ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 7
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок русского языка во 2а классе
Тема: Повторяем состав слова.
Цели урока:
-
Повторить и систематизировать полученный на уроках разрознённый материал по правописанию частей слова.
-
Развивать творческое языковое мышление в применении алгоритмов выбора нужного слова. -
Закрепить навык быстрого и правильного решения задачи по выбору нужной части слова.
Задачи урока:
Обобщить и систематизировать знания по правописанию частей слова;
совершенствовать умение определять наличие орфограмм в слове, дифференцировать их и приводить примеры;
-
развивать память, внимание, умение сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать;
способствовать развитию речи.
Оборудование: тетради по теме урока у каждого ученика, проектор, презентация, карточки с частями слов.
ХОД УРОКА
-
Организационный момент.
Ребята, сегодня у нас гости. Давайте повернёмся к ним и улыбнёмся , поздороваемся.
Все готовы к уроку? Книжки , ручки и тетрадки? Проверяем, все в порядке?
Актуализация знаний. Прежде чем мы запишем число , классная работа нам нужно размять наши ручки.
Открываем тетради, записываем число. Какое сегодня число, ребята? -18 января. Далее записываем классная работа. Как пишется слово классная ? (с двумя сс) подчеркните простым карандашом. Как будем писать слово -работа(с гласной а), подчеркните простым карандашом.
Молодцы!
Минутка чистописания.
По традиции букву, которую будем писать на минутке чистописания определите сами. Для этого посмотрите внимательно на словарные слова, что между ними общего? На доске записаны слова: воробей, ворона, воскресенье, вторник.
(Все слова начинаются на букву В.)
Дайте характеристику звуку В (он согласный, звонкий, может быть твердым и мягким) От чего зависит твердость и мягкость звука «В» (от гласных)
Прописали одну строку В заглавную прописную
Прописали «в» строчную
Есть еще что-то общее, (да! Все слова относятся к имени существительному)
Дайте определение имени существительному (Слова, которые отвечают на вопросы Кто? Что? и называют предметы -это имена существительные)
Записываем в тетради Словарь, и запишите слова вставляя пропущенные буквы. Поменяйтесь тетрадками
, возьмите простой карандаш, сравните написание слов в тетрадях с эталоном на доске. Поднимите руки у кого нет ни одной ошибки, у кого одна?
Молодцы!
А чем отличаются слова? (слова ворона и воробей отвечают на вопрос Кто?, а слова воскресенье и вторник отвечают на вопрос что?)
Что вы можете сказать о словах ворона и воробей? (это птицы) Дайте определение слову -птицы (это животные покрытые перьями)
А , что вы можете сказать о словах воскресенье и вторник? (это дни недели)
А сколько дней в неделе? (7), назовите по порядку :(понедельник вторник среда четверг пятница суббота воскресенье)
Внимательно посмотрите на слова воробей и ворона, в каком слове есть мягкие согласные звуки(в слове воробей) Составьте предложение с этим словом, найдите сущ прил и глагол. (придумывают предложение, записывают на доске)
Молодцы!
Введение в тему урока
Тему нашего урока постарайтесь определить самостоятельно. Для этого разобьёмся на группы. Каждая группа получит задание. Задание и будет намеком на тему урока.
1 группа Составить слова с суффиксами онок, енок. Как называется этот способ словообразования?
2 группа Составить словав с суффиксами ищ, , Как называется этот способ словообразования?
3 группа Составляет слова с преставками до об о по под про. Как называется этот способ словообразования?
4 группа Составляет слова с приставками за на над. Как называется этот способ словообразования?
5 группа выделяет основу слова и дает определение -что такое основа слова
6 группа составляет слова с приставкой при суффиксом н
Как называется такой способ словообразования?
7 группа Составить слова используя корни и соединительные глассные о,е
Ребята мы с вами вспомнили и приставки, и суффиксы, и корни, и основу слова, так чем будем заниматься на уроке? (вспоминаем состав слова)
Физминутка
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
4. Работа по теме « Состав слова»
открываем учебники на стр 169.
читаем упражнение 1 , что нужно сделать? Выписать слова с суффиксами . Читаем текст,
ищем слова с суффиксами, подчеркиваем карандашом(листочка, травинки, березки , осинки, елочка) Выделите основу.
упражнение 3, Читаем, что нужно сделать? Найти слова , которые спрятались, то есть составить слова. Посмотрите, из каких частей будут состоять наши слова? (у нас есть приставка при, у нас есть корни дорог, школ, берег, город, есть суффикс н, окончание ый. Ребята, обратите внимание, что у нас меняется только корень. Кто попробует?
Назовите основу каждого слова , какие части слова могут входить в основу?
Физминутка для глаз
5. Закрепление изученного материала.
- Ребята, я предлагаю вам вспомнить сейчас, что вы знаете о частях слова. Я буду называть утверждения, а если вы с ними согласны, то поднимаете вверх зеленый квадратик, если нет, то красный.
1. Корень – это главная часть слова (+)
2. Могут ли образоваться слова при помощи сложения 2х корней?(+)
-
Окончание – это изменяемая часть слова.(+) -
Окончание входит в основу слова(-)
-
Суффикс помогает образовывать новые слова. (+) -
Суффикс стоит после окончания?(-) -
Суффикс стоит перед окончанием?(+)
8. Приставка – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.(-)
9. Приставка-это часть слова, которая стоит перед корнем?
6. Обобщение изученных знаний. Тест.
- В завершении нашего урока я предлагаю вам выполнить небольшой тест. У вас на выбор будет два варианта ответа. Рядом с каждым ответом стоит буква. Вы должны будете подчеркнуть только ту букву, которая, на ваш взгляд, является правильным вариантом ответа. Если вы ответите на все вопросы правильно, в конце сможете прочитать слово. Какое это слово – пока секрет. Прочитают его только самые внимательные.
Тест
1) Часть слова без окончания называется
Е - корень
У– основа
2) Чтобы найти корень надо
Л– изменить форму слова
М– подобрать однокоренные слова
3) Окончание – это
Н– изменяемая часть слова
П–
неизменяемая часть слова
4) Суффикс служит
И– для образования новых слов
Ы– для образования формы слова
5) Приставка стоит
Х - после корня
К - перед корнем
6) Приставка, корень, суффикс
И - образуют основу слова
Я - не образуют основу слова
- У кого получилось слово? Какое?
- Если у вас получилось слово УМНИКИ, значит тест выполнили верно.
7. Рефлексия
- Чем сегодня занимались на уроке?
- Что сегодня на уроке вам больше всего понравилось?
- Кому было сложно?
8. Итог урока
- Вы сегодня все отлично работали, молодцы!
- Но хочется отметить самых активных учеников. (Звучат фамилии учеников).
-
Домашнее задани стр 170 упр 2
Приложение 1
1) Часть слова без окончания называется
Е - корень
У– основа
2) Чтобы найти корень надо
Л– изменить форму слова
М– подобрать однокоренные слова
3) Окончание – это
Н– изменяемая часть слова
П– неизменяемая часть слова
4) Суффикс служит
И– для образования новых слов
Ы– для образования формы слова
5) Приставка стоит
Х - после корня
К - перед корнем
6) Приставка, корень, суффикс
И - образуют основу слова
Я - не образуют основу слова
___________________________________________________________________________-
Тест
1) Часть слова без окончания называется
Е - корень
У– основа
2) Чтобы найти корень надо
Л– изменить форму слова
М– подобрать однокоренные слова
3) Окончание – это
Н– изменяемая часть слова
П– неизменяемая часть слова
4) Суффикс служит
И– для образования новых слов
Ы– для образования формы слова
5) Приставка стоит
Х - после корня
К - перед корнем
6) Приставка, корень, суффикс
И - образуют основу слова
Я - не образуют основу слова
________________________________________________________________________
Приложение 2.
1 группа Что такое суффикс?
Составить слова с суффиксами онок, енок.
___________________________________________________________________________________________________________________________________
2 группа Составить словава с суффиксом ищ. Как называется этот способ словообразования?
_________________________________________________________________________________________________________________________________
3 группа Составить слова с приставками - до об о по под про. Как называется этот способ словообразования?
___________________________________________________________________________________________________________________________________
4 группа Что такое приставка?
Составляет слова с приставками - за на над.
___________________________________________________________________________________________________________________________________
5 группа Выделите основу словах: снег, перелесок, мышка, лиса
Что такое основа слова , как ее найти?
6 группа составляет слова с приставкой и суффиксом .
Как называется такой способ словообразования?
___________________________________________________________________________________________________________________________________
7 группа Что такое корень?
Составить слова используя корни и соединительные глассные о,е
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________