Файл: Программа по истории России для 6 класса ( к умк н. М. Арсентьева, А. А. Данилов и др.) Пояснительная записка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рабочая программа

по истории России

для 6 класса

( к УМК Н.М.Арсентьева, А.А.Данилов и др.)

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе требований ФГОС основного общего образования второго поколения, примерной программы основного общего образования по истории 5-9 классов, рабочих программ по истории для 6-9 классов к системе учебников под редакцией А.А.Данилова, О.Н.Журавлевой, Е.И.Барыкина( М.: Просвещение, 2016), базисного учебного плана. Она полностью отражает базовый уровень подготовки школьников.

Программа ориентирована на использование учебника Н.М.Арсентьева, А.А.Данилова «История России. 6 класс» под редакцией академика РАН А.В.Торкунова (М.: Просвещение, 2016).

В Федеральном базисном учебном общеобразовательном плане на изучение Всеобщей истории и истории России в 6 классе отведено 2 часа в неделю (всего 70 часов). Данная программа рассчитана на 40 часов.

Цели и задачи преподавания истории России в 6 классе

Изучение истории России в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • Образование, развитие и воспитание личности, повышение ее духовно-нравственной культуры;

  • Формирование способности к самоидентификации и определению ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом;

  • Воспитание гражданственности и патриотизма, развитие компетенций учащихся общеобразовательных школ в соответствии с требованиями ФГОС основного общего и среднего (полного) образования, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации;

  • Формирование способности активно и творчески применять исторические знания в учебной и социальной деятельности;

  • Углубление интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

  • Овладение умениями получать из разнообразных источников историчесую информацию, критически ее осмысливать, систематизировать, анализировать;

  • Освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для исторического познания.

Достижения поставленных целей предусматривает решения образовательной организации следующих
основных задач.

Предметные задачи:

  • Овладение знаниями об основных этапах истории России с древнейших времен до начала XVI века в социальной, экономической, политической, духовной и нравственных сферах;

  • Определение места и роли России во всемирноисторическом процессе;

  • Развитие способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, руководствуясь принципом историзма,в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

  • Формирование умения воспринимать события и явления в пространстве и времени, в историческом движении, вычленять различные периоды и этапы исторического процесса.

Метапредметные задачи:

  • Формирование и развитие умения систематизировать и соотносить информацию, полученную на уроках истории, обществознания, географии, литературы, естествознания;

  • Овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;

  • Освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-смысловой, информационно-технологической);

  • Создание содержательных и организационно-педагогических условий для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности).

Личностные задачи:

  • Формирование ценностных ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации обучающихся;

  • Воспитание патриотизма, чувство гордости за свое отечество – многонациональное российское государство, духовно-нравственное развитие;

  • Формирование умения применить исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Достижение поставленных целей и обозначенных задач, успешное овладение учебным содержанием курса «истории России» предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. Формы текущего и итогового контроля: тестовые задания, практические работы, в том числе с документами и другими историческими источниками.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы.

Основные методы обучения: проектов и исследований, проблемного и развивающего обучения, рефлексивные. Методики личностно-ориентированного обучения помогают раскрыть и конкретизировать рассматриваемые понятия и положения, проследить связи знаний курса с личным ( пусть пока и небольшим) социальным опытом, с уже сложившимися представлениями ( о возможно, и со стереотипами) об истории России, ее месте в мире. Современные требования к результатам обучения предполагают использование в учебном процессе компьютерных технологий.

Общая характеристика курса «история России. 6 класс»

История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке его взаимодействии с природой и обществом. В современной России историческое образование служит важнейшим ресурсом в социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан.

Роль учебного предмета «История России» в подготовке шестиклассников к жизни в современном обществе в значительной мере связано с тем, на сколько он помогает ответить на сущностные вопросы миропонимания: Кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и , во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «история России» дает учащимся широкие возможности для самоидентификации в культурной среде, соотнесение себя как личности с социальным опытом человечества.

Историзм как принцип познания и мышления предполагает осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем понимание изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мыслей, мотивов поведения, нравственно-этических систем.

Учебный предмет «история России» дает обучающимся широкие возможности для самоидентификации в культурной среде, соотнесение себя как личности с социальным опытом предков. У школьников формируется научное понимание истории как закономерного, поступательного процесса.


В 6 классе обучающиеся последовательно знакомятся с процессом образования и развития государственности на Руси, получают целостное представление об истории Руси, сопоставляя ее с историей европейских и азиатских государств. Важная мировоззренческая задача курса «история России» заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. Большое внимание уделяется тому, что бы учащиеся находились в мире синхронизированной, сравнительной истории, что является непременным условием прогрессивного исторического мышления.

В программе курса предусмотрено вводные и повторительно-обобщающие уроки, которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений, установлению преемственности в изучении отечественной и всеобщей истории. У школьников развивается умения выявлять причинно-следственные связи, анализировать исторические документы, выделять в них главное.

Изучая отечественную историю, обучающиеся знакомятся с ролью народных масс в развитии производства, культуры, общества в целом. Курс содержит огромные возможности для нравственного образования, способствует воспитанию патриотизма в ходе изучения ряда тем истории России, где показана борьба народа за свою независимость. Одна из задач курса-ознакомление учащихся с важнейшими достижениями культуры разных стран и народов эпохи средневековья. Представлены взаимодействие и взаимовлияние культур народов России. В процессе изучения памятников искусства осуществляется эстетическое воспитание.

В 6 классе закрепляются и усиливаются элементы сложности и самостоятельности в работе учащихся: развитие мышления, формирование умения и навыков самостоятельной работы, начатой в 5 классе. Продолжается развитие умений локализировать события в пространстве и времени (например, работа с картой), совершать логические операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение. Закрепляются и развиваются общие и практические умения.

Отбор фактологического материала осуществляется таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширение знаний по истории Родины.

В шестом классе задачей курса истории является «погружение» учащегося в изучаемую эпоху, формирование понимания ее «духа» посредством исследуемых событий, процессов и явлений. Программа предполагает знакомство обучающихся с некоторыми документальными источниками (используются с учетом познавательных возможностей школьников и лишь в отрывках ). На элементарном уровне происходит ознакомление учащихся с путями формирования исторического знания, вследствие чего у школьников складывается критический взгляд на события и их оценки, на мотивы поступков исторических деятелей. Шестиклассник должен овладеть законченным систематизированным комплексом социально-значимой информации по истории изучаемого периода, необходимой для ориентации в историческом и жизненном пространстве и в тоже время являющейся базой для наращивания исторических и обществоведческих знаний в следующем классе. В тоже время при построении курса истории России учитывается не логика фундаментальной науки, а задачи и особенности данной ступени школьного образования. Не допускается перегрузка учащихся излишней информацией.


Опыт познавательной деятельности развивается с помощью познавательных и практических задач. Обучающиеся получают навыки работы с различными источниками информации. Опыт проектной деятельности будет полезен как в учебном процессе, так и в социальной практике.

Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.

Социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация представляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию истории в школе. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, для поиска созидательных способов жизнедеятельности.

Содержание курса «История России. 6 класс»

Содержание курса соответствует требованиям государственного образовательного стандарта по истории и ориентирует на реализацию многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории нашего Отечества, продемонстрировать одновременно действие различных факторов, приеритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории. Эти знания создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других народов и культур.

Основу курса «История России» в 6 классе составляют следующее содержательные линии :

1) историческое время – хронология и периодизация событий и процессов;

2) историческое пространство – исторические карты различных государств;

3) историческое движение (события и процессы):

  • эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей;

  • формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этно-национальных, религиозных и др.;

  • развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества;

  • история познания человеком окружающего мира; развитие религиозных учений и мировоззренческих систем, духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;

  • развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.