Файл: Екатеринбург 2018 Ст преподаватель кафедры Информационные системы и технологии Крутин Ю. В.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 198
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ю.В. КРУТИН
ЭЛЕКТРОННАЯ
КОММЕРЦИЯ
ЕКАТЕРИНБУРГ
2018
Ст. преподаватель кафедры «Информационные системы и технологии» Крутин Ю.В.
2
АННОТАЦИЯ
Данное электронное пособие предназначено для студентов всех форм обучения направления подготовки 09.03.03 Прикладная информатика профиля
«Прикладная информатика в экономике», изучающих дисциплину
«Электронная коммерция».
Целью изучения курса
«Электронная коммерция» является формирование у студентов профессиональных компетенций в области электронной коммерции, развитие элементарных практических умений в области оценки, эксплуатации, адаптации и сопровождения информационных систем и сервисов электронной коммерции.
Задачи изучения дисциплины:
освоение теоретических основ организации и функционирования предприятий электронной коммерции;
изучение вопросов, связанных с обеспечением безопасной и эффективной деятельности предприятий электронной коммерции;
изучение вопросов, связанных с построением безопасной и эффективной инфраструктуры предприятий электронной коммерции;
освоение технологии использования и поддержки основных сервисов электронной коммерции;
освоение технологии настройки, эксплуатации и сопровождения информационных систем электронной коммерции;
изучение принципов и методов анализа рынка программно- технических средств, информационных продуктов и услуг для создания и модификации информационных систем электронной коммерции.
В результате изучения курса студенты должны:
знать:
сущность и основные бизнес-модели электронной коммерции;
Ст. преподаватель кафедры «Информационные системы и технологии» Крутин Ю.В.
3
технологию настройки, эксплуатации и сопровождения информационных систем и сервисов электронной коммерции;
принципы и методы анализа рынка программно-технических средств, информационных продуктов и услуг для создания и модификации информационных систем электронной коммерции.
уметь:
анализировать печатные и интернет-источники для поиска новых возможностей развития предприятий электронной коммерции;
использовать финансовую отчетность для определения эффективности деятельности предприятий электронной коммерции;
адаптировать, эксплуатировать и сопровождать информационные системы и сервисы электронной коммерции.
владеть:
навыками установки, адаптации, настройки и сопровождения информационных систем и сервисов электронной коммерции;
методами анализа рынка информационных систем и сервисов электронной коммерции.
В электронном учебном пособии представлены следующие темы:
Тема 1. «Электронный бизнес и электронная коммерция: основные понятия».
Тема 2. «Платежные системы Интернет».
Тема 3. «Роль поисковых систем в электронной коммерции и продвижении сайтов».
Тема 4. «Интернет-маркетинг и веб-аналитика».
Тема 5. «Информационная безопасность в сфере электронной коммерции»
Ст. преподаватель кафедры «Информационные системы и технологии» Крутин Ю.В.
4
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Электронный бизнес и электронная коммерция: основные
понятия ................................................................................................................ 6
Электронный бизнес
............................................................................................................................ 6
Электронная коммерция
.................................................................................................................... 9
Предпосылки возникновения электронной коммерции
................................................. 12
Преимущества электронной коммерции
.............................................................................. 14
Тема 2. Платежные системы интернет ......................................................... 15
Основные понятия и классификация платёжных систем
........................................ 15
Примеры платежных систем
...................................................................................................... 29
WebMoney Transfer ..................................................................................... 29
Яндекс.Деньги / PayCash ............................................................................ 34
CyberPlat ...................................................................................................... 36
CyberPOS .................................................................................................... 41
Денежная составляющая платежной системы: правовой подход
..................... 43
Правовая природа «Яндекс.Деньги» и WebMoney
............................................................ 51
Преимущества и недостатки электронных денег:
....................................................... 57
Тема 3. Роль поисковых систем в электронной коммерции и
продвижении сайтов ........................................................................................ 59
Информационно-поисковая система
....................................................................................... 59
Поисковая оптимизация
.................................................................................................................. 64
Тема 4. Интернет-маркетинг и web-аналитика ........................................... 67
Понятие Интернет-маркетинга
............................................................................................... 67
Ст. преподаватель кафедры «Информационные системы и технологии» Крутин Ю.В.
5
Виды маркетинга
................................................................................................................................. 67
Инструменты интернет-маркетинга
................................................................................... 69
Показатели эффективности для интернет-магазина
................................................ 71
Тема 5. Информационная безопасность в сфере электронной коммерции
............................................................................................................................. 76
Принципы создания системы информационной безопасности электронной
коммерции
................................................................................................................................................. 76
Международный стандарт ISO 27001
.................................................................................. 78
Способы оценки эффективности системы безопасности электронной
коммерции
................................................................................................................................................. 83
Проблемы и основные требования безопасности в электронной коммерции
.......................................................................................................................................................................... 86
Классификация типов мошенничества в электронной коммерции
..................... 89
Способы решения проблемы безопасности в электронной коммерции
............ 93
Организация безопасной передачи данных
.......................................................................... 97
Список использованных источников .......................................................... 100
Ст. преподаватель кафедры «Информационные системы и технологии» Крутин Ю.В.
6
ТЕМА 1. ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС И ЭЛЕКТРОННАЯ
КОММЕРЦИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Электронный бизнес
Развитие телекоммуникаций привело к тому, что в настоящее время частные лица и компании во всем мире связаны друг между собой посредством электронных каналов связи.
Интернет, являясь инструментом организации единого информационного пространства, позволил бизнесу выйти на новый виток развития. С одной стороны, он предоставил производителям доступ к максимальной аудитории потребителей со всеми их разнообразными предпочтениями. С другой — дал клиентам возможность с помощью электронных интерфейсов самим вводить свои заказы в отлаженную систему управления производством. Таким образом, в последние годы электронный бизнес и электронная коммерция вошли в жизнь больших и малых фирм, а также частных лиц.
Чем же электронная коммерция отличается от электронного бизнеса?
Бизнес – это предпринимательская деятельность, направленная на
систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, и осуществляемая субъектами на свой риск и под свою ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Электронный бизнес (e-business) – это бизнес, использующий возможности глобальных информационных систем. Другими словами, это форма ведения бизнеса, при которой значительная его часть выполняется с применением информационных технологий. В качестве основных составляющих электронного бизнеса принято выделять внутреннюю
Ст. преподаватель кафедры «Информационные системы и технологии» Крутин Ю.В.
7
организацию компании на базе единой информационной сети (интранет) и внешнее взаимодействие с партнерами, поставщиками и клиентами посредством сетей экстранет и Интернет. Основная цель создания сети интранет (локальной сети) – повышение эффективности взаимодействия сотрудников и оптимизации процессов управления компанией.
Элементы электронного бизнеса стали появляться в деятельности компаний с 60-х годов ХХ века. Это автоматические системы ведения бизнеса, такие как:
средства электронного обмена данными (Electronic Data
Interchange, EDI);
средства электронного перевода средств (Electronic Fund Transfer,
EFT);
средства планирования корпоративных ресурсов (Enterprise
Resource Planning, ERP).
Таким образом, электронный бизнес представляет собой все формы электронной бизнес-деятельности производственных и организационных отношений между работниками одного предприятия, между различными предприятиями, государственными органами, учреждениями науки, культуры, образования, некоммерческими и общественными организациями.
Компания IBM зарегистрировала понятие "электронный бизнес" как торговую марку:
Рисунок 1 - Торговая марка "Электронный бизнес"
Ст. преподаватель кафедры «Информационные системы и технологии» Крутин Ю.В.
8
«The transformation of key business processes through the use of Internet
technologies», что означает «преобразование основных бизнес-процессов при
помощи Интернет- технологий».
Имеется в виду, что все стороны деловых отношений, включая внутреннее планирование работы и управления, маркетинг, продажи, финансовый анализ, платежи, поиск сотрудников, поддержку клиентов и партнеров, перенесены в Интернет.
К основным видам электронного бизнеса относятся:
Торговые площадки (интернет-биржи, аукционы, каталоги товаров и услуг);
Электронное управление закупками;
Порталы (корпоративные, информационные, коммерческие, персональные);
Организация, содержание и обслуживание общественных глобальных сетей (осуществляется операторами сетей);
Финансовые услуги (интернет-платежные системы, обменные пункты, интернет-банкинг, онлайн-трейдинг);
Инвестиционные фонды (консолидированные инвестиционные фонды или буферные фонды и паевые инвестиционные фонды);
Интернет-магазины;
Контент-проекты (сайты с бесплатной и востребованной информацией для привлечения посетителей с целью ведение рекламного бизнеса);
Информационные посредники (каталоги, рейтинги, поисковые системы);
Информационный бизнес в Интернете (периодические интернет–
издательства, новостные сайты и т.д.);
Интернет-маркетинг (продвижение сайта в поисковых системах);
Ст. преподаватель кафедры «Информационные системы и технологии» Крутин Ю.В.
9
Рекламный бизнес;
Услуги связи и средства общения;
WEB-мастеринг (создание сайтов, веб-программирование, веб- дизайн, раскрутка сайтов);
MLM или сетевой маркетинг (форма ведения внемагазинной розничной торговли);
Разработка ПО и цифровых товаров;
Услуги сервис-провайдеров (поставщики сетевых услуг, поставщики хостинга, доменов);
Предоставление услуг (дистанционное обучение, сетевые библиотеки, электронное здравоохранение, интернет-консалтинг и т.д.);
Игорный бизнес в сети (виртуальные казино, букмекерские конторы, тотализаторы, лотереи);
Биржи труда (агентства по трудоустройству);
Партнёрские программы (аффилат–программы и др.);
Интернет-франчайзинг;
Интернет-лизинг.
Электронная коммерция
Чтобы понять, что собой представляет электронная коммерция, необходимо обратиться к этимологии слова «коммерция». Слово «commerce» в переводе с французского, откуда оно и попало в русский язык, означает
«торговля».
Электронная коммерция или электронная торговля (e-commerce) – это процесс покупки, продажи, передачи или обмена продуктами, услугами и информацией с помощью электронных средств коммуникации.
Существуют и другие определения электронной коммерции, например, это коммерческая деятельность, имеющая целью получение прибыли и
Ст. преподаватель кафедры «Информационные системы и технологии» Крутин Ю.В.
10
основанная на комплексной автоматизации коммерческого цикла за счет использования компьютерных сетей.
Экономисты определяют электронную коммерцию, как «область народного хозяйства, которая охватывает все бизнес-процессы, связанные с проведением транзакций, финансовые и торговые сделки, осуществляемые при помощи компьютерных сетей».
В проекте Федерального закона «Об электронной торговле» она трактуется, как «осуществление сторонами сделки предусмотренных законодательством действий и операций при оформлении и совершении сделок по продаже\поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, а также совершение иных действий, направленных на извлечение прибыли, на основе исполнения электронных процедур».
Также следует заметить, что существуют две трактовки понятия
«электронная коммерция» - узкое и широкое.
В узком смысле под электронной коммерцией понимается реклама и продажа товаров с помощью телекоммуникационных сетей.
В широком смысле в соответствии с определением Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) посредством электронной коммерции могут выполняться сделки купли-продажи, поставки, а также факторинг, лизинг, консалтинг, инжиниринг и другие сделки в сфере промышленного и делового сотрудничества.
Таким образом, электронная коммерция – это важнейшая составная
часть электронного бизнеса, которая представляет собой новый способ организации, управления и осуществления бизнес-сделок с использованием компьютеров и коммуникационных сетей, т.е. любая форма бизнес-сделки, в которой стороны взаимодействуют электронным способом, а не посредством физических операций обмена или прямого физического контакта.
Системы электронного бизнеса в отличие от систем электронной коммерции могут иметь или не иметь коммерческой составляющей.
Ст. преподаватель кафедры «Информационные системы и технологии» Крутин Ю.В.
11
Электронная торговля или электронная коммерция дает возможность компаниям быть более эффективными и гибкими в их внутренней деятельности, работать более тесно с их поставщиками и оперативно реагировать на нужды и ожидания клиентов. Причем, она позволяет компаниям выбрать самых лучших поставщиков независимо от их географического расположения и продавать на глобальном рынке.
К основным видам электронной коммерции относятся:
электронный трейдинг (e-trade);
электронные деньги (e-cash);
электронный маркетинг (e-marketing);
электронный банкинг (e-banking);
электронное страхование (e-insurance).
Первый опыт создания системы электронной коммерции относится к
1960 г., когда компании American Airlines и IBM приступили к созданию системы автоматизации процедуры резервирования мест на авиарейсы –
SABRE (Semi-Automatic Business Research Environment – полуавтоматическое оборудование для коммерческих исследований). Система SABRE сделала воздушные перелеты более доступными для рядовых граждан, помогая им ориентироваться в тарифах и рейсах, число которых постоянно росло. За счет автоматизации процесса расчета тарифов при резервировании мест снижалась стоимость услуг.
Один из лидеров электронной коммерции компания Cisco Systems в настоящее время автоматизировала свою сбытовую деятельность таким образом, что 90% заказов от потребителей обрабатывается без участия сотрудников.