ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ИЗ ИСТОРИИ РАССКАЗА (литературное ателье)
Целевая аудитория – обучающиеся 8-х классов
Автор программы:
Остапенко Лилия Алексеевна, к.п.н., Заслуженный учитель Белгородской области, учитель русского языка и литературы ГБОУ «Шебекинская гимназия-интернат»
2022 год
Резюме
«ИЗ ИСТОРИИ РАССКАЗА» – дополнительная общеобразовательная программа, предназначенная для детей, проявивших одарённость в области литературного творчества. Данная программа разработана на основе программы элективного курса «Из истории рассказа» (автор: Остапенко Л.А., учитель ГБОУ «Шебекинская гимназия-интернат»). Содержание программы элективного курса по литературе для учащихся 8 класса ( 13-14 лет) рассчитана на 17 часов ( 1 час в неделю).
Цель программы – помощь в развитии литературного таланта, в определении сферы жизненной самореализации, разработка долгосрочного индивидуального образовательного маршрута.
Задачи:
-
обобщить знания восьмиклассников о специфике русского рассказа, -
повысить предметную компетентность, -
развить умения использовать теоретико-литературные понятия при анализе художественных текстов и написании собственных.
Все это дает возможность для развития умений и навыков в следующих основных сферах:
-
познавательной (развитие общеучебных навыков: анализировать, осмысливать авторский текст, сопоставлять и т. д.); -
коммуникативной (воспринимать на слух литературные произведения, осмысленно читать, выполнять творческие работы, и т. д.) -
ценностно-ориентированной (формулировать собственное отношение к художественным произведениям и т. д.); -
в эстетической сфере (понимать образную природу литературы как явления словесного искусства – у восьмиклассников наблюдаются все еще заметные следы «наивного реализма», что мешает им понимать условность в литературе).
Участники программы смогут по-новому прочесть хорошо известные и признанные рассказы, познакомиться с новинками, попробовать себя в роли писателя, мастера-рассказчика, критика.
Описание форматов работы со школьниками по данной теме
Литературная программа представляет собой программу-имитацию деятельности учреждения «Ателье», выстроена в логике метафоры «литературное ателье».
Дополнительная общеобразовательная программа «Из истории рассказа» состоит из учебных модулей – блоков занятий, объединенных общей задачей и завершающихся финальным заданием.
Все участники программы в ходе ее реализации:
-
в составе творческого коллектива примут участие в литературном проекте; -
проявят себя в написании короткого рассказа, создав авторский текст; -
прослушают цикл лекций по литературе, станут участниками мастер-классов и семинаров; -
получат возможность стать участником мастерских, расширяющих и дополняющих возможности литературного творчества; -
станут активными участниками дискуссий и творческих акций, связанных с литературным творчеством.
Содержание программы
- С чем можно сравнить современное писательство?
- С трудом искусного портного, который имеет хорошую швейную машинку, покупает за свои деньги добротный материал, шьет из него прекрасные штаны, дарит и раздает их своим близким, друзьям и просто знакомым, испытывая при этом удовольствие от своей бесплатной работы.
Рассказ – это текст, сшитый из живой ткани бытия…
Программа включает 3 модуля.
Модуль 1. Авторский текст.
Один из ключевых этапов программы «Литературное творчество» – написание авторского текста.
Этапы работы модуля: литературные семинары, критический отклик, большая дискуссия.
-
Литературные семинары: «Портрет жанра», «Биография жанра».
Участники программы узнают об истории рассказа, о жанровых особенностях рассказа, о правилах построения рассказа для создания собственного короткого рассказа. Каждый участник программы выберет один из предложенных семинаров, посетит занятия с руководителем семинара, прослушает лекции общекультурного и гуманитарного характера, проанализирует дополнительные источники, получит консультации преподавателей и редакторов. Цель процесса — написать
короткий рассказ.
Вид рассказа и его объем определяются руководителем семинара.
Критерии оценивания авторского текста:
-
Соответствие жанру. Начинающие авторы выбирают жанр самостоятельно, в котором будут творить, и несут за свой выбор полную ответственность. Это значит, что за стихи не нужно выдавать набор лозунгов, в рассказе должно что-то происходить, в сказке неизбежно столкновение с чудесным, а эссе не стоит писать в стихах. -
Язык. Язык художественной литературы и литературный язык — разные вещи. Первый неизмеримо богаче второго. В этом смысле задача критиков кажется более простой: от них требуется писать грамотно, связно, понятно, убедительно. Задача автора художественного произведения — выбирать языковые средства, которые максимально соответствуют художественной идее. -
Цельность произведения. В этот критерий входит умение выстраивать композицию своего произведения так, чтобы оно было полноценным законченным высказыванием, части которого соотносятся друг с другом по принципу необходимости и достаточности. -
Оригинальность. В стихах мы приветствуем свежесть поэтического взгляда, в прозе – полнокровность образов и искусство вымысла, в критике – тонкость и самостоятельность анализа.
Каждый текст проверяется на плагиат!
-
Критический отклик:
Написание критического отклика на произведения других участников образовательной программы – это еще одно задание текстового модуля. Участники познакомятся с произведениями, которые написали стажеры программы, и подготовят критическое эссе на один из прочитанных текстов.
-
Большая дискуссия
Большая дискуссия – это заключительный этап работы с текстом, на котором авторы представляют ключевые идеи сочинений, цитаты из своих работ, а слушатели задают вопросы по предложенным для дискуссии текстам. Это событие – уникальная возможность как для спикеров, так и для слушателей на своем опыте прочувствовать, как работает вечный треугольник «автор – текст – читатель».
Модуль 2. Мастерские.
Учащимся предстоит индивидуальная и групповая работа в четырех мастерских. Тематика проектов соотносится с проблемными вопросами модуля «Авторский текст». Результатом работы мастерских является литературное редактирование собственных текстов и оформление творческого пространства.
-
Мастерская 1. «Как написать детективный рассказ за 5 шагов», -
Мастерская 2. «Как написать юмористический рассказ», -
Мастерская 3. «Как написать фэнтези» -
Мастерская 4. Как написать пасхальный и святочный рассказ» -
Мастерская 5. «Основы литературного редактирования».
Модуль 3. «Литературное дефиле».
Предстоит создать собственное литературное ателье и провести в нем незабываемый творческий вечер.
Предстоит:
-
познакомиться с жанрами, представляющими современный диалог с жанром рассказ, -
проанализировать рассказы стажеров и создать сценарий творческого вечера в литературном ателье с подготовкой «литературного дефиле», -
овладев азами актерского мастерства и режиссуры, провести «литературное дефиле».
Как устроить встречу с рассказом?
Что предстоит сделать:
-
Придумать название литературному ателье. -
Написать сценарий проведения творческого вечера с литературным дефиле. -
В содержании сценария спроектировать следующие разделы:
-
«Визуальный ряд» (видеоролик 4-5 минут о мастерах короткого рассказа); -
«Новое имя» (открытие нового имени среди рассказчиков): это могут быть профессиональные, но малоизвестные публике прозаики, в том числе из числа стажеров); -
«Читаем и спорим»: чтение собственных рассказов и дискуссия о них; -
«Размышления о новой форме представления рассказа» (театрализация, танец, музыкальная композиция, подкаст, вернисаж – вплоть до перформанса).
3) Провести со зрителями вечер в литературном ателье по созданному сценарию.
Что важно учесть?
Критерии эффективной реализации:
-
точное отражение всех обозначенных в сценарии разделов, -
интерактивное участие в содержании вечера гостей литературного ателье с дефиле, -
общее время действа 5-7 минут.
Рекомендации:
-
при реализации сценария рекомендуется, чтобы гости стали участниками представленного действа; -
во время разработки проекта учесть возможность подключения зрителей и в режиме онлайн.
Структура разделов программы
Модуль программы | Связь с метафорой | Цель модуля | Этапы работы модуля |
Авторский текст | Цех подготовительный | Знакомство с историей жанра рассказ | Литературный семинар «Биография жанра» |
Раскройный цех | Знакомство с законами жанра рассказ | Литературный семинар «Портрет жанра» | |
Швейный цех | Создание собственных текстов | Индивидуальная работа | |
Экспериментальный цех | Написание критического отклика на рассказ стажера, обсуждение | Критический отклик Большая дискуссия | |
Мастерские | Отделочный цех | Редактирова-ние текстов | Мастерская 1. «Как написать детективный рассказ за 5 шагов», Мастерская 2. «Как написать юмористический рассказ», Мастерская 3. «Как написать фэнтези» Мастерская 4. «Как написать пасхальный и святочный рассказы». Мастерская 5. «Основы литературного редактирования». |
Литературный проект «Литературное ателье. Дефиле» | Салон | Представле-ние | Литературный проект |
Описание планируемых результатов обучения по программе
Личностные результаты
Классы__Метапредметные_результаты__Регулятивные'>Классы__Личностные_результаты'>Классы | Личностные результаты |
8 |
|
Метапредметные результаты
Классы | Метапредметные результаты | ||
Регулятивные | Коммуникативные | Познавательные | |
8 | -умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её, осуществляя самоконтроль и самооценку; -умение самостоятельно определять условия и наиболее эффективные пути для достижения целей деятельности; -умение организовывать учебные и другие формы сотрудничества. | -умение понимать информацию устного и письменного сообщения; -умение устанавливать причинно-следственные связи, строить устные рассуждения на заданную тему; -умение создавать устные и письменные тексты разных литературных жанров с учётом художественного замысла; -умение свободно, правильно излагать собственные мысли в устной и письменной форме, адекватно выражать отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; - умение осуществлять речевой самоконтроль в практике речевого общения, оценивать свою речь с точки зрения её содержания и языкового оформления. | - способность извлекать информацию из различных источников (СМИ, ресурсов Интернета, художественных произведений), перерабатывать её, систематизировать; - умение формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепочку рассуждений. |