Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 134
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Реферат на тему:
«Профессиональная этика служащего»
Оглавление
Введение
1. Понятие и происхождение профессиональной этики
2. Функции профессиональной этики
3. Особенности профессиональной этики на государственной гражданской службе
Заключение
Список литературы
Введение
этика профессиональный государственный
В современном обществе официальные, дипломатические, политические, культурные, экономические и прочие отношения не могут быть свободны от норм этикета.
Работа в органах государственной службы предполагает постоянный контакт с посетителями, населением, общественностью, что, в свою очередь, ведет к более активному обращению к этическим правилам и нормам поведения в процессе профессиональной деятельности.
На новый уровень в последнее время поднялось выполнение правил служебного этикета, который становится мерилом не только культуры государственного служащего, но и его компетентности и профессионализма.
Немаловажное значение имеет и то, что, соблюдая нормы этикета, государственные служащие способствуют повышению авторитета государственного органа, в котором они работают, то есть способствуют повышению авторитета государственной власти у посетителей, укрепляют связи сотрудников органов власти и управления с населением.
Правила этикета, которым необходимо следовать на государственной службе, базируются на нормах морали. В современной практике государственной службы такие черты, как трудолюбие, пунктуальность и другие квалифицируются как моральные качества. И наоборот, взяточничество, беспринципность, коррупция, уклонение от ответственности и другие оцениваются как аморальные.
Нормы морали отличаются от правовых тем, что они не зафиксированы в государственных и международных регламентирующих документах.
Незавершенность законодательной и нормативно-правовой базы по вопросам этики и морали государственных служащих в РФ не оказывает содействие улучшению управленческой и кадровой ситуации в стране, а также не формируют положительное отношение к госслужбе в целом.
Несоответствие уровня моральной культуры государственных служащих нуждам настоящего порождает дисфункцию, снижает эффективность деятельности управленческих кадров.
Актуальность темы исследования определяется потребностью в изучении этики и этикета государственного служащего как одного из важнейших факторов, влияющих на эффективность работы государственной службы.
Объектом исследования является государственная служба.
Предметом исследования выступают профессиональная этика государственной службы.
Целью исследования является определение особенностей и проблем этики в государственной службе.
Задачи исследования:
- изучить понятие и основные принципы государственной службы в Российской Федерации;
- дать определение понятию «этика», рассмотреть этические кодексы;
- проанализировать нормативно-правовую базу, регулирующую этику государственного служащего.
Базой исследования послужили: материалы официальных и специальных статистических источников, официальные материалы государственных органов и ведомственных изданий Российской Федерации; информация, опубликованная в разовых и периодических изданиях, в том числе научных.
1. Понятие и происхождение профессиональной этики
Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста. [12]
Профессиональная этика представляет собой науку о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии. Вместе с тем профессиональная этика – это нравственное самосознание профессиональной группы, ее психология и идеология. [15]
Предметной областью изучения профессиональной этики являются:
– профессиональная мораль как совокупность идеалов и ценностей профессии;
– этические принципы, нормы поведения, кодексы, предписывающие определенный тип нравственных отношений между людьми и отражающие сущность профессии;
– качества личности специалиста, необходимые для выполнения профессионального долга;
– нравственные взаимоотношения специалистов и объектов их деятельности;
Профессиональная этика возникает с общественным разделением труда, положившим начало профессиональному обособлению социальных групп. С образованием социальных групп возникает потребность в регулировании отношений людей внутри данных групп. Первоначально это был небольшой круг профессий, которые в процессе дальнейшей специализации труда все больше дифференцировались, в результате чего возникали все новые профессии. Внутри каждой профессиональной группы складываются определенные специфические связи и отношения людей. В профессиональных отношениях начинают выделяться наиболее типичные, которые характеризуют относительную самостоятельность профессии, ее моральную атмосферу. Все это, в свою очередь, обусловливает специфику поступков людей, своеобразие норм их поведения.
После того как профессиональные отношения приобретают качественную устойчивость, формируются особые нравственные установки, т. е. возникает профессиональная мораль с ее исходной клеточкой – нормой. Каждая историческая эпоха располагает своим комплексом вычленявшихся профессиональных норм, профессиональной моралью. Возникнув, профессиональная мораль становится силой, обеспечивающей и направляющей поведение представителя той или иной профессии.
Мораль в сфере труда имеет социальный характер и ассоциируется с различными видами профессиональной этики: предпринимателя, менеджера, врача, деятеля культуры, социального работника, работника правоохранительной сферы, педагога, журналиста и др. К работникам некоторых профессий предъявляются повышенные профессиональные требования. Это специалисты, от которых зависит жизнь и здоровье людей (медицина, транспорт и т. п.) и которые имеют право вмешательства во внутренний мир человека (педагогика, психиатрия, социальные работники и др.).
Профессионализм основан на традициях, принципах и моральных нормах. Моральными нормами являются такие понятия, как «честь», «долг», «ответственность за результаты деятельности». Нравственные принципы включают: беспристрастность, объективность, прямоту, конфиденциальность, старание, точное исполнение профессиональных обязанностей, умение избегать конфликтов. Нравственные правила и требования, предъявляемые к специалисту, закрепляются в этических кодексах.
Первые этические требования к действиям специалиста можно встретить в древнеегипетском манускрипте «Наставления начальника города и визиря Птаххеттепа», датируемом III тысячелетием до н. э., в «Кодексе Хаммурапи» 1750 г. до н. э., в котором излагаются истоки медицинской этики, регламентирующие работу врачей и плату за врачебную помощь. [16]
Однако возникновение первых целостных профессиональных этических комплексов (кодексов) специалисты относят к XI–XII вв. В этот период происходит разделение ремесленного труда и возникновение цехового производства, что сопровождается оформлением многочисленных профессиональных уставов и кодексов цехов, гильдий, монахов, судей, рыцарей. Первоначально эти кодексы выражали стремление представителей господствующего класса закрепить за собой привилегию заниматься умственным трудом, а позднее они стали появляться и среди людей других профессий: художников, торговцев, писателей и пр. В период Средневековья выросла целая пирамида строго регламентированных нравственных отношений, сословно-корпоративных разграничений, обросшая моральными правилами. Так, на Руси купец, покупая или продавая товар, давал честное слово, гарантируя его оплату и качество, и держал это слово, потому что в противном случае ему никто из имеющих с ним дело никогда больше не поверил бы и его карьера быстро закончилась. [16]
В настоящее время профессиональная этика систематизирует накопленный в процессе исторической практики опыт, характерный для различных видов деятельности, обобщает его и совершенствует по мере совершенствования самого вида деятельности. Так, до сегодняшнего дня студенты – будущие врачи – произносят древний кодекс профессиональной этики – «Клятву Гиппократа» (новый текст «Клятвы врача» был принят Госдумой и подписан Б. Ельциным в 1999 г.).
Нормы профессиональной этики подвержены изменениям под воздействием как внешних, так и внутренних по отношению к профессии факторов. Основными категориями профессиональной этики являются профессиональные этические отношения, этическое сознание, этические действия и профессиональный долг.
3. Функции профессиональной этики
Функции профессиональной этики определяются множеством факторов, основными из которых являются сущность, содержание и направленность профессии:
-
Оценочная – дает возможность оценки поведения, действий, намерений, целей, задач, средств и т.д. специалиста с точки зрения соответствия моральным нормам. -
Регулятивная – вытекает из потребности регулировать поведение специалиста в соответствии с сущностью профессии. -
Организационная – служит улучшению организации деятельности сотрудников и партнеров. -
Управляющая – является средством управления действиями сотрудников и партнеров в ходе решения профессиональных задач. -
Мотивационная – формирует социально и профессионально одобряемые мотивы деятельности. -
Координирующая – обеспечивает сотрудничество всех участников процесса профессиональной деятельности. -
Регламентирующая – направляет и обусловливает выбор целей, методов и средств в профессиональной деятельности. -
Воспроизводственная – позволяет воспроизводить подобные действия в подобных ситуациях. -
Воспитательная – воспитывает не только специалистов, профессионалов, но и клиентов и социальное окружение клиентов. -
Коммуникативная – помогает организовать общение сотрудников друг с другом и с клиентами. -
Оптимизирующая – способствует повышению эффективности профессиональной деятельности, повышению статуса профессии в обществе. -
Стабилизирующая – способствует стабилизации профессиональных отношений на всех уровнях их проявлений. -
Рационализирующая – облегчает специалисту выбор целей, методов и средств, принятие решений. -
Превентивная – предостерегает профессионала от действий, приносящих вред клиенту, организации, обществу. -
Прогностическая – позволяет прогнозировать действия и поведение отдельных сотрудников и их коллективов. -
Разрешения противоречий – способствует разрешению, устранению и сглаживанию противоречий, возникающих в процессе профессиональной деятельности. -
Информационная – приобщает специалистов к системе ценностей их профессии и профессиональной морали. -
Социальная – способствует созданию условий, благоприятных для функционирования специалистов данной сферы в обществе. -
Социализирующая – служит делу приобщения носителей данной профессии к господствующей в обществе системе ценностей и морали. [17]
3. Особенности профессиональной этики на государственной гражданской службе
Государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).[5]
Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.[5]
Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:
- государственная гражданская служба;
- военная служба;
-правоохранительная служба.
Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:
1) федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
2) законность;
3) равный доступ граждан к государственной службе;
4) взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;
5) открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
6) профессионализм и компетентность государственных служащих;
7) стабильность гражданской службы;
8) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
9) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность. Реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. Указанными федеральными законами могут быть предусмотрены также другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности. [5]