Файл: Пояснительная записка Рабочая программа Литературное чтение разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному чтению,.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 Пояснительная записка Рабочая программа Литературное чтение»разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному чтению, Примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений, учебно-методического комплекта
УМК Школа России, а именно, авторской программы Л. Ф.
Климановой, В. Г. Горецкого, МВ. Головановой Литературное чтение М. Просвещение г, на основании положения О рабочей прорамме МБОУ ООШ №11» Согласно учебному плану во 2 классе на изучение литературного чтения отведено часов (4 часа в неделю, фактически, в рабочей программе запланировано 135 часов. 5 часовне запланированные отдельно из-за праздничных дней, запланированы путём корректировки программы, совмещения с другой темой
2 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Реализация рабочей программы обеспечивает достижение учащимися 2 класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы предмета Литературное чтение достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания Личностные результаты освоения программы предмета Литературное чтение отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурными духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике
Гражданско-патриотическое воспитание
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициями культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России
— первоначальные представления о человеке как члене общества, оправах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и
3 правилах межличностных отношений
Духовно-нравственное воспитание освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близкими чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям Эстетическое воспитание проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициями творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной бережное отношение к физическому и психическому здоровью Трудовое воспитание осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям Экологическое воспитание
4 бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях неприятие действий, приносящих ей вред Ценности научного познания ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей Реализация рабочей программы обеспечивает достижение учащимися следующих метапредметных результатов
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средстве осуществления
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах
5 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. Предметные результаты Предметными результатами изучения курса Литературное чтение является сформированность следующих умений
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся
осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами
понимать смысл заглавия произведения выбирать наиболее подходящее заглавие изданных самостоятельно озаглавливать текст
делить текст на части, озаглавливать части
выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных
подробно и выборочно пересказывать текст
составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану
размышлять о характере и поступках героя
относить произведение к одному из жанров сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка различать народную и литературную авторскую) сказку находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтори другие сказочные приметы
относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему
относить произведения к жанрам рассказа, сказки, былины, басни по определённым признакам
различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора
видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения
6
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений. В результате изучения курса учащийся
осознает значимость чтения для своего дальнейшего развития и для успешного обучения по другим предметам получит возможность познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями и воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства полюбит чтение художественных произведений, которые помогут ему сформировать собственную позицию в жизни, расширяет кругозор приобретет первичные умения работать с учебной и научно- популярной литературой, будет находить и использовать информацию для практической работы
овладеет техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов научится самостоятельно выбиратьинтересующую его литературу, пользоваться словарями и справочниками
осознает себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности научится вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного (прослушанного) произведения Раздел Виды речевой и читательской деятельности Учащийся научится осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения
понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный, определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту оформлять свою мысль в монологическое речевой высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос
7 вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного и прочитанного произведения работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, целенаправленно пополнять свой активный словарный запас читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать понимать смысл прочитанного читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения делить текст на части, озаглавливать их составлять простой план находить различные средства выразительности сравнение, олицетворение, метафора передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующим возрасту словарями и справочной литературой. Учащийся получит возможность научиться воспринимать художественную литературу как вид искусства осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам доказывать и подтверждать фактами из текста собственное суждение
8 на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование - создание текста по аналогии, рассуждение - письменный ответ на вопрос, описание - характеристика героя писать отзыв о прочитанной книге работать с тематическим каталогом работать с детской периодикой.
Раздел Творческая деятельность Учащийся научится читать по ролям литературное произведение использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий давать характеристику героя составлять текст на основе плана создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Учащийся получит возможность научиться творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора, дополнять текст создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты способам написания изложения. Раздел Литературоведческая пропедевтика Учащийся научится сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два - три существенных признака отличать прозаический текст от поэтического распознавать особенности построения фольклорных форм сказки, загадки, пословицы. Учащийся получит возможность научиться сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора определять позиции героев и автора художественного текста создавать прозаический или поэтический по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности в том числе из текста)
Основное содержание учебного предмета Литературное чтение
9 Содержание предмета Литературное чтение отражает основные направления работы и включает следующие разделы
Виды речевой и читательской деятельности
- умение слушать (аудирование
- чтение (вслух и про себя
- работа с разными видами текста
- библиографическая культура (работа с текстом художественного произведения, работа с научно-популярными, учебными и другими текстами
- умение говорить (культура речевого общения
- письмо (культура письменной речи. Круг детского чтения.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений.
Литературоведческая пропедевтика.
2 класс - 136 часов Самое великое чудо на свете (4 ч) Проект О чем может рассказать школьная библиотека Высказывания о книгах К. Ушинского, М. Горького, Л. Толстого Напутствие читателю Р. Сефа Устное народное творчество (14 ч) Русские народные песни. Потешки и прибаутки. Считалки и небылицы. Загадки. Русские народные сказки Петушок и бобовое зернышко, У страха глаза велики, Лиса и тетерев, Лиса и журавль, Каша из топора, Гуси - лебеди. Люблю природу русскую. Осень (8 ч) Осенние загадки. Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К. Бальмонта, А. Плещеева, А. Фета, А. Толстого, С. Есенина Русские писатели (14 ч) АС. Пушкин Сказка о рыбаке и рыбке, вступление к поэме Руслан и Людмила. И. А. Крылов. Басни. Л. Н. Толстой. Басни и рассказы. О братьях наших меньших (11 ч) Веселые стихи о животных А. Шибаева, Б. Заходера, И.
Пивоваровой, В. Берестова. Рассказы о животных М. Пришвина, Е. Чарушина, Б. Житкова, В.
Бианки.
Научно-популярный текст Н. Сладкова. Из детских журналов (9 ч)