выполненную работу в соответствии с должностными обязанностями или установленными нормами в организации, независимо от формы собственности.


В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются:

  • величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;

  • меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;

  • ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;

  • ограничение оплаты труда в натуральной форме;

  • обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;

  • федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда;

  • ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;

  • сроки и очередность выплаты заработной платы.


1. Согласно части 1 статьи 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного Правительством РФ.

2.Следующей государственной гарантией являются меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы. Обеспечение такого повышения, согласно ст. 134 ТК РФ, включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Индексация направлена на поддержание покупательной способности денежных доходов и сбережений граждан.

Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; другие работодатели — в порядке, определенном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (ст. 134 ТК РФ).


3. Государственной гарантией является ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы. Перечень оснований и размеры удержаний из заработной платы работников устанавливаются ТК РФ (ст. 137, 138) и иными федеральными законами.

В соответствии со ст. 137 ТК РФ удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться в следующих случаях: для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы; для погашения неизрасходованного и своевременно невозвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность; для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок, а также сумм, излишне выплаченных работнику в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда (ч. 3 ст. 155 ТК РФ) или простое (ч. 3 ст. 157 ТК РФ). Удержания также могут производиться при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска. Удержания не производятся при увольнении работника по основаниям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 77 или п. 1, 2 или 4 ч. 1 ст. 81, п. 1, 2, 5—7 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

Работодатель вправе сделать распоряжение об удержании не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса, погашения задолженности или неправильно исчисленных выплат при том условии, что работник не оспаривает как оснований, так и размеров удержаний. Заработная плата, излишне выплаченная работнику, в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не может быть с него взыскана, за исключением следующих случаев: 1) счетной ошибки; 2) если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда или простое; 3) если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.

Во всех указанных случаях удержаний из заработной платы законом предусмотрены предельные размеры таких удержаний. При каждой выплате заработной платы размер всех удержаний не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, — 50% заработной платы, причитающейся работнику. При удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником во всяком случае должно быть сохранено 50% заработной платы. Эти ограничения не распространяются на удержания из заработной платы при отбывании исправительных работ или взыскании алиментов на несовершеннолетних детей либо при возмещении вреда, причиненного здоровью другого лица, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца, возмещении ущерба, причиненного преступлением. Размер удержаний в этих случаях не может превышать 70%.