Файл: становление экспериментальной психологии, развитие навыков всестороннего анализа и логического структурирования теоретического материала.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения
Программа профессиональной переподготовки
Клиническая (медицинская) психология со специализацией в психологии экстремальных ситуаций и состояний (2030)
Дисциплина: История психологии
Практическое задание 2, Модуль 2. Развитие психологии на рубеже XIX - XX веков
Выполнил:
слушатель Макарова Яна Сергеевна
Преподаватель:
Чеснюк Ирина Васильевна
г. Москва – 2023
Задние 1.
Цель: углубление знаний по теме «становление экспериментальной психологии, развитие навыков всестороннего анализа и логического структурирования теоретического материала».
Заполните таблицу «Вклад ученых В. Вундта и Г. Эббингауза в становление экспериментальной психологии».
Ученые-основоположники | Страна | Направление исследования | Открытия и достижения |
В. Вундт | Германия | Исследовал индивидуальное сознания с помощью метода интроспекции (экспериментально контролируемое наблюдение субъекта за собственными ощущениями) Исследование психологических аспектов культуры (язык, мифы, обычаи, нравы). | 1.Основатель первой в мире психологической лаборатории. 2.Разработчик программы психологии, как самостоятельной науки 3.Предложил план разработки физиологической психологии, как отдельной науки 4. Основатель экспериментальной психологии 5.Онователь первого психологического журнала «Философские исследования» |
Г. Эббингауз | Германия | Занимался исследованием закономерностей и свойств процесса запоминания. | 1.Первым стал изучать оптические заблуждения органов зрения, открыв иллюзию Эббингауза. 2. Разработал «Кривую забывания» 3.Открытие «Кривой заучивания» 4.Сфорировал метод «Бессмысленных слогов» |
Задние 2.
Цель: углубление знаний на тему психологические школы конца XIX начала XX века, развитие навыков всестороннего анализа и логического структурирования теоретического материала.
Заполните таблицу «Психологические школы конца XIX начала XX века».
Название школы | Ученые основоположники | Предмет исследования | Открытия и достижения |
Структурализм | Э. Титченер | Изучение структуры сознания, усовершенствованная интроспекция | Стремление разложить сознание на элементы, далее неделимые «атомы» сознания, а затем собрать из них более сложные содержания. Усилия школы были направлены на поиск исходных ингредиентов психики и способов их структурирования. |
Функционализм | Ф. Брентано, К. Штумпф У. Джемс, Д. Дьюи, Д. Энджелл, Р. Вудворт | Исследование психических актов, направленных на какой-либо предмет или действие и выполняющих определенную функцию. Наблюдение (как самонаблюдение, так и объективное наблюдение со стороны), анализ продуктов деятельности. | Работы Штумпфа были обобщены в его двухтомном труде "Психология тонов", внесшем крупный вклад в исследования психологической акустики. Джеймс проводил учения об эмоциях: оно показывает, что «условия» - это не только внутри телесные процессы, но и явления, представляющие собой категорию действия. Эмоция – результат физиологических изменений в различных системах, т.е. снята роль побудителя поведения. Учение о идеомоторном акте: Любая мысль приходит в движение, если этому не препятствует другая мысль. Д. Дьюи написал статью "Понятие о рефлекторном акте в психологии" (1896), где он резко выступил против представления о том, что основными единицами поведения служат рефлекторные дуги. |
Вюрцбургская школа | О. Кюльпе, Н. Ах, К. Бюлер, О. Зельц | Изучение динамики протекания познавательных процессов и факторов, на нее влияющих. Метод систематической экспериментальной интроспекции (словесного отчета). | Ввела в психологию экспериментальную как новый объект анализа выполнение заданий интеллектуального характера (изучение логических суждений, ответов на вопросы, требующие умственных усилий, и пр.). Было выявлено, что мышление — это психический процесс, закономерности коего не сводятся ни к законам логики, ни к законам образования ассоциаций. Работы психологов школы Вюрцбургской поставили ряд важных проблем, касающихся качественных различий между мышлением и другими познавательными процессами; вскрыли ограниченность ассоцианистской концепции, ее неспособность объяснить избирательность и направленность актов сознания. |
Французская школа | Т. Рибо, П. Жане, Э.Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, Г. Тард | Изучение фактов и закономерностей психической жизни. | Главным объектом являются больные люди (или люди с пограничными психическими состояниями), а также социальные сообщества разного уровня (группы, толпа, племя). Клинический и кросскультурный методы |
Описательная психология | В.Дильтей, Э. Шпрангер | Описание и анализ психических явлений как отдельных процессов жизненного целого, воплощенных в духовных, культурных ценностях. | Постижение, основанное на анализе непосредственных переживания «Я». |
Задание 3.
Цель: углубление знаний на тему возникновения отраслей психологии, развитие навыков всестороннего анализа и логического структурирования теоретического материала.
Заполните таблицу «Возникновение отраслей психологии».
Отрасль психологии | Ученые-основоположники | Открытия и достижения |
Психология развития | С.Л.Рубинштейн | Широкое внедрением психологии во все сферы научной и практической деятельности, во-вторых, появлением новых психологических знаний. Вместе с тем все отрасли психологии условно можно разделить на фундаментальные (общие) и прикладные (специальные). |
Социальная психология | У.Макдугалла Э.Росса | Социальная психология, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в группы, а также психологические характеристики самих групп. К концу XIX в. появились первые самостоятельные социально-психологические концепции, такие как «психология пародов» (М. Лацарус, X. Штейпгаль, В. Вундт), «психология масс» (С. Сигле, Г. Лебон), теория «инстинктов социального поведения» (У. Макдугалл). |
Дифференциальная психология | Френсис Гальтон | Дифференциальной психологии явилось внедрение в психологию эксперимента, генетических и математических методов. Основными методами дифференциальной психологии стали тесты. Первоначально это были индивидуальные тесты, затем появились групповые, а позднее и проективные. |