Файл: Конспект урока русского языка в 8 классе по теме Тире между подлежащим и сказуемым.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме: «Тире между подлежащим и сказуемым»
Авторы учебника: Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова
Авторы рабочей тетради: В. Д. Янченко, Л. Г. Латфуллина
Психолого-педагогическая характеристика особенностей класса:
В классе учится 3 человека. Все три – мальчики. Средний возраст 14 лет. 1 занимается по русскому языку на «4» и «5», 1 на «4», 1 – на «3», но вполне мог бы учиться на «4». Все ученики – дети с ОВЗ, учатся дистанционно.
Цель урока:
- Отработка навыков учащихся по постановке тире между подлежащим и сказуемым;
Задачи урока:
- Систематизация знаний учащихся о постановке тире между подлежащим и сказуемым;
- Углубление знаний учащихся о нормах пунктуации;
- Развитие умения находить главные члены предложения;
- Развитие коммуникативной и информационной компетентностей;
- Развитие грамотной, точной, выразительной речи, позволяющей ученику наиболее точно выражать собственные мысли, чувства, эмоции;
- Формирование навыка использования нового пунктуационного правила на практике;
- Формирование умений анализировать, сравнивать, делать выводы, умения учиться и способность организовать свою деятельность;
- Воспитание интереса к выразительным возможностям русского языка; прививать любовь и интерес к русскому языку через художественное слово.
Ход урока
Организационный момент (2 минуты)
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»
АМО «Угадай тему» (7-10 минут)
Совместное целеполагание
Учитель: Ребята, мы продолжаем изучение темы «Главные члены предложения», а чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке, вам нужно разгадать. На экранах ваших компьютеров вы видите три ребуса. Вам нужно проанализировать, что изображено на этих ребусах, расшифровать их и сформулировать тему урока.
(1-й ребус – тире, 2-й ребус – подлежащее, 3-й – сказуемое. Ученики делают вывод, что тема урока: «Тире между подлежащим и сказуемым»).
- Итак, тема сформулирована. Давайте определимся, что мы хотим получить от этого урока? Мы с вами уже многое знаем о главных членах предложения, так какова будет цель нашего сегодняшнего урока?
Учащиеся устно определяют цели урока.
Приблизительно цели могут выглядеть так:
- развитие умения находить главные члены предложения;
- отработка навыков постановки тире между подлежащим и сказуемым;
Фаза 2 «Работа над темой» (10-12 минут)
- какие знаки препинания вы знаете?
- знаете ли вы историю знаков препинания? Сейчас некоторые ребята познакомят нас с историей нескольких знаков препинания.
Сообщения учащихся.
1-й ученик: Тире [-]относится к более поздним знакам. Существует мнение, что его ввёл в употребление русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин. Однако доказано, что в русской печати этот знак встречается уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М. Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака. Впервые знак тире [-] под названием „молчанка“ описан в 1797 году в „Российской грамматике“ А.А. Барсова. Этот знак препинания многозначен. Его используют в простых предложениях, в предложениях с прямой речь, при оформлении реплик диалога, в неполных предложениях, в сложных предложениях. В энциклопедии «Русский язык» обозначено девять условий постановки тире в современной письменной речи. Может быть, именно из-за многозначности тире любят поэты и писатели, превращая его в главное средство авторской пунктуации.
2-й ученик: Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV веке. Названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин «знаки препинания» восходит к глаголу препинать – «остановить, задержать в движении». Заимствованы были названия только двух знаков: дефис (чёрточка) — из нем.Divis (от лат. divisio — раздельно) и тире (черта) — из французского tiret, tїrer (тянуть)
3-й ученик: Родоначальницей русской пунктуации по праву можно считать точку. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие.
Учитель: Когда же используется знак препинания – тире? У вас имеются знания по постановке тире между подлежащим и сказуемым. А когда тире между подлежащим и сказуемым не ставится?
(ответы учащихся)
- Теперь ваша задача – составить опорную схему, которая поможет вам в постановке тире. Составьте схемы: 1-й ученик, когда между подлежащим и сказуемым не ставится тире, 2-й ученик, когда тире ставится, 3-й – любую на выбор.
первый ученик
Тире между подлежащим и сказуемым не ставится, если
1) подлежащее выражено личным местоимением | Он студент |
2) сказуемое присоединяется сравнительными союзами как, словно, будто | Лоб как печка |
3) перед сказуемым, выраженным именем существительным или именем числительным в форме именительного падежа, стоит отрицательная частица не | Природа не храм, а мастерская |
второй ученик
Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если
1) оба главных члена предложения выражены именами существительными в форме именительного падежа | Москва – столица России |
2) оба главных члена предложения выражены неопределённой формой глагола | Пить и курить – здоровью вредить |
3) оба главных члена предложения выражены именами числительными в форме именительного падежа | Пятью пять – двадцать пять |
4) один из главных членов предложения выражен именем существительным в форме именительного падежа, а другой – неопределённой формой глагола | Сохранить дружбу на всю жизнь – большое счастье |
5) один из главных членов предложения выражен именем существительным в форме именительного падежа, а другой – именем числительным | Высота Зимнего дворца – двадцать два метра |
6) перед сказуемым стоит указательная частица это, вот, то тире ставится перед ней | Чтение – вот лучшее учение |
третий ученик
Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если
1) оба главных члена предложения выражены именами существительными в форме именительного падежа | Лена – самая длинная река в России |
2) оба главных члена предложения выражены неопределённой формой глагола | Жить – Родине служить |
3) оба главных члена предложения выражены именами числительными в форме именительного падежа | Трижды три – девять |
4) один из главных членов предложения выражен именем существительным в форме именительного падежа, а другой – неопределённой формой глагола | Его мечта – съездить в Париж |
5) один из главных членов предложения выражен именем существительным в форме именительного падежа, а другой – именем числительным | Высота Эльбруса – пять тысяч шестьсот сорок два метра |
6) перед сказуемым стоит указательная частица это, вот, то тире ставится перед ней | Страус – это большая птица |
Тире между подлежащим и сказуемым не ставится, если
1) подлежащее выражено личным местоимением | Я ученик восьмого класса |
2) сказуемое присоединяется сравнительными союзами как, словно, будто | Река словно зеркало |
3) перед сказуемым, выраженным именем существительным или именем числительным в форме именительного падежа, стоит отрицательная частица не | Старость не радость |
Задание № 1 «Корректор»
2 минуты
Один писатель перепутал все слова в двух предложениях. Ваша задача правильно составить правильно оба предложения.
1) пожелтевшие, ветер, хороводом, срывает, их, листья, уносит, и, с, деревьев.
2) землю, медленно, на, опускаясь, кружатся, прозрачном, несколько, воздухе, листочков, в.
Задание №2 «Восстанови текст, вставив пропущенные буквы и расставив недостающие знаки препинания»
1 группа:
Зд_ровье человека самое це(н, нн)ое его достояние. Но слишком часто люди растрачивают его и разрушаю, наносят ему непопр_вимый вред. Часто о здоровье начинают думать только тогда когда оно уже п_дорвано. По последним научным данным, человек может жить, сохраняя работоспособность и здоровье до 100-150 лет.
2 группа:
Вот и зак_нчилось лето, наступает осень. Сентябрь первый учебный месяц. Первое сентября это день знаний.
Век живи век учись. Школа лишь первый шаг. «Дважды два четыре», «шестью шесть тридцать шесть», «Луна спутник Земли» это наши самые первые знания.
Терпение и труд самые главные помощ(?)ники в учебе!
3 группа:
Птицы это песнь и п_лет!
Это голоса наших лесов, степей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на земле круглый год. Их голоса слышны днём и ночью. Полные уши птичьих голосов и песен!
Птицы дети воздуха, пок_рители воздушного океана. Они поднимаются выше облаков и гор, п_релетают через моря и пустыни.
Птицы дети радуги: перья их раскрашены во все мыслимые и немыслимые цвета.
Птицы вес(?)ники радости. Каждый год они приносят нам на крыльях весну.
Птицы верные наши помощ(?)ники, защитники наших лесов и полей, садов и огородов.
Птицы это тайна и красота. Птицы друзья нашего детства.
Итак, мы с вами выполнили свою задачу: закрепили знания по постановке тире между подлежащим и сказуемым и научились их применять, узнали новое о нормах пунктуации.
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»
Наш сегодняшний урок подходит к своему завершению. Уроки бывают разные: интересные и не очень, поучительные, плодотворные, творческие... А наш сегодняшний урок, вам показался каким? Многое ли вы приобрели для себя из него? (ответы учащихся)
Домашнее задание
Домашнее задание страницы 45-46 упражнение № 56 (рабочая тетрадь «Скорая помощь по русскому языку» часть I)
Спасибо вам за урок, с вами работать было интересно!