Файл: 2 Постнеклассическая наука.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
диссипативными структурами.

Диссипативные структуры, уникальны в том смысле, что могут возникать в самых различных процессах природы, и только они способны к развитию.

На макроуровне диссипативность проявляется как хаос. На микроуровне хаос – это не разрушающий фактор, а сила, выводящая систему путь образования новых структур.

Бифуркация. Нелинейная система уравнений, которой описывается практически любая реальная сложная система, имеет не одно, а подчас целый спектр решений. Усложнение структуры и поведения системы тесно связано с появлением новых путей развития системы в результате бифуркаций (от лат. bifurcus – раздвоенный).

Точка бифуркации — критическое состояние системы, при котором система становится неустойчивой относительно флуктуаций и возникает неопределенность: станет ли состояние системы хаотическим или она перейдет на новый, более дифференцированный и высокий уровень упорядоченности.

Поведение системы в точке бифуркации характеризуется непредсказуемостью, то есть невозможностью заранее предсказать, по которому из возможных путей развития пойдёт система. Точка бифуркации носит кратковременный характер и разделяет более длительные устойчивые режимы системы.

В сильно неравновесных условиях процессы самоорганизации соответствуют «тонкому взаимодействию» между случайностью и необходимостью, флуктуациями и детерминистскими законами. Вблизи бифуркаций, т.е. резких, «взрывных» изменений системы, основную роль играют флуктуации или случайные элементы, тогда как в интервалах между бифуркациями преобладает детерминизм. Ситуацию, возникающую после воздействия флуктуации на систему и возникновения новой структуры, И. Пригожин назвал порядком через флуктуацию или «порядком из хаоса».

Происходящие в точке бифуркации процессы самоорганизации – возникновения порядка из хаоса, порождаемого флуктуациями, - заставляет иначе взглянуть на роль, исполняемую хаосом. Энтропия может не только разрушить систему, но и вывести её на новый уровень самоорганизации, так как за периодом неустойчивости и распада старой структуры может сформироваться новая диссипативная структура системы, в том числе и более упорядоченная.

Итак, синергетика может быть определена как наука о нестабильности. Мир синергетики - это процессы становления порядка из хаоса. Синергетика становится источником нового взгляда на мир, нового эволюционного и холистического, то есть целостного видения мира. Становится понятным, что самоорганизация возможна среди хаоса, хаос может играть организующую роль. Только противоположения порядка и хаоса, их периодическая смена и непрестанная борьба друг с другом дают системе возможность развития.


Виртуалистика.

В 1980—1990-е. ХХ в. сформировалась и получила развитие комплексная научная дисциплина, изучающая проблемы виртуальности и виртуальной реальности – виртуалистика.

Во второй половине XX века идея виртуальности возникла независимо друг от друга в нескольких сферах науки и техники.

В естественных науках виртуальность рассматривается как некоторое потенциальное состояние бытия, наличие в нем определенного активного начала, предрасположенность к появлению некоторых событий или состояний, которые могут реализоваться при соответствующих условиях.

Понятие виртуальных частиц было введено в квантовой теории поля.

Виртуальные частицы – это такие частицы, которые имеют такие же квантовые числа (спин, электрический и барионный заряды и др.), что и соответствующие реальные частицы, но для которых не выполняется обычная (справедливая для реальных частиц) связь между энергией импульсом и массой.1

В квантовой теории поля взаимодействие частиц и их взаимные превращения рассматриваются как рождение или поглощение одной свободной частицей других (виртуальных) частиц. Любая частица непрерывно испускает и поглощает виртуальные частицы различных типов. Например, протон испускает и поглощает виртуальные Пи-мезоны (наряду с другими виртуальными) и благодаря этому оказывается окружённым облаком виртуальных частиц, число которых, вообще говоря, неопределённо.

Виртуальные частицы являются переносчиками взаимодействия, способствующего превращению реальных частиц. Особенность их заключается в том, что, с одной стороны, нельзя сказать, что их нет, поскольку они существуют в процессе физического взаимодействия. И, в то же время, нельзя сказать, что они есть, хотя бы потенциально, в других частицах. Они существуют только актуально, т. е. только здесь и теперь – порождаются во время взаимодействия других частиц, выполняют свою функцию в процессе их преобразования и исчезают, как будто их никогда и не было. Виртуальные частицы никогда не фигурируют в начальных и конечных условиях взаимодействия.

Поскольку такой процесс происходит в промежуточных короткоживущих состояниях, то виртуальные частицы не удается регистрировать экспериментально.

При частотной интерпретации вероятности виртуальность выступает как предрасположенность физических систем к появлению частот наблюдаемых случайных событий.

 Все это показывает, что виртуальные частицы, состояния и диспозиции (лат. dispositio «расположение») являются определенными аспектами становления реального бытия.1

Другой подход к виртуальности сформировался под влиянием развития компьютерных и информационных технологий.

В компьютерной технике широко используются понятие виртуальной памяти. В компьютере есть специальные элементы для хранения информации, но, создавая особые функциональные отношения между элементами компьютера с помощью программных средств, можно обеспечить возможность пользоваться большим объемом информации, чем это позволяют физические носители. Эта память, превосходящая емкость физических носителей, и называется виртуальной памятью.

В эргономике было обнаружено, что в процессе функционирования системы для выполнения определенной задачи в данный момент времени могут образовываться особые динамические объекты, которые затем исчезают. Например, при выполнении фигуры высшего пилотажа, возникающие перегрузки заставляют летчика воспринимать самолет не целиком, во всей полноте его функций, и даже не с точки зрения выполняемой в данный момент задачи, а исключительно как определенный аэродинамический объект, который нужно вывести из состояния перегрузки. Такие временные динамические объекты были названы виртуальными.

Исследования в эргономике по созданию принципиально нового типа средств отображения информации, начавшиеся в военно-воздушных силах США еще в 60- е годы, привели к разработке так называемой «виртуальной кабины самолета». Новизна идеи виртуальной кабины самолета заключалась в создании так называемого головного шлема. Шлем может дополняться датчиками, можно прикрепить к разным частям тела, передающими человеку ощущения от взаимодействия с виртуальным объектом – тогда человек будет физически чувствовать изменения, происходящие с объектом.

Виртуальный подход был воплощен в концепции виртуальной психологии, которая оказалась одним из оснований психологии постнеклассической науки и практической философии.1 Согласно концепции виртуальной психологии, человек существует на одном из возможных уровней психических реальностей, относительно которого все остальные, потенциально существующие реальности имеют статус виртуальных.

Мощными импульсами для создания виртуалистики послужили бурное развитие информационных технологий и Интернета, а также создание различных устройств, обеспечивающих взаимодействие людей с виртуальной реальностью (3D-очки, 3D-шлемы и т.д.). С помощью современных технических средств можно погрузиться в виртуальную реальность, в которой субъект не будет различать вещи и события действительного и виртуального мира: мир дан ему непосредственно в его ощущениях, а они оказываются на этом уровне неразличимыми. Однако поскольку виртуальная реальность характеризует состояния сознания, то тем самым она отличается от реальности объективной, в т. ч. от мира нашей повседневной жизни.


Виртуалистика рассматривается как новый парадигматический подход, развивающийся в рамках постнеклассической картины мира, основанный на идеях множественности любой реальности. Будучи подходом, а не наукой, виртуалистика применима в любой научной дисциплине. Объектом виртуалистика выступают виртуальные реальности, которые могут быть самой разной природы – психологическими, физическими, социальными, химическими, политическими и т.д.1

Виртуальность (от лат. virtualis - возможный) - объект или состояние, которые реально не существуют, но могут возникнуть при определенных условиях.

Виртуальная реальность, независимо от ее природы (физическая, геологическая, психологическая, социальная, техническая и проч.), –представляет собой особый тип взаимодействия – виртуального, – между разнородными объектами.

Виртуальная реальность обладает следующим рядом свойств:

  • порожденность, (виртуальная реальность продуцируется активностью какой-либо другой реальности, внешней по отношению к ней; психологические виртуальные реальности порождаются психикой человека);

  • актуальность (виртуальная реальность существует актуально, только «здесь и теперь», только пока активна порождающая реальность);

  • автономность (в виртуальной реальности свое время, свое пространство и свои законы существования),

  • интерактивность (виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том числе и с порождающей реальностью, как онтологически независимая от них).2

Идея виртуальности предлагает принципиально новую парадигму мышления, в которой отражается сложность устройства мира, в отличие от идеи простоты классической науки.

В концепциях и теориях постнеклассической науки налицо объекты, рассматриваемые как процессы, как «вечное движение», «как текущая вещь», эволюционирующая в каком-то направлении. Примерами таких «объекто-процессов» являются переходы между фазовыми состояниями, динамический хаос, виртуальные частицы, фракталы и т.п. Роль субъекта в новой науке ещё больше усилилась, т.к. сложные человекомерные системы стали основным предметом изучения.

Отметим, что постнеклассические подходы не отделены резкой чертой от науки неклассической. Этот новый тип научной рациональности возникает как бы в «недрах» старого. Одни и те же (в том числе давно известные) объекты, включая, например, и Вселенную как целое, могут рассматриваться одновременно сквозь призму как неклассических, так и постнеклассических оснований научного поиска, а в некоторых случаях эффективно работает даже «квазиклассический» подход. Все они способны стимулировать рост научного знания.


Если обобщить черты постнеклассической науки, то можно сказать, что постнеклассическая наука характеризуется экологизацией мышления, разрушением мифа о всесилии науки, иным способом объяснения мира, где истина конструируется, а не предстает как слепок объекта. Происходит переход от статического, структурно ориентированного мышления к мышлению динамическому, ориентированному на процесс.