Файл: Занятие 4 Разработка базы данных Учет средств пожаробезопасности в среде Microsoft Access.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Практическое занятие № 4


Разработка базы данных «Учет средств пожаробезопасности» в среде Microsoft Access
Цель любой информационной системы - обработка данных об объектах реального мира. В широком смысле слова БД - совокупность сведений о конкретных объектах реального мира в какой-либо предметной области. Создавая БД, пользователь стремится упорядочить информацию по различным признакам и быстро извлекать выборку с произвольным сочетанием признаков. Сделать это можно лишь в том случае, если данные структурированы.

Структурирование - это введение соглашений о способах представления данных.

В современной технологии БД предполагается, что создание БД, ее поддержка и обеспечение доступа пользователей к ней осуществляются централизованно с помощью специального программного инструментария — СУБД [11].

Цель работы: освоить навыки построения реляционных баз данных и выполнения запросов к базе данных.

    1. Основные понятия баз данных (БД)



БД - поименованная совокупность структурированных данных, относящихся к определенной предметной области.

СУБД - это комплекс программных и языковых средств, необходимых для создания БД, поддержания их в актуальном состоянии и организации поиска в них нужной информации.

Под предметной областью подразумевают модель определенной части реального мира. Описание предметной области включает в себя описание объектов (сущностей), их свойств и взаимоотношений.

Информационный объект (ИО) - описание некоторой сущности (реального

объекта, явления, процесса, события) в виде совокупности логически связанных

реквизитов (атрибутов). Под реквизитом понимается некоторая характеристика объекта, позволяющая устанавливать его сходство и различие по отношению к другим объектам. Состав реквизитов ИО определяет его структуру. ИО имеет множество реализаций - экземпляров, каждый из которых представлен совокупностью конкретных значений реквизитов и идентифицируется (однозначно определяется) значением ключа.

Структурные связи ИО - бинарные отношения между парами ИО. Они характеризуются реальными отношениями между экземплярами разных ИО.

Понятие «база данных» тесно связано с такими понятиями структурных элементов, как поле и запись.


Поле - элементарная единица логической организации данных, которая соответствует неделимой единице информации - реквизиту.

Для описания поля используются следующие характеристики:

  • имя;

  • тип;

  • длина;

  • точность.

Запись - совокупность логически связанных полей.

Экземпляр записи - отдельная реализация записи, содержащая конкретные значения ее полей.

Ядром любой БД является модель данных.

Модель данных - совокупность структур данных и операций их обработки.

СУБД основывается на использовании иерархической, сетевой или реляционной модели, на комбинации этих моделей или некотором их подмножестве. Иерархическая модель данных. К основным понятиям иерархической структуры относятся: уровень, элемент (узел), связь. Узел - это совокупность атрибутов данных, описывающих некоторый объект. На схеме иерархического дерева узлы представляются вершинами графа. Каждый узел на более низком уровне связан только с одним узлом, находящимся на более высоком уровне. Иерархическое дерево имеет только одну вершину (корень дерева), не подчиненную

никакой другой вершине и находящуюся на самом верхнем (первом) уровне. К каждой записи БД существует только один путь от корневой записи [5].

Сетевая модель данных. В сетевой структуре каждый элемент может быть связан с любым другим элементом. Примером такой сетевой структуры может быть БД, содержащая сведения о студентах, участвующих в научно-исследовательских работах (НИРС). Возможно участие одного студента в нескольких НИРС, а также нескольких студентов в разработке одной НИРС.

Реляционная модель данных. Эта модель характеризуется простотой структуры данных: удобным для пользователя представлением и возможностью использования формального аппарата алгебры отношений.

Реляционная модель ориентирована на организацию данных в виде двухмерных таблиц. Каждая реляционная таблица (отношение) представляет собой двухмерный массив и обладает следующими свойствами:

  • каждый элемент таблицы - один элемент данных;

  • все столбцы в таблице однородны, т. е. все элементы в столбце имеют одинаковые тип (числовой, символьный и т. д.) и длину;

  • у каждого столбца - уникальное имя;

  • одинаковые строки в таблице отсутствуют;

  • порядок следования строк и столбцов может быть произвольным.


Поле, каждое значение которого однозначно определяет соответствующую запись, называется простым ключом (ключевым полем). Если записи однозначно определяются значениями нескольких полей, то такая таблица БД имеет составной ключ.

Чтобы связать две реляционные таблицы, необходимо ключ первой таблицы ввести в состав ключа второй таблицы (возможно совпадение ключей); в противном случае нужно ввести в структуру первой таблицы внешний ключ – ключ второй таблицы.

Создание БД необходимо начинать с ее проектирования. В результате проектирования должны быть определены:

  • состав реляционных таблиц;

  • их структура (состав столбцов, тип данных каждого столбца, их размер, ключ таблицы);

  • логические связи.

Проектирование БД осуществляется в три этапа:

  1. разработка информационно-логической модели предметной области;

  2. определение логической структуры БД;

  3. разработка физической структуры БД.

Все ИО предметной области связаны между собой. Различаются связи нескольких типов:

  • один к одному (1:1) - каждому экземпляру одного ИО соответствует только один экземпляр другого ИО;

  • один ко многим (1: N ) - каждому экземпляру одного ИО могут соответствовать несколько экземпляров другого ИО;

  • многие ко многим (N:M) - каждому экземпляру одного ИО могут соответствовать несколько экземпляров другого ИО, и наоборот.

Одни и те же данные могут группироваться в таблицы различными способами. Группировка атрибутов в таблицах должна быть рациональной, т. е. минимизирующей дублирование данных и упрощающей процедуры их обработки.

После определения логической структуры приступают к физической реализации БД средствами СУБД.

СУБД Access поддерживает реляционную модель данных; ориентирована на работу с объектами, к которым относятся таблицы БД, формы, запросы, отчеты, макросы и модули.

Таблицы создаются пользователем для хранения данных по одному объекту модели данных предметной области.

Запросы формируются пользователем для выборки нужных данных из одной или нескольких связанных таблиц. Запрос может формироваться с помощью запросов по образцу (QBE) или посредством языка структурирования запросов SQL. Исходя из запроса, можно также обновить, удалить или добавить данные в таблицы или создать новые таблицы на основе существующих.

Формы предназначены для ввода, просмотра и корректировки взаимосвязанных данных базы на экране в удобном виде, который может соответствовать привычному для пользователя документу. Формы также могут служить для создания панелей управления в приложении пользователя.


Отчеты нужны для формирования выходного документа, предназначенного для вывода на печать.

Макросы содержат описание действий, которые должны быть выполнены в ответ на некоторое событие. Каждое действие реализуется макрокомандой. Выбор макрокоманд и задание параметров, используемых ими при выполнении, является простой автоматической операцией. Макрос позволяет объединить разрозненные операции обработки данных в приложения.

Модули включают в себя программы на языке Visual Basic, которые могут разрабатываться пользователем для реализации нестандартных процедур при создании приложения.

Реляционная БД создается в соответствии с ее структурой, полученной в результате проектирования. Создание реляционной БД с помощью СУБД начинается с задания структуры таблиц. Затем формируется cхема данных, в которой устанавливаются связи между таблицами.

Создание таблицы БД состоит из двух этапов. На первом этапе определяется ее структура: состав полей (атрибутов), их имена, последовательность размещения в таблице, тип данных, размер, ключевые поля и другие свойства полей, на втором создаются записи таблицы и идет заполнение их данными.

Создание таблицы можно проводить тремя основными способами:

  • с помощью мастера таблиц;

  • в режиме таблицы;

  • посредством конструктора таблиц.

Создание таблиц в окне конструктора предоставляет более широкие возможности по определению параметров формируемой таблицы, чем с помощью мастера или в режиме таблицы.

При этом необходимо определить наименование поля и тип данных.

При задании наименований полей нужно подчиняться ряду правил:

  • наименование поля может содержать до 64 символов, но нежелательно давать слишком короткие имена;

  • нельзя употреблять точки, восклицательный знак, прямые скобки;

  • не следует начинать наименование поля с пробела;

  • два поля в одной таблице не могут иметь одинаковое название.

Наименование поля используется для ссылки на данные таблицы. Для определения хранимых данных используется тип данных. В СУБД Access допустимы данные следующих типов:

    • текстовый;

    • числовой;

    • денежный;

    • счетчик;

    • даты/времени;

    • логический;

    • поле MEMO;

    • поле объекта OLE;

    • мастер подстановок.

В Access существует два близких понятия: «индекс» и «ключ».


Индексы служат для ускорения поиска данных в таблицах, например, при регулярном поиске однофамильцев (Иванов) в таблице Клиенты. В зависимости от числа полей, используемых в индексе, различают простые и составные индексы, например менеджер + Иванов. Индексы создаются при сохранении макета таблицы и автоматически обновляются при вводе и изменении записей. Индексы могут быть неуникальными.

Первичный ключ рассчитан на однозначную идентификацию записи. Его значение для каждой записи должно быть уникально. Значение ключа запрашивается при создании таблицы и может быть изменено при ее модификации.

Первичный ключ служит также для установления связей между таблицами. Чаще всего связывается первичный ключ одной таблицы с совпадающими полями

другой. В отношении «один ко многим» главной является таблица, которая содержит первичный ключ и составляет часть «один» в отношении. Внешний ключ - это поле или поля, содержащие такой же тип информации в таблице со стороны

«много». Эту вторую таблицу называют подчиненной.

    1. Порядок выполнения работы




В ходе выполнения работы необходимо разработать базу данных, предназначенную для учета средств пожаробезопасности на предприятии. Для этого необходимо проанализировать предметную область и определиться с функциями, возлагаемыми на базу данных.

«На предприятии есть несколько помещений, в каждом из которых могут находиться средства пожаробезопасности. За каждое помещение предприятия отвечает один из сотрудников». В данной постановке задачи требуется выделить объекты, сведения о которых будут храниться. Правила построения баз данных требуют выделения каждого объекта в отдельную таблицу. Можно явно выделить следующие объекты: помещение, средство пожаробезопасности, сотрудник. Далее необходимо в каждом объекте выделить существенные для рассматриваемых объектов свойства - это и будет та информация, которую сохранит база данных. Для «помещения» необходимо знать: номер, этаж, площадь, тип помещения (к разным помещениям могут применяться разные меры оценки безопасности; это может быть кабинет, жилое помещение, подсобное помещения и т.д.) и ответственного за это помещение сотрудника. О «сотруднике» необходимо знать следующее: табельный номер, фамилию, имя, отчество, должность. Важной информацией о средстве пожаробезопасности является: инвентарный номер, помещение, в котором оно располагается, и его