Файл: Психологические условия развитие личности как фактор успешной социализации.doc
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 172
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основные данные о работе
Версия шаблона | 2.1 |
Вид работы | Комплексная электронная предзащита |
Название дисциплины | Защита выпускной квалификационной работы (бакалавриат 37.03.01 «Психология») -1 неделя (2) |
Тема | Психологические условия развитие личности как фактор успешной социализации. (на примере Государственного казенного учреждения Самарской области «Октябрьский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (ГКУ СО «Октябрьский СРЦН») |
Фамилия выпускника | Романова |
Имя выпускника | Ольга |
Отчество выпускника | Андреевна |
Id (№ контракта) | 03900617406457007 |
Содержание
Основные данные о работе 1
Содержание 2
Введение 3
Основная часть 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОРА УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ 6
2 РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ КАК УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ 39
Заключение 49
Глоссарий 53
Список использованных источников 56
Приложения 61
Приложение А 61
Приложение Б 62
Введение
Актуальность темы данного исследования заключается в том, что в современных условиях включение человека в социальную структуру является неотъемлемой частью, так как благодаря этому процессу можно обеспечить единую целостность общества. Социализация позволяет человеку стать полноценным членом общества, решать собственные проблемы и помогать решать их другим.
В результате социализации усваиваются нормы и ценности общества, правила поведения и социальные нормы.
Следует отметить, что в настоящее время, с изменением социально – экономических условий и жизни общества в целом, в качестве общего для всех требования выступает требование быть толерантным, но не переходить границы дозволенных социальных норм, правил и обычаев, сложившихся в ходе длительного становления мирового общества.
В период активного развития этноса в обществе начинают преобладать ценности, ставящие акцент на значение личного успеха, риска и достижения в различных сферах общественной жизни, что в конечном счете стимулирует прогресс этноса. При этом чаще всего успешно социализированными оказываются личности с ярко выраженной индивидуальностью, непосредственностью, самореализация которых обусловлена общественными интересами. В основном эти люди «напрямую» связывают себя и человечество, подчиняя этим двум доминантам устоявшиеся групповые нормы и у них наиболее ярко сформированными оказываются конкретно личностный и общечеловеческий уровень идентичности.
Поэтому, важным фактором успешности социализации является вхождение в общество, так как процесс социализации личности двусторонний: человек усваивает опыт общества, одновременно – активно развивает отношения, связи. Человек воспринимает, овладевает и преобразовывает персональный социальный опыт на личные установки и позиции. Также он включается в многообразные социальные связи, исполнение разных ролевых функций, преобразуя этим окружающее общество и себя. Реальные условия коллективной жизни самой актуальной ставят проблему, требующую от каждого его подключения в общественную структуру окружения. В данном процессе главным понятием и выступает социализация, позволяющая индивиду стать участником социальных групп, коллективов.
Цель исследования – выявить психологические условия развития личности для успешной социализации.
Объект исследования – межличностные отношения в обществе, психологические факторы влияющие на социализацию индивида.
Предмет исследования – влияние психологических факторов на успешную социализацию.
Гипотеза исследования. Согласно нашей гипотезе мы предполагаем, что:
- личностная конфликтность руководителей имеет различия в самооценке и экспертной оценке и проявляется в различных стилях управления;
- конфликтность руководителя и особенности стиля управления профессиональной группой влияют на качество взаимоотношений (авторитарность, эгоистичность, агрессивность, подозрительность, подчинение, зависимость, дружелюбие, альтруистичность, эмпатийность) работников различных подразделений предприятия.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ основных понятий социализации, психологических условий развития личности для успешной социализации.
2. Подобрать диагностический инструментарий и провести эмпирическое исследование психологических условий развитие личности как фактор успешной социализации на примере Государственного казенного учреждения Самарской области «Октябрьский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (ГКУ СО «Октябрьский СРЦН»).
3. Выявить взаимосвязь неблагоприятных или благоприятных факторов для успешной социализации.
Методы и методики исследования.
Теоретические методы. Применялся теоретический анализ.
Психодиагностические методы: опрос, тестирование с применением диагностических методик: методики диагностики самооценки и экспертной оценки степени конфликтности личности Ладанова И.Д., методики диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса; методики диагностики межличностных отношений, разработанную Т. Лири, методики диагностики эмпатических способностей В.В.Бойко.
Для статистической обработки данных использовался критерий U (Манна – Уитни).
Общая выборка исследования составила – 50 человек, несовершеннолетних детей в возрасте от 10 до 14 лет. Исследование проводилось на базе Государственного казенного учреждения Самарской области «Октябрьский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (ГКУ СО «Октябрьский СРЦН».
Практическая значимость. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных нами данных при адаптации молодого поколения к взаимодействию с обществом и формированию в них позитивных отношений.
Основная часть
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОРА УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
1.1 Понятие личности, основные факторы развития личности.
Одной из явных проблем наук, занимающихся изучением личности, является изучение процесса социализации и исследование широких кругов вопросов, связанных с тем, как и почему чему человек становится деятельным общественным субъектом. Проблема социализации индивида в российской науке исследуется, в основном, с точки зрения социологии и социальной психологии. Если в социологическом направлении социализация индивида понимается как развитие определенных социальных качеств с целью интеграции в систему социальных отношений, то для социально-психологического направления социализация выступает процессом интериоризации индивидом ценностно-нормативной системы культуры.
Социализация берет свое начало из семьи или окружения в котором растет ребенок. Всю совокупность данных отношений можно разделить на семь видов:
1) социально-биологические (интимные) отношения охватывают сферу половозрастной структуры и численности семьи, рождаемости, общей гигиены, гигиены пола и половой жизни, физического совершенствования и наследственности, включают заботу о потомстве и физическом здоровье членов семьи, учет вопросов акселерации и воспитания детей;
2) хозяйственно-экономические отношения образуют материальную основу бытия семьи и включают: организацию и ведение домашнего хозяйства, распределение обязанностей между членами семьи, материальное обеспечение домашнего бюджета, заботу и уход за маленькими детьми, престарелыми родителями и другими членами семьи;
3) правовые (юридические) отношения характеризуют правовое регулирование брака и развода, соблюдение личных и имущественных прав и обязанностей между супругами, между родителями, детьми и другими родственниками, вопросы наследования и усыновления, предупреждение правонарушений и других антиобщественных проступков детей;
4) нравственные отношения охватывают вопросы нравственных ценностей семьи, прежде всего любви и долга, заботы о нравственном воспитании детей и взрослых и их самовоспитании, а также уважение к старшим, воспитание любви к труду;
5) психологические отношения представляют сферу взаимодействия членов семьи и их совместимости, определяют психологический климат в семье и способствуют формированию чувств и межличностных отношений, обеспечивают развитие ребенка как личности;
6) педагогические отношения прямо касаются вопросов семейной педагогики и реализации воспитательных функций семьи;
7) эстетические отношения определяют эстетику поведения, речи, одежды, жилища, использование достижений культуры
Смена образцов воспитания наблюдается в ситуациях, когда по разным причинам (появление в семье еще одного ребенка, развод родителей, ухудшение материального, жилищного или социального положения семьи) родители резко меняют стиль общения с ребенком, уровень требований к нему, соотношение самостоятельности и контроля за поведением ребенка. Эта ситуация, как правило, является травмирующей для ребенка, поэтому вызывает волну протеста, изменение поведения в худшую сторону, неприятие родителей.
Существуют также так называемые «синергетические» типы воспитания, которые представляют сочетание некоторых вышеописанных типов друг с другом и дают в конечном результате суммирующий, усиливающий эффект. Примеры этих типов могут быть такими: Безнадзорность + Гипоопека + «Ежовые рукавицы» (жесточайший контроль за жизнью ребенка при полном отсутствии поддержки и внимания к проблемам этой жизни со стороны родителей) или «Кумир семьи» + Гиперопека + «Культ болезни» (все силы родителей направлены на доказательство любви и борьбу с реальными и, особенно, мнимыми заболеваниями ребенка).
Противоречивое воспитание реализуется тогда, когда родительские установки неоднозначны, конформны; сами родители как личности противоречивы или подвержены влияниям ситуаций; матери и отцы, а также представители разных поколений (родители и прародители) имеют различные взгляды и подходы к воспитанию детей. В таком случае взрослые проявляют разные, порой противоположные, тенденции во взаимодействии с ребенком в процессе воспитания. Это зависит от случайных факторов. Такой тип воспитания приводит к многочисленным психологическим проблемам в развитии детей.