ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина»
Институт социальных технологий
Кафедра безопасности жизнедеятельности и физической культуры
Контрольная работа № 4
по «физической культуре»
Выполнила студентка
группы 1211-ЭФо
Игнатова Виолетта Дмитриевна
Сыктывкар 2022
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
1.ФИЗИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО ЛОВКОСТЬ И МЕТОДИКА ЕЕ РАЗВИТИЯ 3
2.СОБСТВЕННЫЙ ДНЕВНИК САМОКОНТРОЛЯ ПРИ ОРГАНИЗОВАННЫХ И САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ 7
3.КОМПЛЕКС ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ 10
4.ОПИСАНИЕ И ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21
ВВЕДЕНИЕ
Физическая культура начала свое развитие еще с древних времен, но уже тогда стала неотъемлемой частью жизни каждого человека. Она развивает организм и укрепляет здоровье на долгие годы. Физическая культура является частью культуры человека и всего общества, помогает достичь гармоничного развития физических и интеллектуальных способностей индивида.
В наше время люди все реже замечают значимость занятий спортом, ведь каждый из нас занят своими очень важными делами. Увы, в век стремительно развивающихся технологий и наук, современный человек почти не двигается, занимается умственным трудом, забывая о физическом.
Не многие знают, что занятия физической культурой связаны с его работоспособностью, с умением концентрироваться и со скоростью выполнения поставленной цели. Человек, который несколько раз в неделю занимается спортом, намного выносливее и активнее того, кто вообще не занимается, следовательно, повседневные задачи он выполняет быстрее и лучше. В связи с этим увеличилось внимание к здоровью граждан, а именно к школьникам и студентам, так как, имея молодых специалистов, которые не придавали значения занятиям спортом в процессе обучения, выйдут только лишь слабые работники, которые не смогут полноценно выполнять свои обязанности, поскольку их физическое здоровье на низком уровне.
-
ФИЗИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО ЛОВКОСТЬ И МЕТОДИКА ЕЕ РАЗВИТИЯ
Ловкость — это сложный психофизический комплекс, включающий в себя: умение распределять и концентрировать внимание, способность быстро ориентироваться, оперативно мыслить, направлять волевые усилия на управление эмоциями и выполнять сложно координированные действия.
Ловкость – комплексное качество, которое позволяет:
-
быстро и точно реагировать на неожиданно возникающие ситуации; -
выполнять сложные по координации движения рационально и экономично; -
точно выполнять движения в сложных и/или неожиданно изменяющихся условиях; -
рационально и экономно решать двигательные задачи; -
быстро и качественно овладевать новыми движениями и/или быстро их перестраивать.
Ловкость – сложное качество, но она не является совокупностью простых. Сложное качество – это интегрированная межанализаторная качественная особенность двигательного действия. Это надо не забывать, когда мы будем говорить об эффективности развития ловкости, целенаправленно воздействуя на его отдельные составные части.
Обобщая все эти определения, можно сказать, что ловкость – это термин, которым определяют разнообразные двигательные качества, способности и чувства. Ловкость как физическое качество – это способность выполнять движения во внезапно возникающих ситуациях. В ловкости физическое и психическое в человеке выступают в единстве с наибольшей полнотой.
Ловкость, как двигательное качество, включает в себя:
-
координационные способности (согласование и перестроение движений, дифференцирование усилий, мышечная координация, произвольное расслабление); -
разнообразные реакции (зрительно-моторная, переключения внимания);
-
чувства (равновесия, времени и пространства, ориентации, ритма).
Для развития ловкости используются разные методические приемы:
-
применение необычных исходных положений; -
усложнение ранее усвоенных упражнений дополнительными движениями; -
перестройка своей деятельности в связи с внезапно изменившейся обстановкой; -
систематическое разучивание новых усложненных движений; -
непрерывность при освоении новых движений.
Главное для развития ловкости – разнообразие движений. В индивидуальных занятиях разнообразие движений достигается благодаря периодической смене упражнений. Одни и те же развивающие упражнения в зависимости от характера, дозировки, темпа, величины преодолеваемого сопротивления, вариативности, амплитуды и наличия новизны, могут быть направлены на развитие разных качеств.
В большой степени воспитанию ловкости способствует умение перестраивать двигательную деятельность, связанную с мгновенным реагированием на внезапно изменившуюся ситуацию (это спортивные игры в футбол, баскетбол, гандбол, единоборства и т.д.). Чем шире диапазон двигательных навыков, тем выше уровень развития ловкости.
Кроме того, ловкость определяется степенью координации и пластичностью движений, выполнением упражнений с изменением скорости и темпа движения (прыжковые и танцевальные упражнения), умением дифференцировать степень мышечных усилий, управлять ими и импровизировать в процессе двигательного действия.
Таким образом, ловкость – важная предпосылка изучения и совершенствования спортивной техники и поэтому имеет первостепенное значение в тех видах спорта, в которых предъявляются повышенные требования координации движений (спортивная гимнастика, акробатика, прыжки в воду и др.). Ловкость играет большую роль и во всех видах спорта, в которых необходимо приспосабливаться к изменяющейся ситуации в соревнованиях (спортивные игры, единоборства и др.). Эта способность человека тесно связана с другими физическими качествами и может проявляться только в сочетании с ними.
-
СОБСТВЕННЫЙ ДНЕВНИК САМОКОНТРОЛЯ ПРИ ОРГАНИЗОВАННЫХ И САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
№п/п | Показатели | Число наблюдения | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
1 | Самочувствие | Хорошее | Хорошее | Хорошее | Хорошее | Хорошее | Хорошее |
2 | Продолжительность и характер сна, час | 7 ч., крепкий | 7 ч., крепкий | 8 ч., крепкий | 7 ч., крепкий | 7 ч., крепкий | 8 ч., крепкий |
3 | Аппетит | Хороший | Хороший | Хороший | Хороший | Хороший | Хороший |
4 | Пульс уд/мин до тренировки (стоя) | 62 | 65 | 63 | 68 | 64 | 65 |
Пульс уд/мин после тренировки (стоя) | 87 | 83 | 89 | 86 | 80 | 85 | |
Пульс уд/мин разница | 25 | 18 | 26 | 18 | 16 | 20 | |
5 | Вес, кг | 60,7 | 60 | 60,5 | 60,1 | 60,8 | 60,8 |
6 | Тренировочные упражнения | 1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа | 1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа | 1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа | 1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа | 1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа | 1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа |
2. Поднимание туловища из положения лежа на спине | 2. Поднимание туловища из положения лежа на спине | 2. Поднимание туловища из положения лежа на спине | 2. Поднимание туловища из положения лежа на спине | 2. Поднимание туловища из положения лежа на спине | 2. Поднимание туловища из положения лежа на спине | ||
3. Приседания | 3. Приседания | 3. Приседания | 3. Приседания | 3. Приседания | 3. Приседания | ||
4. Упражнение "планка" | 4. Упражнение "планка" | 4. Упражнение "планка" | 4. Упражнение "планка" | 4. Упражнение "планка" | 4. Упражнение "планка" | ||
5. Подъем таза лежа на спине | 5. Подъем таза лежа на спине | 5. Подъем таза лежа на спине | 5. Подъем таза лежа на спине | 5. Подъем таза лежа на спине | 5. Подъем таза лежа на спине | ||
7 | Спортивные результаты | 1. 15 | 1. 15 | 1. 18 | 1. 20 | 1. 24 | 1. 30 |
2. 10 | 2. 14 | 2. 17 | 2. 18 | 2. 20 | 2. 23 | ||
3. 20 | 3. 25 | 3. 30 | 3. 35 | 3. 40 | 3. 45 | ||
4. 15 сек. | 4. 15 сек. | 4. 20 сек. | 4. 20 сек. | 4. 30 сек. | 4. 30 сек. | ||
5. 15 | 5. 15 | 5. 20 | 5. 25 | 5. 30 | 5. 30 | ||
8 | Болевые ощущения | Нет | Нет | Есть | Есть | Есть | Нет |
Таким образом, дневник самоконтроля является важным элементом учебного процесса, одной из форм педагогического контроля, основным требованием методико-практического раздела зачёта по физической культуре и достаточно информативным показателем отношения студентов к своему здоровью. Регулярные самостоятельные наблюдения (самоконтроль) за общим состоянием здоровья и влиянием на организм занятий физическими упражнениями повышают интерес к двигательной активности и здоровому образу жизни, способствуют осознанному отношению к укреплению здоровья и физическому развитию, также позволяют выявить ранние признаки переутомления. Самоконтроль включает в себя оценку субъективных и объективных показателей состояния организма человека.
-
КОМПЛЕКС ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ
№п/п | Содержание | Кол-во раз | Графическое изображение, фото | ОМУ |
1 | «Замок» И.п. – сидя на полу ноги вытянуты вперед А) хват за головой правой рукой за левый локоть, потянуть вправо, фиксируя позу, поменять руки; Б) за спиной хват кистями, правая рука сверху, фиксация, затем поменять положение рук. | 4 раза (фиксация на 10-15 сек) | | Спина прямая голова смотрит прямо |
2 | «Печать» И.п. – лежа на спине, руки в стороны: А) не отрывая лопаток, закинуть правую ногу за левую, фиксация позы; Б) то же левой ногой | 4 раза (фиксация на 15-20 сек) | | Не отрывать лопатки |
3 | «Карандаш между лопатками» И.п. – стоя, ноги врозь, кисти в замке – снизу. Руки оттянуть назад, лопатки свести, фиксация позы | 2 раза (фиксация на 10-15 сек) | | Руки прямые Голова смотрит прямо |
4 | «Пистолет» И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища: А) колено левой ноги подтянуть к груди, усиливая сгибание руками, правая нога вытянута, фиксация позы; Б) поменять ногу. | 4 раза (фиксация на 15-20 сек) | | Не поднимать голову Не сгибать вторую ногу |
5 | «Взгляд на пятку» И.п. – лежа на животе, носки вытянуты: А) прогнуться, не отрывая от пола низ живота; Б) медленно повернуть голову направо, отводя назад правое плечо, взгляд на левую пятку, фиксация. В другую сторону. | 4 раза (фиксация 30 сек) | | Ноги прямые |
6 | «Лук» И.п. - лежа на левом боку, рука согнута под головой. А) хватом правой кистью за правый голеностоп подтянуть пятку к ягодице, зафиксировать позу, Б) рука вытянута вперед, ногу оттянуть назад-вверх, зафиксировать позу, В) в другую сторону | 4 раза (фиксация 15-20 сек) | | Вытянутая нога прмая |
7 | «Кошка под забором» И.п. – упор на коленях, кисти впереди плеч: А) подать таз назад, опустить плечи, руки прямые впереди на полу; Б) подать плечи вперед – вверх, прогнуться, фиксация позы | 6-8 раз (фиксация 15-20 сек) | | Руки прямые |
8 | «Автомат» И.п. – сидя на полу, ноги расставлены под углом: А) согнуть левую ногу, держась левой рукой за голень, а правой – за пятку снаружи с усилием к себе, фиксация позы; Б) завести колено в подмышечную впадину с опорой правой кистью о пол, прижать стопу к груди левой рукой, фиксация позы; В) то же другой ногой | 4-6 раз (фиксация 10-15 сек) | | Вытянутая нога прямая Спину держим ровно |
9 | «Выкрут» И.п. - сидя на полу, ноги вытянуты вперед, упор сзади. Продвинуть прямые руки назад как можно дальше, фиксация позы, медленно вернуться в и.п., | 4-6 раз (фиксация 10-15 сек) | | Руки прямые Спина прямая |
10 | «Аршин» И.п. - сидя на полу, прямые ноги максимально разведены: А) на выдохе наклониться вперед и захватить руками стопы, фиксация позы Б) постараться лечь грудью на пол, фиксация позы В) немного свести ноги, обхватить кистями рук голени, стремиться лечь грудью на пол, фиксация позы | 4-6 раз (фиксация 15-20 сек) | | Руки прямые |
11 | «Качалка» И.п.- лежа на животе, ноги вместе, руки вдоль туловища А) на выдохе согнуть ноги в коленных суставах, взяться за стопы, грудь от пола не отрывать, фиксация позы; Б) прогнуться, хват за нижнюю часть голени, фиксация позы, покачиваясь на нижней части живота. | 20-30 раз (фиксация 10-15 сек) | | Руки прямые Голова смотрит вперед |
12 | «Штопор» И.п. – сидя на полу, ноги выпрямлены вперед: А) согнуть левую ногу в колене, внутренняя сторона бедра и голени на полу, лечь на спину, захватив левой кистью левую лодыжку, фиксация позы, поменять позиции ног Б) максимально согнутая в коленном суставе левая нога под прямым углом к правой, развернув корпус влево, взяться двумя руками за ступню левой ноги, фиксация позы, смена позиции; В) взяться левой рукой за носок правой ноги, правая рука впереди правой стопы, фиксация позы, смена позиций ног | 6-8 раз (фиксация 15-20 сек) | | Вытянутая нога прмая |
13 | «Верблюд» И.п. – стоя, ноги врозь: А) наклон вперед, руки свободно вниз, фиксация позы; Б) пальцами коснуться носков стоп, фиксация позы; В) ладони на полу, фиксация позы | 4-5 раз (фиксация на 10-15 сек) | | Руки и ноги прямые |
14 | «Кузнечик» И.п. – стоя на коленях, ступни в стороны: А) сесть на пол между пятками, опора на внутренние поверхность голеней и ступней, руки сверху на колени, фиксация позы; Б) держась за голени, опуститься назад спиной на пол, фиксация позы | 4-5 раз (фиксация 10-15 сек) | | Не отрывать колени от пола |
15 | «Кувырок» И.п. – лежа на спине , руки в замке под коленями: А) согнуться, прижав руками колени прямых ног к груди, не поднимая таза, фиксация позы; Б) коснуться носками пола за головой, фиксация позы. | 4-5 раз (фиксация 15-20 сек) | | Ноги прямые |
16 | «Складка» И.п.- лежа на спине, ноги вытянуты А) поднять ноги вверх, руки вытянуты вверх, опустить ноги за голову, стараясь коснуться носками пола, фиксация позы; Б) ноги врозь, хват руками изнутри под коленями, фиксация позы. | 4-5 раз (фиксация 15-20 сек) | | Ноги прямые |
17 | «Перочинный ножик» И.п. – сидя на полу, ноги выпрямлены вперед – вместе А) на выдохе нагнуться и взяться обеими руками за ступни, фиксация позы; Б) не сгибая коленей, взять носки «на себя», голова поднята, спина прямая, фиксация позы; В) пятку левой ноги подтянуть к животу, колено на полу, двумя руками обхватить носок правой ноги в наклоне вперед, фиксация позы, поменять позиции ног | 5-6 раз (фиксация 15-20 сек) | | Ноги прямые, голова смотрит вперед |
18 | «Лодочка» И.п. – лежа на животе, руки вытянуты вперед, ноги тоже прямые с вытянутыми носками. Одновременно начинаем поднимать верх корпуса и ноги. | качаемся 15-20 сек | | Ноги и руки прямые |
19 | «Мостик» И.п. – лежа на спине, ноги согнуты Медленно поднимите бедра вверх, держа плечи и ступни плотно прижатыми к полу, фиксация положения | 4-5 раз (фиксация 10-15 сек) | | Плечи и ступни не отрывать от пола |
20 | «Поза щенка» И.п. – стоя на четвереньках держа руки под плечами, а колени под бедрами Медленно скользите ладонями вперед, опуская грудь на пол. Касайтесь пола только ладонями, а не всей поверхностью рук, зафиксировать положение | 4-5 раз (фиксация 10-15 сек) | | Касаться пол только ладонями, а не всей поверхностью рук |
-
ОПИСАНИЕ И ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
№п/п | Содержание | Правила | Графическое изображение | Варианты |
1 | Снайперы Команды располагаются в шеренгах за лицевыми линиями. Игроки обеих команд по очереди выполняют по 6 подач, стремясь набрать больше очков. | При ошибках на подаче перебивать мяч не разрешается и очки не начисляются. Побеждает команда, набравшая большее количество очков. ОМУ: Цифра в квадрате соответствует количеству начисляемых очков. | | Способ выполнения подачи устанавливает преподаватель. |
2 | Круговая эстафета По сигналу преподавателя первые в колоннах игроки команд начинают бег по кругу. Достигнув своей колонны, игрок касается плеча второго игрока, а сам быстро встает в колонну с внутренней стороны круга. Остальные игроки смещаются на один шаг вперед. | Нельзя создавать препятствия для бега другим игрокам преждевременным выходом на беговую часть дорожки. После того как все игроки пробегут по кругу, занимающиеся, которые начинали бег первыми, вновь оказавшись крайними в колоннах, поднимают руку. Побеждает команда, раньше закончившая эстафету. | | Варианты бега: из различных исходных положений; боком приставными шагами; спиной вперед, прыжками на обеих. Вместо касания плеча можно передавать эстафету эстафетной палочкой. |
3 | Мяч навстречу мячу Игроки каждой команды образуют две встречные колонны на расстоянии 4-6 м одна от другой. По сигналу преподавателя крайние игроки начинают прокатывать мячи навстречу друг другу, но так, чтобы мячи не столкнулись. Затем они передают мячи следующей паре. | Побеждает команда, допустившая меньше ошибок и быстрее закончившая встречные передачи мяча. | | Варианты передачи мяча: 1) двумя руками от груди; 2) одной рукой от плеча; 3) с отскоком мяча от пола. |
4 | Перетягивание каната Канат располагают вдоль зала. Игроки берутся за канат в шахматном порядке. Середина каната должна находиться в центре зала. По сигналу преподавателя команды стремятся перетянуть канат за контрольную линию. | Побеждает команда, перетянувшая канат за контрольную линию. Игра начинается и заканчивается по сигналу преподавателя. Игроки выполняют три попытки. | | Вариант игры: последний игрок, держащий канат, должен, не отпуская канат, поднять булаву, которая находится на определенном расстоянии от конца каната. |
5 | Удочка Команды располагаются в кругах. Водящий в центре круга берет веревку за свободный конец, а на другом ее конце — грузик. По сигналу преподавателя водящий начинает крутить веревку по земле. Играющие подпрыгивают, чтобы веревка не задела их ног. | Игра начинается только по сигналу преподавателя. Игрок, которого задела веревка, выбывает из круга. Побеждает команда, у которой за определенное время, отведенное на игру, выбыло меньше игроков из круга. | | Варианты игры: игроки могут принимать различные исходные положения: боком, спиной, упор присев и т. д. |