Файл: становление экспериментальной психологии, развитие навыков всестороннего анализа и логического структурирования теоретического материала.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения

Программа профессиональной переподготовки

Клиническая (медицинская) психология со специализацией в психологии экстремальных ситуаций и состояний (2030)

Дисциплина: История психологии

Практическое задание 2, Модуль 2. Развитие психологии на рубеже XIX - XX веков


Выполнил:

слушатель Макарова Яна Сергеевна

Преподаватель:

Чеснюк Ирина Васильевна

г. Москва – 2023

Задние 1.

Цель: углубление знаний по теме «становление экспериментальной психологии, развитие навыков всестороннего анализа и логического структурирования теоретического материала».

Заполните таблицу «Вклад ученых В. Вундта и Г.  Эббингауза в становление экспериментальной психологии».

Ученые-основоположники

Страна

Направление исследования

Открытия и достижения

В. Вундт

 Германия

Исследовал индивидуальное сознания с помощью метода интроспекции (экспериментально контролируемое наблюдение субъекта за собственными ощущениями)

Исследование психологических аспектов культуры (язык, мифы, обычаи, нравы).

1.Основатель первой в мире психологической лаборатории.

2.Разработчик программы психологии, как самостоятельной науки

3.Предложил план разработки физиологической психологии, как отдельной науки

4. Основатель экспериментальной психологии

5.Онователь первого психологического журнала «Философские исследования»

Г.  Эббингауз

 Германия

Занимался исследованием закономерностей и свойств процесса запоминания.

 1.Первым стал изучать оптические заблуждения органов зрения, открыв иллюзию Эббингауза.

2. Разработал «Кривую забывания»

3.Открытие «Кривой заучивания»

4.Сфорировал метод «Бессмысленных слогов»



Задние 2.

Цель: углубление знаний на тему психологические школы конца XIX начала XX века, развитие навыков всестороннего анализа и логического структурирования теоретического материала.

Заполните таблицу «Психологические школы конца XIX начала XX века».

Название школы

Ученые основоположники

Предмет исследования

Открытия и достижения

Структурализм

Э. Титченер

Изучение структуры сознания, усовершенствованная интроспекция

Стремление разложить сознание на элементы, далее неделимые «атомы» сознания, а затем собрать из них более сложные содержания. Усилия школы были направлены на поиск исходных ингредиентов психики и способов их структурирования.

Функционализм

Ф. Брентано, К. Штумпф У. Джемс, Д. Дьюи, Д. Энджелл, Р. Вудворт

Исследование психических актов, направленных на какой-либо предмет или действие и выполняющих определенную функцию. Наблюдение (как самонаблюдение, так и объективное наблюдение со стороны), анализ продуктов деятельности.

Работы Штумпфа были обобщены в его двухтомном труде "Психология тонов", внесшем крупный вклад в исследования психологической акустики. Джеймс проводил учения об эмоциях: оно показывает, что «условия» - это не только внутри телесные процессы, но и явления, представляющие собой категорию действия. Эмоция – результат физиологических изменений в различных системах, т.е. снята роль побудителя поведения. Учение о идеомоторном акте: Любая мысль приходит в движение, если этому не препятствует другая мысль. Д. Дьюи написал статью "Понятие о рефлекторном акте в психологии" (1896), где он резко выступил против представления о том, что основными единицами поведения служат рефлекторные дуги.

Вюрцбургская школа

О. Кюльпе, Н. Ах, К. Бюлер, О. Зельц

Изучение динамики протекания познавательных процессов и факторов, на нее влияющих. Метод систематической экспериментальной интроспекции (словесного отчета).

Ввела в психологию экспериментальную как новый объект анализа выполнение заданий интеллектуального характера (изучение логических суждений, ответов на вопросы, требующие умственных усилий, и пр.). Было выявлено, что мышление — это психический процесс, закономерности коего не сводятся ни к законам логики, ни к законам образования ассоциаций. Работы психологов школы Вюрцбургской поставили ряд важных проблем, касающихся качественных различий между мышлением и другими познавательными процессами; вскрыли ограниченность ассоцианистской концепции, ее неспособность объяснить избирательность и направленность актов сознания.

Французская школа

Т. Рибо, П. Жане, Э.Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, Г. Тард

Изучение фактов и закономерностей психической жизни.

 Главным объектом являются больные люди (или люди с пограничными психическими состояниями), а также социальные сообщества разного уровня (группы, толпа, племя). Клинический и кросскультурный методы

Описательная психология

 В.Дильтей, Э. Шпрангер

Описание и анализ психических явлений как отдельных процессов жизненного целого, воплощенных в духовных, культурных ценностях.

 Постижение, основанное на анализе непосредственных переживания «Я».



Задание 3.

Цель: углубление знаний на тему возникновения отраслей психологии, развитие навыков всестороннего анализа и логического структурирования теоретического материала.

Заполните таблицу «Возникновение отраслей психологии».

 Отрасль психологии

Ученые-основоположники

Открытия и достижения

Психология развития

 С.Л.Рубинштейн

Широкое внедрением психологии во все сферы научной и практической деятельности, во-вторых, появлением новых психологических знаний. Вместе с тем все отрасли психологии условно можно разделить на фундаментальные (общие) и прикладные (специальные).

Социальная психология

 У.Макдугалла Э.Росса

Социальная психология, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в группы, а также психологические характеристики самих групп. К концу XIX в. появились первые самостоятельные социально-психологические концепции, такие как «психология пародов» (М. Лацарус, X. Штейпгаль, В. Вундт), «психология масс» (С. Сигле, Г. Лебон), теория «инстинктов социального поведения» (У. Макдугалл).

Дифференциальная

психология

 Френсис Гальтон

Дифференциальной психологии явилось внедрение в психологию эксперимента, генетических и математических методов. Основными методами дифференциальной психологии стали тесты. Первоначально это были индивидуальные тесты, затем появились групповые, а позднее и проективные.