Файл: Чс социального характера.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 8. Письменно ответить на вопросы и выполнить задание:

  1. Чрезвычайные ситуации социального характера: основные причины, источники, возможные последствия, мероприятия по их предупреждению, ликвидация последствий.

  2. Защита от избыточности информационных потоков и опасностей психологического происхождения (игромания, компьютерная зависимость).

  3. Защита населения от опасностей в сфере потребления, оказания услуг (защита прав потребителя).

  4. Приведите любой пример ЧС социального характера, которая произошла на территории РФ, опишите ее основные причины, источники, последствия, ликвидацию последствий.

ЧС социального характера – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате возникновения опасных противоречий и конфликтов в сфере социальных отношений, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери или нарушение условий жизнедеятельности людей.

В основе возникновения и развития ЧС социального характера лежит нарушение в силу различных причин равновесия общественных отношений (экономических, политических, межэтнических, конфессиональных), вызывающее серьезные противоречия, конфликты и войны. Их катализаторами могут быть разные обстоятельства, вызывающие социальную напряженность, – безработица, коррупция, криминал, массовые беспорядки, акты терроризма, правительственные кризисы, инфляция, продовольственные проблемы, социально-бытовая неустроенность, бытовой национализм, местничество и др. Длительное воздействие этих факторов ведет к хроническому физиологическому и психическому утомлению людей, к тяжелым экстремальным состояниям, таким как депрессии, суициды и т. д., к попыткам сублимировать накопившуюся отрицательную энергию активным участием в социально-политических и военных конфликтах.

ЧС социального характера классифицируются по следующим признакам:

 по причинам возникновения – непреднамеренные, вызванные случайными обстоятельствами, не зависящими от действий конкретных людей или общественных сил (чаще всего связаны со стихийными бедствиями, неурожаями, эпидемиями и пр.), и преднамеренные, спровоцированные действиями людей и общественными группировками (межнациональные и политические конфликты, войны и т. п.);


 по продолжительности действия – кратковременные (террористический акт, покушение, бандитский налет и т. д.) и долговременные (инфляция, безработица, межэтнический конфликт, война и т. п.);

 по скорости распространения – взрывные, стремительные, быстро распространяющиеся (политические и военные конфликты) и умеренные, плавно распространяющиеся (предпосылки социальной революции или войны);

 по масштабам распространения – локальные, объектовые, местные, охватывающие небольшой населенный пункт, объект городского хозяйства, городской квартал, район (забастовки, демонстрации протеста, массовые беспорядки на объектах культуры, спорта и т. д.), и региональные, национальные, глобальные, распространяющиеся на огромные территории (экономические кризисы, межнациональные и военные конфликты, войны и т. д.);

 по возможности предотвращения – неизбежные (как правило, стихийные бедствия и эпидемии) и предотвращаемые (социально-политические и военные конфликты, крупномасштабные войны и пр.).

Существует классификация ЧС социального характера, в основе которой лежит их конфликтная взаимосвязь с деятельностью человека. В соответствии с этой классификацией различают следующие основные виды ЧС: экономические кризисы, разгул уголовной преступности, широкомасштабная коррупция, социальные взрывы, экстремистская политическая борьба, национальные и религиозные конфликты, терроризм, противостояние разведок, военные столкновения.

Важнейшей причиной возникновения ЧС социального происхождения является действие факторов риска. В их основе лежит накопление и последующее высвобождение негативной социальной энергии (социально-экономических, политических, межнациональных, межконфессиональных и иных противоречий, их перерастание в кризисные ситуации, носящие чрезвычайный характер).

Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях социального характера, т. е. связанных с вооруженными конфликтами, войнами и прочими неблагоприятными явлениями общественной жизни, – задача первостепенной государственной важности и величайшей сложности. Практика ряда войн прошлого, особенно Великой Отечественной войны, и современных локальных вооруженных конфликтов на территории бывшего СССР (Приднестровье, Карабах, Южная Осетия, Абхазия, Таджикистан и т. д.) и России (Чечня) убедительно показали всю сложность и трагичность подобного рода ЧС. Но как бы там ни было они сегодня имеют место, и задача РСЧС и ГО быть готовыми во всеоружии решать задачи, связанные с защитой населения и территорий от такого рода явлений.



Решение этих задач достигается путем проведения целого комплекса мероприятий и базируется на определенных принципах, основные из которых следующие:

• проведение мероприятий по защите населения заблаговременно и на всей территории РФ (во всех субъектах РФ, районах, городах, организациях);

• комплексное использование всех разработанных в настоящее время способов и средств защиты;

• дифференцированный подход при определении характера и объема защитных мероприятий;

• проведение мероприятий по защите населения на основе взаимодействия различных ведомств и организаций;

• осуществление мероприятий по защите населения под постоянным руководством и с персональной ответственностью со стороны органов исполнительной власти всех уровней и руководителей организаций.

Важнейший принцип защиты населения – заблаговременная подготовка, предполагающая проведение следующих мероприятий:

• создание и проверку системы связи и оповещения населения в ЧС;

• организацию непрерывного наблюдения и контроля за обстановкой на потенциально опасных объектах с целью раннего выявления возможного развития ЧС социального характера;

• формирование и поддержание в готовности к работе сил и средств, предназначенных для ликвидации последствий ЧС;

• накопление фонда защитных сооружений для населения;

• планирование и подготовку к эвакуации населения;

• подготовку безопасных зон для приема и размещения эвакуированных;

• накопление необходимого количества средств индивидуальной защиты для обеспечения ими всего населения;

• организацию обеспечения защиты продовольствия и воды от различных видов заражения;

• планирование и отработку лечебно-эвакуационных и медико-профилактических мероприятий на случай ЧС;

• планирование и выполнение всех мероприятий по обеспечению устойчивости работы объектов экономики и социальной сферы;

• организацию обучения всего населения способам защиты в различных условиях ЧС, включая мероприятия по оказанию первой медицинской помощи.

Основными способами защиты населения в ЧС социального характера являются:

• готовность комиссий по ЧС всех уровней осуществлять свои функции по обеспечению защиты населения и территорий;

• своевременное оповещение населения;

• укрытие его в защитных сооружениях;


• использование населением средств индивидуальной защиты;

• эвакуация и рассредоточение в безопасную зону;

• проведение специальных медицинских профилактических мероприятий;

• обучение населения правилам поведения в ЧС и соблюдение установленных режимов защиты;

• защита продовольствия, воды, растений и сельскохозяйственных животных от заражения радиоактивными и отравляющими веществами, сильнодействующими ядовитыми веществами и бактериальными средствами;

• мероприятия по инженерной, противопожарной, противорадиационной, противохимической и противобактериологической защите.

Характерной чертой современного общества является его информатизация — активная разработка и внедрение во все сферы человеческой деятельности информационных технологий и средств. Информация и информационные ресурсы становятся одним из решающих факторов развития личности, общества и государства. Широкие возможности компьютеров и информационных технологий позволяют автоматизировать процессы мониторинга и управления государственными, экономическими, социальными, оборонными объектами и системами, получать, накапливать, обрабатывать и передавать информацию об этих процессах в любом количестве.

Информация и информационные технологии могут выступать в качестве объектов угроз, что порождает проблему информационной безопасности.

Информационная угроза — угроза объекту путем оказания воздействия на его информационную сферу.

Информационная опасность — это реальное информационное воздействие на личность, общество и государство в интересах определенных политических и социальных сил, направленных на деформацию развития общества, организации, личности.

Информационная безопасность — защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, способных нанести ущерб владельцам или пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры.

Объекты информационной безопасности:

• личность (ее права и свободы);

• общество (его материальные и духовные ценности);

• государство (его конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность, экономика, военное дело и т.д.).

Информационная безопасность личности — состояние человека, в котором его личности не может быть нанесен существенный ущерб путем оказания воздействия на окружающее информационное пространство.


Информационная безопасность общества — состояние общества, в котором ему не может быть нанесен существенный ущерб путем воздействия на его информационную сферу. В ее основе — безопасность индивидуального, группового и массового сознания граждан при наличии информационно-психологических угроз, действие которых может вызывать психоэмоциональную и социально-психологическую напряженность, искажение нравственных критериев и норм, морально-политическую дезориентацию, неадекватное поведение отдельных лиц, групп и масс людей.

Информационная безопасность государства — состояние государства, в котором ему не может быть нанесен существенный ущерб путем оказания воздействия на его информационную сферу. Обеспечение информационной безопасности государства неразрывно связано с обеспечением национальной безопасности.

Информатизация общества порождает проблемы информационной безопасности, главные из которых — проблема информационных войн и информационного терроризма.

Информационная война — комплекс мероприятий по достижению информационного превосходства путем воздействия на информацию, информационные процессы, информационные системы и компьютерные сети противника при одновременной защите своей информации, информационных процессов, информационных систем и компьютерных сетей.

Развитие телекоммуникационных и информационных сетей, создание баз и банков данных, широкое внедрение новейших информационных технологий создали базовые научные, технологические и экономические предпосылки для возникновения и совершенствования нового типа информационного оружия и в то же время сделали объекты управления и связи, энергетики и транспорта, банковскую систему весьма уязвимыми по отношению к информационному воздействию.

Информационное оружие — совокупность средств, методов и технологий, обеспечивающих возможность силового воздействия на информационную сферу противника с целью разрушения его информационной инфраструктуры, систем управления государством, снижения обороноспособности.

Универсальность, скрытность, широта воздействий, выбора места и времени применения, эффективность и отсутствие правовых ограничений на использование делают информационное оружие чрезвычайно опасным средством вооруженной борьбы. Оно может применяться и в мирное время.