Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 128
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В организации госслужбы и её функционировании есть много специфических моментов, которые действуют в противоречии с требуемыми от госслужащего моральными качествами. Нравственность чиновников разлагается как бы изнутри. Такими особенностями, негативно влияющими на мораль государственных служащих, являются:
- Специфическая форма оплаты труда в государственной службе;
- Её территориальное устройство;
- Вертикальная выстроенность по направлению деятельности;
- Особый характер текучести рабочей силы;
- Особая заинтересованность отдельных слоёв населения в деятельности госслужбы.
Таким образом, этика госслужащего представляется достаточно нестабильным, ранимым, сильно зависящим от обстоятельств комплексом качеств. С другой стороны, государственный служащий - это лицо государства и нации, залог успешного функционирования государства. Поэтому существует ряд качеств, которыми госслужащий должен обязательно обладать. Практика государственной службы свидетельствует, что служебное поведение государственных служащих должно основываться на прочных нравственных принципах. Под нравственными принципами государственной службы понимается совокупность норм, выражающих требования государства и общества к нравственной сущности служащего, к характеру его взаимоотношений с государством. Это система ценностей и правил, регулирующих взаимоотношения государственных служащих между собой с целью создания надлежащего морально-психологического климата в коллективе и повышения эффективности государственной службы.
Следует отметить, что нравственные принципы и нормы служебной деятельности государственных служащих пока не нашли у нас нормативного установления.
Общими нравственными принципами деятельности государственных служащих являются следующие принципы: [10]
-
Принцип служения государству и обществу, требующий бескорыстной и безупречной службы на благо государства и гражданского общества. Государственные служащие призваны исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов, осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной службы -
Принцип законности, обязывающий всех государственных служащих неукоснительно соблюдать букву и дух законов. Важно, чтобы в законе право и мораль соответствовали друг другу. Этот принцип требует верховенства Конституции РФ, федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами, положениями и инструкциями. Государственный служащий призван соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты. -
Принцип гуманизма, предписывающий признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Он требует от чиновника уважать каждого человека, признавать суверенитет личности и ее достоинство, быть вежливым, тактичным, толерантным. Это должно стать внутренним императивом чиновника. Данный принцип показывает то, что чиновник существует и действует для человека, а не человек для чиновника. -
Принцип ответственности, обязывающий служащих нести не только юридическую, но и нравственную ответственность за принимаемые решения. -
Принцип справедливости, требующий разумного использования властных полномочий, защиты прав и законных интересов граждан. Государственные служащие призваны исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как государственных органов, так и государственных служащих; Удовлетворение потребности в справедливости властей – самое важное из моральных ожиданий общества. Любая несправедливость, допускаемая чиновником, наносит моральный ущерб авторитету власти. -
Принцип лояльности, означающий осознанное, добровольное соблюдение государственными служащими правил, норм служебного поведения. Он предполагает верность службе, уважение и корректность по отношению к государственным и общественным институтам. Он требует, чтобы служащий не наносил вред имиджу государства, всячески способствовал укреплению его авторитета. Чиновник обязан проявлять лояльность по отношению к государству, строю, политическому большинству, находящемуся у власти, ко всем ветвям власти, к государственным институтам, к обществу, населению. -
Принцип политической нейтральности требует, чтобы государственная служба были вне политики. Проявление политико-идеологических пристрастий, ориентация на политические группировки в системе государственной службы неуместны и вредны. Государственный служащий призван соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;. Вместе с тем, государственно-служебные отношения не могут не носить политический характер, т.к. государственная служба – это институт государства. Вопрос заключается в степени политизации государственной службы. Индикатором политизации можно считать уровень вовлечения аппарата и отдельных служащих в политику. Поэтому нельзя нарушать меру допустимости политизации государственного аппарата. А также государственный служащий призван не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций -
Принцип честности и неподкупности, требующий категорического неприятия таких явлений, как коррупция и бюрократизм. Государственный служащий призван исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей, а также уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы либо органы местного самоуправления обо всех случаях обращения к государственному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений; Нынешняя организация госаппарата и его непрозрачность способствуют коррупции. По сути, любые административные барьеры преодолеваются взятками. Коррупция и бюрократизм властей создают угрозу демократическим ценностям, разрушают веру людей в государство.
Признаками коррумпированности государственного служащего являются: незаконность получаемых служащим материальных и нематериальных выгод; злоупотребление властью, использование служебного положения вопреки интересам службы; умышленное использование служебного положения для личного обогащения; наличие личной корысти. Коррупция – это системное явление, требующее не только уголовно-правовых мер борьбы, но и целенаправленной кадровой работы, нравственного воздействия.
Бюрократизм – внутреннее свойство любой управленческой структуры. Но оно должно быть минимизировано. Он представляет собой нравственно отрицательную форму реализации государственно-властных полномочий. Отличительная черта бюрократической ментальности чиновника – стереотипность, безразличие и безответственность, что превращает бюрократию в корпорацию эгоистических интересов. В бюрократической среде преобладают такие ценности, как чинопочитание, карьеризм, канцелярщина, зависть, подобострастное отношение к богатству и власти. Только демократизация и открытость власти, оптимизация аппарата, расширение социальной базы кадрового корпуса государственной службы, отделение его от бизнеса и собственности могут лишить бюрократизм благоприятной среды обитания.
Государственный служащий призван соблюдать нормы профессиональной этики, соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации, а также проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;[4]
Государственный служащий призван проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию; [4]
Государственный служащий обязан воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственным служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа либо органа местного самоуправления;
Государственный служащий призван принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов; [4]
Государственный служащий призван воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, его руководителя, если это не входит в должностные обязанности государственного служащего; [4]
Государственный служащий призван уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке; [4]
Заключение
Теоретическое осмысление темы исследования позволило сделать ряд выводов:
-
Этика имеет также социальную основу, т.е. она является сводом лучше воспринимаемых этических норм и понятий. Понятие ценностей подразумевает те из них, которым общество или каждый индивид оказывает свое предпочтение. В полном смысле слова, этика является сводом правил которые основываются на общепринятых ценностях. Общественные ценности включают в себя такие качества, как совесть, правильность, уважение, справедливость и др. -
Уровень морального развития как отдельно взятой личности, так и службы в целом определяется ориентацией на гуманистические универсальные принципы справедливости: равенство человеческих прав и уважение человеческого достоинства. -
Основные принципы и правила поведения формируются сегодня в этических кодексах. Профессиональный этический кодекс государственного служащего есть система моральных норм, обязательств и требований добросовестного служебного поведения должностных лиц государственных органов, основанная на нравственных общепризнанных принципах и нормах российского общества и государства. Необходима доработка основных положений Кодекса, его реформа. -
Развитие социальной и профессиональной компетентности государственных служащих и их влияние на повышение профессионализма, рассматривается как один из главных факторов, обусловливающих формирование этики государственной службы. -
Несовершенство законодательства в данной сфере порождает такие проблемы как недоверие к власти, негативное восприятие власти в лице государственных органов и отдельных должностных лиц.
Список литературы
-
Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/doc/constitution/ [1]; -
Международный кодекс поведения государственных должностных лиц (Принят резолюцией 51/59 Генеральной Ассамблеи от 12 декабря 1996 года) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/int_code_of_conduct.shtml [2]; -
Модельный закон об основах муниципальной службы (принят в г. Санкт-петербурге 26.03.2002 постановлением 19-10 на 19-ом пленарном заседании межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ) (Постановление N 19-10 от 26 марта 2002 года) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lawrussia.ru/texts/legal_744/doc744a655x924.htm [3];
-
Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол No 21) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/55171108/ [4]; -
О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. No 79-ФЗ (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/12136354/ [5]; -
О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/12152272/#ixzz3Jh5PRXMy [6]; -
О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2013) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156929/ [7]; -
Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих: указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885 (С изменениями и дополнениями от: 20 марта 2007 г., 16 июля 2009 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/184842/#ixzz3Jh6Bob8X [8]; -
Абрамова, Т. М. Вербенкова // Государственная служба : вест. СЗАГС. 2009. –№2. – С. 39-59. [9] -
Абрамова, Л. П. Этика государственной службы в условиях общественных трансформаций / Л. П. Абрамова, Т. М. Варбенкова // Управленческое консультирование. – 2010. –№2. – С. 43-57. [10] -
Ахметова, Н. Роль профессиональной этики в профилактике коррупции Н. Ахметова // Власть. – 2009. –№6. – С. 106-109. [11] -
Гончаров, В. В. Роль этики и профессионализма в функционировании органов исполнительной власти / В. В. Гончаров // Современное право. – 2009. –№6. – С. 10-12. [12] -
Зотов, М. Д. Функционирование ведомственных и региональных кодексов этики государственных служащих Российской Федерации / М. Д. Зотов // Социология власти. – 2012. –№2. – С. 202-208. [13] -
Ирхин, Ю. В. Роль этических кодексов в государственной службе Японии (сравнительный анализ) / Ю. В. Ирхин // Соц.-гуманитар. знания. – 2009. –№5. –С. 158-171. [14] -
Ирхин, Ю. В. Этические кодексы в современной государственной службе / Ю. В. Ирхин // Социология власти. – 2011. –№4. – С. 13-23. [15] -
Курбанов, Р. Формирование нравственных служащих и морали государственных служащих в Российской Федерации / Р. Курбанов // Власть. 2008. –№1. – С. 31-35 [16] -
Мошарев, В. Н. Профессиональная этика в системе государственной гражданской службы / В. Н. Мошарев // Государственная служба : вестн. СЗАГС.– 2007. –№1. – С. 47-52 [17] -
Мяготин, А. Социальные образы профессиональной этики госслужащего / А. Мяготин // Государственная служба. – 2010. –№2. – С. 92-95. [18] -
Оболенский, А. В. Канада: этический аспект реформ как фактор повышения стандартов поведения служащих / А. В. Оболенский // Кризис бюрократического государства. Реформы государственной службы: международный опыт и российские реалии / А. В. Оболенский. –М.: Фонд "Либеральная миссия", 2011. –Гл. 4. – С. 136-149.[20] -
Пчелинцев, С. В. Некоторые вопросы этического регулирования в государственном управлении: нидерландский опыт обеспечения "добропорядочности" // – 2009. –№1. – С. 48-59. [21] -
Степнов, П. П. Этика ответственности государственных служащих / П. П. Степнов, Р. А. Рагимов // Социология власти. – 2008. –№1. – С. 81-89.[22] -
Федотова, П. Я. Механизмы внедрения принципов должной морали в практику государственной службы / П. Я. Федотова // Социология власти. – 2011. –№2. – С. 156-163. [23] -
Шувалова, Н. Н. Служебное поведение государственного гражданского служащего: моральные основы: учеб.-практ. пособие / Н. Н. Шувалова. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 379с. [24] -
Этика: краткое руководство для государственных служащих. Штат Аляска (США) : пер. с англ. // Лоббист. – 2009. –№5. – С. 1-5. [25]