Файл: Диагностический инструментарий по альбому о. Б. Иншаковой.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 316
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
диагностический инструментарий по АЛЬБОМУ О.Б.Иншаковой
Для выявления уровня речевого развития ребенка используются следующие методики:
Методики исследования по альбому О.Б. Иншаковой:
-
методика обследования звукопроизношения Ф.Ф.Рау, М.Ф.Фомичевой. -
методика обследования фонематических процессов О.Б. Иншаковой, -
методика обследования слоговой структуры слова А.К.Марковой, -
методика обследования словаря С.Г.Шевченко, -
методика грамматического строя речи О.Б. Иншаковой, -
методика обследования самостоятельной речи О.Б. Иншаковой,
Рассмотрим их более подробно:
1.Методика обследования звукопроизношения
Автор: Ф.Ф.Рау, М.Ф.Фомичева
• нарушение звукопроизношения всех групп звуков:
а) гласные ([а], [о], [у], [э], [и], [ы]);
б) глухие и звонкие парные согласные ([п—б], [в—ф], [д—т], [г—к]) в твердом и мягком звучании;
в) свистящие, шипящие, аффрикаты ([с], [с'], [з], [з'], [ц], [ш], [ж], [ч],
[щ]);
г) сонорные ([р], [р'], [л], [л'], [м], [м'], [н], [н']);
• позицию нарушения звука: изолированно, в словах, в предложениях;
• характер нарушения звукопроизношения (замены, искажения, смешения, пропуски звуков).
Для проведения обследования произношения в альбоме подобраны иллюстрации с теми звуками речи, которые чаще всего бывают нарушенными у детей дошкольного возраста.
Оборудование: альбом О.Б.Иншаковой
Инструкция: детям предлагается назвать картинки, которые расположены в два ряда, в верхнем ряду звук находится в разных позициях: начале, середине и конце слова. В нижнем ряду – картинки, в которых тот же звук может находиться в слове с более сложной слоговой структурой.
Ход проведения: ребенку предлагается назвать, что изображено на картинке, результат заносится в таблицу. + звук правильно произносится во всех позициях, + - звук отсутствует в слабых позициях, - звук не произносится, при замене звука указывается звук-замена.
Обработка результатов:
Критерии оценки | Баллы | Уровни |
Правильное, отчетливое произношение всех звуков родного языка. Хорошая регуляция темпа речи и речевого дыхания. | 3 | Высокий |
Неустойчивость и недостаточная четкость произношения. | 2 | Средний |
Дефекты в произношении звуков. Способность регулировать темпы речи и речевое дыхание отсутствует | 1 | Низкий |
2.методика обследования фонематических процессов
Автор: О.Б.Иншакова
Целью является необходимость отделять вторичные проявления фонематического недоразвития при наличии дефектов в области артикуляционного аппарата от тех случаев, когда недостатки фонематического восприятия составляют основную причину отклонений в усвоении звуковой стороны речи.
Оборудование: альбом О.Б.Иншаковой
Инструкция: диагностика осуществляется в анализе проявлений недостатков фонематического восприятия и заключается в том, что нередко гностическая функция фонемообразования у детей с выраженными дефектами артикуляции развивается в неполноценных условиях и может быть также недостаточной.
Ход проведения: учащимся предлагается внимательно рассмотреть картинку и выполнить соответствующее задание, которое находится на обороте каждого рисунка.
Обследование фонематического восприятия.
Задание1.Определить наличие или отсутствие заданного звука.
Задание 2.Покзать картинки с заданным звуком.
Задание 3.услышать слово с заданным звуком, прослушать предложение и найти слово с заданным звуком.
Задание 4.Подобрать пары картинок со словами паронимами.
Обследование фонематического анализа.
Задание 5 -7. Определить место гласного звука в слове.
Задание 8-9. Определить место согласного звука в слове.
Задание 10. Выделить согласный звук из стечения двух звуков.
Задание 11.Определить количество звуков в слове.
Задание 12. Определить по картинке из скольких звуков состоит слово.
Задание 13. Выделить все одинаковые звуки в названных словах.
Задание 14. Определить место звука в слове.
Задание 15. Определить последовательность звуков в слове.
Задание 16. Составить слова из заданного количества звуков.
Задание 17. Составить слова из звуков, заданных в нарушенной последовательности.
Задание 18. Подобрать слова определенной тематики на заданный звук.
Задание 19. Подобрать слово на заданный звук, твердый или мягкий.
Задание 20. Подобрать слова с заданным звуком, указанием его места в слове.
Задание 21. Подобрать слово, которое начинается на тот же звук, что и предложил логопед.
Обработка результатов: Каждое задание, выполненное правильно оценивается в 1 балл, неверный ответ - 0 баллов.
Возраст | Баллы | Уровни |
6 лет | 22 - 26 12- 21 0 - 11 | Высокий Средний Низкий |
5 лет | 8-9 5-7 4-0 | Высокий Средний Низкий |
3.Методика обследования слоговой структуры слова
Автор: в основу обследования слоговой структуры слов положена методика А.К.Марковой.
Цель: описание методики обследования состояния процессов восприятия и проговаривания слов различной слоговой структуры и предпосылок их формирования у дошкольников.
Оборудование: альбом О.Б.Иншаковой
Инструкция: в заданиях 1по 16 учащимся предлагается самостоятельно назвать картинки, расположенные по группам.
Ход проведения: логопед оценивает умение ребенка произносить слова, сложность которых постепенно увеличивается по количеству слогов, стечению согласных звуков и наличию звуков трудных по произношению. Особое внимание обращается на то, как произносятся сложные слова по слоговой структуре в словосочетаниях и предложениях.
Обработка результатов: В каждом задании подсчитывается количество правильно названных слов, словосочетаний и предложений, которые оцениваются в один балл, неверные – 0 баллов.
Возраст | Баллы | Уровни |
6 лет | 8-9 5-7 4-0 | Высокий Средний Низкий |
5 лет | 7-8 4-6 0-3 | Высокий Средний Низкий |
4.Методика обследования словаря
Автор: С.Г.Шевченко
Цель: обследование активного и пассивного словарного запаса с опорой на картинки.
Оборудование: альбом О.Б.Иншаковой
Инструкция: учащимся предлагается назвать предметы
, действия и качества. Подобрать однородные слова, обобщающие понятия.
Ход проведения: в заданиях 1-33 проводится работа с именами существительными,
в заданиях 34-36 проводится работа с глаголами,
в задание 37 нужно подобрать противоположные имена прилагательные,
в заданиях 38-43 проводится работа с качественными именами прилагательными,
в заданиях 44-48 проводится работа с относительными именами прилагательными,
в заданиях 49-50 проводится работа с наречиями,
в заданиях 51-51 проводится работа с именами числительными,
задание 53- работа с местоимениями.
Обработка результатов:
Классификация понятий.
Высшая общая оценка 20 баллов. В каждом задании подсчитывается количество правильно отобранных картинок, каждый верный выбор – 1 балл, неверный – 0 баллов.
Знание названий детёнышей животных. Высшая общая оценка 10 баллов. В каждом задании подсчитывается количество правильно названных детёнышей, каждый правильный ответ – 1 балл, неверный – 0 баллов.
Знание малознакомых предметов. Высшая общая оценка 6 баллов. В каждом задании подсчитывается количество верных ответов.
Правильный ответ – 1 балл, неверный – 0 баллов.
Знание названий профессий. Высшая общая оценка 6 баллов.
Правильный ответ – 1 балл, неверный – 0 баллов.
Подбор антонимов. Высшая оценка 8 баллов. 1 балл – если подобранное слово является антонимом заданному, 0 баллов – не соответствует. Для детей 5-6 лет количество заданий и баллов одинаковое.
Баллы | Уровни |
45 - 50 44 - 21 Менее 20 | Высокий Средний Низкий |
-
Методика грамматического строя речи,
Автор: О.Б.Иншакова.
Цель: обследование грамматического строя речи, изучение словоизменения и словообразования.
Оборудование: альбом О.Б.Иншаковой
Инструкция: учащимся 5 лет предлагаются задания по следующим темам:
-
понимание предложных конструкций; -
согласование числительных с существительными; -
образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; -
название действий по предъявленному предмету.
учащимся 5-6 лет предлагаются задания по следующим темам:
-
изменение существительных по числам
учащимся 6 лет предлагаются задания по следующим темам:
-
притяжательные прилагательные;
Ход проведения:
Задания 1-4 направлены на понимание обращенной речи
-понимание предлогов,
-понимание предложений с причинно-следственной связью,
-понимание изменений числа имени существительного.
Задания 5-12 направлены на словоизменение,
Задания 13-20 направлены на словообразование,
Обработка результатов:
Каждое задание, выполненное правильно оценивается в 1 балл, неверный ответ - 0 баллов.
Возраст | Баллы | Уровни |
6 лет | 20-24 9-19 0-8 | Высокий Средний Низкий |
5 лет | 10-13 5-9 0-4 | Высокий Средний Низкий |
-
Методика обследования самостоятельной речи.
Автор: О.Б.Иншакова.
Цель: обследование связной речи
Оборудование: альбом О.Б.Иншаковой
Инструкция: учащимся предлагается составить предложение, рассказ по картинкам, картине.
Ход проведения:
задание 21-составить предложение по картинкам,
задание 22-составить рассказ по картине «Кот»,
задание 23-составить рассказ по серии картинок «Ежик»,
задание 24-сотавить рассказ, по опорным словам, и предложениям,
задание 25- составить пересказ теста «Белочка и зайчик»
задание 26- составить самостоятельный рассказ.
Обработка результатов:
5 лет
Составление рассказа по серии картин «Нашли ежа»
3 балла – рассказ составлен самостоятельно;
2 балла – рассказ составлен с помощью наводящих вопросов;
1 балл – вместо рассказа перечисляются изображённые предметы.
6 лет
Составить рассказ по картине
3 балла – рассказ составлен самостоятельно;
2 балла – рассказ составлен с помощью наводящих вопросов;
1 балл – вместо рассказа перечисляются изображённые предметы.
Составить пересказ текста «Белочка и зайчик»