Файл: 2022 год Резюме из истории рассказа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



ИЗ ИСТОРИИ РАССКАЗА (литературное ателье)

Целевая аудитория – обучающиеся 8-х классов

Автор программы:

Остапенко Лилия Алексеевна, к.п.н., Заслуженный учитель Белгородской области, учитель русского языка и литературы ГБОУ «Шебекинская гимназия-интернат»

2022 год

Резюме

«ИЗ ИСТОРИИ РАССКАЗА» – дополнительная общеобразовательная программа, предназначенная для детей, проявивших одарённость в области литературного творчества. Данная программа разработана на основе программы элективного курса «Из истории рассказа» (автор: Остапенко Л.А., учитель ГБОУ «Шебекинская гимназия-интернат»). Содержание  программы элективного курса по литературе для учащихся 8 класса ( 13-14 лет) рассчитана на 17 часов ( 1 час в неделю).

Цель программы – помощь в развитии литературного таланта, в определении сферы жизненной самореализации, разработка долгосрочного индивидуального образовательного маршрута.

Задачи:

  • обобщить знания восьмиклассников о специфике русского рассказа,

  • повысить предметную компетентность,

  • развить умения использовать теоретико-литературные понятия при анализе художественных текстов и написании собственных.

Все это дает возможность для развития умений и навыков в следующих основных сферах:

  • познавательной (развитие общеучебных навыков: анализировать, осмысливать авторский текст, сопоставлять и т. д.);

  • коммуникативной (воспринимать на слух литературные произведения, осмысленно читать, выполнять творческие работы, и т. д.)

  • ценностно-ориентированной (формулировать собственное отношение к художественным произведениям и т. д.);

  • в эстетической сфере (понимать образную природу литературы как явления словесного искусства – у восьмиклассников наблюдаются все еще заметные следы «наивного реализма», что мешает им понимать условность в литературе).

Участники программы смогут по-новому прочесть хорошо известные и признанные рассказы, познакомиться с новинками, попробовать себя в роли писателя, мастера-рассказчика, критика.

Описание форматов работы со школьниками по данной теме
Литературная программа представляет собой программу-имитацию деятельности учреждения «Ателье», выстроена в логике метафоры «литературное ателье».

Дополнительная общеобразовательная программа «Из истории рассказа» состоит из учебных модулей – блоков занятий, объединенных общей задачей и завершающихся финальным заданием.

Все участники программы в ходе ее реализации:

  • в составе творческого коллектива примут участие в литературном проекте;

  • проявят себя в написании короткого рассказа, создав авторский текст;

  • прослушают цикл лекций по литературе, станут участниками мастер-классов и семинаров;

  • получат возможность стать участником мастерских, расширяющих и дополняющих возможности литературного творчества;

  • станут активными участниками дискуссий и творческих акций, связанных с литературным творчеством.


Содержание программы

- С чем можно сравнить современное писательство?

- С трудом искусного портного, который имеет хорошую швейную машинку, покупает за свои деньги добротный материал, шьет из него прекрасные штаны, дарит и раздает их своим близким, друзьям и просто знакомым, испытывая при этом удовольствие от своей бесплатной работы.
Рассказ – это текст, сшитый из живой ткани бытия…

Программа включает 3 модуля.
Модуль 1. Авторский текст.

Один из ключевых этапов программы «Литературное творчество» – написание авторского текста.

Этапы работы модуля: литературные семинары, критический отклик, большая дискуссия.

  1. Литературные семинары: «Портрет жанра», «Биография жанра».

Участники программы узнают об истории рассказа, о жанровых особенностях рассказа, о правилах построения рассказа для создания собственного короткого рассказа. Каждый участник программы выберет один из предложенных семинаров, посетит занятия с руководителем семинара, прослушает лекции общекультурного и гуманитарного характера, проанализирует дополнительные источники, получит консультации преподавателей и редакторов. Цель процесса — написать 

короткий рассказ.

Вид рассказа и его объем определяются руководителем семинара.

Критерии оценивания авторского текста:

  1. Соответствие жанру. Начинающие авторы выбирают жанр самостоятельно, в котором будут творить, и несут за свой выбор полную ответственность. Это значит, что за стихи не нужно выдавать набор лозунгов, в рассказе должно что-то происходить, в сказке неизбежно столкновение с чудесным, а эссе не стоит писать в стихах.

  2. Язык. Язык художественной литературы и литературный язык — разные вещи. Первый неизмеримо богаче второго. В этом смысле задача критиков кажется более простой: от них требуется писать грамотно, связно, понятно, убедительно. Задача автора художественного произведения — выбирать языковые средства, которые максимально соответствуют художественной идее.

  3. Цельность произведения. В этот критерий входит умение выстраивать композицию своего произведения так, чтобы оно было полноценным законченным высказыванием, части которого соотносятся друг с другом по принципу необходимости и достаточности.

  4. Оригинальность. В стихах мы приветствуем свежесть поэтического взгляда, в прозе – полнокровность образов и искусство вымысла, в критике – тонкость и самостоятельность анализа.

Каждый текст проверяется на плагиат!

  1. Критический отклик:

Написание критического отклика на произведения других участников образовательной программы – это еще одно задание текстового модуля. Участники познакомятся с произведениями, которые написали стажеры программы, и подготовят критическое эссе на один из прочитанных текстов.

  1. Большая дискуссия

Большая дискуссия – это заключительный этап работы с текстом, на котором авторы представляют ключевые идеи сочинений, цитаты из своих работ, а слушатели задают вопросы по предложенным для дискуссии текстам. Это событие – уникальная возможность как для спикеров, так и для слушателей на своем опыте прочувствовать, как работает вечный треугольник «автор – текст – читатель».
Модуль 2. Мастерские. 
Учащимся предстоит индивидуальная и групповая работа в четырех мастерских. Тематика проектов соотносится с проблемными вопросами модуля «Авторский текст». Результатом работы мастерских является литературное редактирование собственных текстов и оформление творческого пространства.


  • Мастерская 1. «Как написать детективный рассказ за 5 шагов»,

  • Мастерская 2. «Как написать юмористический рассказ»,

  • Мастерская 3. «Как написать фэнтези»

  • Мастерская 4. Как написать пасхальный и святочный рассказ»

  • Мастерская 5. «Основы литературного редактирования».


Модуль 3. «Литературное дефиле». 
Предстоит создать собственное литературное ателье и провести в нем незабываемый творческий вечер.

Предстоит:

  • познакомиться с жанрами, представляющими современный диалог с жанром рассказ,

  • проанализировать рассказы стажеров и создать сценарий творческого вечера в литературном ателье с подготовкой «литературного дефиле»,

  • овладев азами актерского мастерства и режиссуры, провести «литературное дефиле».

Как устроить встречу с рассказом?

Что предстоит сделать:

  1. Придумать название литературному ателье.

  2. Написать сценарий проведения творческого вечера с литературным дефиле.

  3. В содержании сценария спроектировать следующие разделы:

  • «Визуальный ряд» (видеоролик 4-5 минут о мастерах короткого рассказа);

  • «Новое имя» (открытие нового имени среди рассказчиков): это могут быть профессиональные, но малоизвестные публике прозаики, в том числе из числа стажеров);

  • «Читаем и спорим»: чтение собственных рассказов и дискуссия о них;

  • «Размышления о новой форме представления рассказа» (театрализация, танец, музыкальная композиция, подкаст, вернисаж – вплоть до перформанса).

3) Провести со зрителями вечер в литературном ателье по созданному сценарию.
Что важно учесть?

Критерии эффективной реализации:

  • точное отражение всех обозначенных в сценарии разделов,

  • интерактивное участие в содержании вечера гостей литературного ателье с дефиле,

  • общее время действа 5-7 минут.

Рекомендации:

  • при реализации сценария рекомендуется, чтобы гости стали участниками представленного действа;

  • во время разработки проекта учесть возможность подключения зрителей и в режиме онлайн.

Структура разделов программы

Модуль программы

Связь с метафорой

Цель модуля

Этапы работы модуля

Авторский текст

Цех подготовительный

Знакомство с историей жанра рассказ

Литературный семинар «Биография жанра»

Раскройный цех

Знакомство с законами жанра рассказ

Литературный семинар «Портрет жанра»

Швейный цех

Создание собственных текстов

Индивидуальная работа

Экспериментальный цех

Написание критического отклика на рассказ стажера, обсуждение

Критический отклик

Большая дискуссия

Мастерские

Отделочный цех

Редактирова-ние текстов

Мастерская 1.

«Как написать детективный рассказ за 5 шагов»,

Мастерская 2.

«Как написать юмористический рассказ»,

Мастерская 3. «Как написать фэнтези»

Мастерская 4.

«Как написать пасхальный и святочный рассказы».

Мастерская 5. «Основы литературного редактирования».


Литературный проект «Литературное ателье. Дефиле»

Салон

Представле-ние

Литературный проект



Описание планируемых результатов обучения по программе

Личностные результаты


Классы__Метапредметные_результаты__Регулятивные'>Классы__Личностные_результаты'>Классы

Личностные результаты

8

  • понимание значения коммуникативных умений и навыков для построения эффективного речевого общения с представителями любой целевой аудитории;

  • наличие уважительного отношения к языку как средству коммуникации, по­требности в совершенствовании собственной устной и письменной речи;

  • наличие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной ре­чью;

  • наличие достаточного объёма словарного запаса, грамматических и речевых средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, выра­жения собственного мнения и аргументирования собственной позиции;

  • наличие устойчивого интереса к писательскому делу, по­требности применять приобретённые знания и умения в практической деятель­ности в процессе создания собственных литературных произведений.


Метапредметные результаты


Классы

Метапредметные результаты

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

8

-умение ставить и аде­кватно формули­ровать цель деятель­ности, пла­нировать последова­тельность действий и при необ­ходимости из­менять её, осуществляя само­контроль и само­оценку;

-умение самостоя­тельно оп­ределять усло­вия и наиболее эффек­тивные пути для дости­жения целей деятельно­сти;

-умение ор­ганизовы­вать учеб­ные и другие формы сотрудничества.

-умение понимать ин­фор­мацию устного и письмен­ного сообще­ния;

-умение устанавли­вать при­чинно-следст­венные связи, строить устные рассуждения на задан­ную тему;

-умение создавать устные и письменные тексты раз­ных литературных жанров с учё­том художественного замысла;

-умение сво­бодно, правильно излагать соб­ственные мысли в уст­ной и письменной форме, адекватно вы­ражать отношение к фак­там и явлениям ок­ружаю­щей действитель­ности;

- умение осу­ществлять речевой само­контроль в практике ре­чевого об­щения, оценивать свою речь с точки зрения её содержания и языкового оформления.

- способность извле­кать информацию из раз­лич­ных источников (СМИ, ресурсов Интер­нета, художественных произведений), перерабатывать её, систе­матизировать;

- умение формулиро­вать проблему, выдвигать ар­гументы, строить логи­че­скую цепочку рассуж­де­ний.