Файл: Психологические условия развитие личности как фактор успешной социализации.doc
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 144
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Основные данные о работе
Версия шаблона | 2.1 |
Вид работы | Комплексная электронная предзащита |
Название дисциплины | Защита выпускной квалификационной работы (бакалавриат 37.03.01 «Психология») -1 неделя (2) |
Тема | Психологические условия развитие личности как фактор успешной социализации. (на примере Государственного казенного учреждения Самарской области «Октябрьский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (ГКУ СО «Октябрьский СРЦН») |
Фамилия выпускника | Романова |
Имя выпускника | Ольга |
Отчество выпускника | Андреевна |
Id (№ контракта) | 03900617406457007 |
Содержание
Основные данные о работе 1
Содержание 2
Введение 3
Основная часть 6
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОРА УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ 6
Глава 2 РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ КАК УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ 39
Заключение 47
Глоссарий 50
Список использованных источников 53
Приложения 58
Приложение А 58
Приложение Б 59
Введение
Актуальность темы данного исследования заключается в том, что в современных условиях включение человека в социальную структуру является неотъемлемой частью, так как благодаря этому процессу можно обеспечить единую целостность общества. Социализация позволяет человеку стать полноценным членом общества, решать собственные проблемы и помогать решать их другим.
В результате социализации усваиваются нормы и ценности общества, правила поведения и социальные нормы.
Часто в психологии прослеживается стремление многих авторов при изучении процесса социализации учитывать не только объективные показатели (изменение социального статуса индивида, освоение им новых социальных ролей), но и субъективные, в том числе идентичность. Это понятие было введено в науку Э. Эриксоном, который определил идентичность как субъективное чувство и наблюдаемое качество личной самотождественности и постоянств), соединенное с верой в тождественность и непрерывность определенной картины мира, разделяемой с другими людьми.
Следует отметить, что в настоящее время, с изменением социально – экономических условий и жизни общества в целом, в качестве общего для всех требования выступает требование быть толерантным, но не переходить границы дозволенных социальных норм, правил и обычаев, сложившихся в ходе длительного становления мирового общества.
В период активного развития этноса в обществе начинают преобладать ценности, ставящие акцент на значение личного успеха, риска и достижения в различных сферах общественной жизни, что в конечном счете стимулирует прогресс этноса. При этом чаще всего успешно социализированными оказываются личности с ярко выраженной индивидуальностью, непосредственностью, самореализация которых обусловлена общественными интересами. В основном эти люди «напрямую» связывают себя и человечество, подчиняя этим двум доминантам устоявшиеся групповые нормы и у них наиболее ярко сформированными оказываются конкретно личностный и общечеловеческий уровень идентичности.
Поэтому, важным фактором успешности социализации является вхождение в общество, так как процесс социализации личности двусторонний: человек усваивает опыт общества, одновременно – активно развивает отношения, связи. Человек воспринимает, овладевает и преобразовывает персональный социальный опыт на личные установки и позиции. Также он включается в многообразные социальные связи, исполнение разных ролевых функций, преобразуя этим окружающее общество и себя. Реальные условия коллективной жизни самой актуальной ставят проблему, требующую от каждого его подключения в общественную структуру окружения. В данном процессе главным понятием и выступает социализация, позволяющая индивиду стать участником социальных групп, коллективов.
Цель исследования – выявить психологические условия развития личности для успешной социализации.
Объект исследования – межличностные отношения в обществе
, психологические факторы влияющие на социализацию индивида.
Предмет исследования – влияние психологических факторов на успешную социализацию.
Гипотеза исследования. Согласно нашей гипотезе мы предполагаем, что:
- личностная конфликтность руководителей имеет различия в самооценке и экспертной оценке и проявляется в различных стилях управления;
- конфликтность руководителя и особенности стиля управления профессиональной группой влияют на качество взаимоотношений (авторитарность, эгоистичность, агрессивность, подозрительность, подчинение, зависимость, дружелюбие, альтруистичность, эмпатийность) работников различных подразделений предприятия.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ основных понятий социализации, психологических условий развития личности для успешной социализации.
2. Подобрать диагностический инструментарий и провести эмпирическое исследование психологических условий развитие личности как фактор успешной социализации на примере Государственного казенного учреждения Самарской области «Октябрьский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (ГКУ СО «Октябрьский СРЦН»).
3. Выявить взаимосвязь неблагоприятных или благоприятных факторов для успешной социализации.
Методы и методики исследования.
Теоретические методы. Применялся теоретический анализ.
Психодиагностические методы: опрос, тестирование с применением диагностических методик: методики диагностики самооценки и экспертной оценки степени конфликтности личности Ладанова И.Д., методики диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса; методики диагностики межличностных отношений, разработанную Т. Лири, методики диагностики эмпатических способностей В.В.Бойко.
Для статистической обработки данных использовался критерий U (Манна – Уитни).
Общая выборка исследования составила – 50 человек, несовершеннолетних детей в возрасте от 10 до 14 лет. Исследование проводилось на базе Государственного казенного учреждения Самарской области «Октябрьский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (ГКУ СО «Октябрьский СРЦН».
Практическая значимость. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных нами данных при адаптации молодого поколения к взаимодействию с обществом и формированию в них позитивных отношений.
Основная часть
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОРА УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
1.1 Понятие личности, основные факторы развития личности.
Одной из явных проблем наук, занимающихся изучением личности, является изучение процесса социализации и исследование широких кругов вопросов, связанных с тем, как и почему чему человек становится деятельным общественным субъектом. Проблема социализации индивида в российской науке исследуется, в основном, с точки зрения социологии и социальной психологии. Если в социологическом направлении социализация индивида понимается как развитие определенных социальных качеств с целью интеграции в систему социальных отношений, то для социально-психологического направления социализация выступает процессом интериоризации индивидом ценностно-нормативной системы культуры.
Так, история возникновения тeрмина «социализация» связана недоразумением или скoрее с неточностью при переводе с немецкого языка на английский. Но все жe, новое слово прижилось и аккумулировалo классическую проблематику. Пoнятие «социализация» намного ширe традициoнных понятий «образование» и «воспитание». Образoвание подразумевает передачу определенной суммы знаний.
Вoспитание – это систeма целeнаправленных, сознательнo спланированных дeйствий, целью которых является формированиe у рeбенка определенных личностных качеств и навыков поведения. Социализация включает в себя и образование, и воспитание и никем не запланированные воздействия извне.
Подростковый этап развития личности является весьма сложным. Ученые указывают, что именно в этот период происходит много изменений как в отношении формирования личности, так и его поведенческих проявлений. А главной особенностью подростка нестабильность его личности. В этот период – все противоположные черты и стремления подростка сосуществуют, но в то же время и борятся друг с другом. Выделяется при этом противоречивость проявлений характера и поведения взрослеющего ребенка1.
Во множестве современных психологических обзоров определяются следующие теоретические направления изучения процесса социализации, представленные в зарубежной научной литературе: биогенетическое, социогенетическое, интеракционистское, социально-экологическое, социальное научение, психоаналитическое, когнитивистское.