Файл: 1.Возникновение и становление социальной педагогики как теории и практики.docx
ВУЗ: Московский городской психолого-педагогический университет
Категория: Шпаргалка
Дисциплина: Педагогика
Добавлен: 09.02.2019
Просмотров: 399
Скачиваний: 6
Возникновение и становление социальной педагогики как теории и практики.
Термин «социальная педагогика» был предложен немецким педагогом Ф. Дистервегом в середине XIX века, но стал активно употребляться лишь в начале ХХ века. Социальная педагогика - отрасль педагогической науки, изучающая закономерности, формирование и развитие человеческих отношений, способностей личности строить свои отношения в социуме (Торохтий). Объект СП – процесс развития человека в социуме на основе всей совокупности его социальных взаимодействий (Филонов Г.Н.). Предмет – педагогические аспекты социализации человека, его адаптации в социуме и интеграции в общество (Загвязинский В.И.).
Рождение социальной педагогики как науки является своеобразным ответом на общественную потребность в теоретических и прикладных исследованиях проблем взаимодействия человека и быстро изменяющейся окружающей его среды. Теоретические истоки социальной педагогики кроются в многовековой массовой практике воспитания детей, подростков, молодежи; в народной педагогике, в этнопедагогике, в трудах выдающихся отечественных философов, педагогов, психологов. В России социальная педагогика, зародившись в конце XIX века, получила определенное развитие в 20-е гг. ХХ века в виде разработки и попытки реализации идеи связи школы с жизнью и социальной средой. Эта идея получила теоретическое обоснование и практическое воплощение у Шацкого, в трудах и опыте ряда педагогов теоретиков и практиков. Интерес к социальной педагогике обострился в 70-е гг. ХХ в., что было связано с очередным кризисом системы воспитания (работа с детьми по месту жительства – В.Г. Бочарова, М.М. Плоткин и др.). 80-е гг. – изыскания в сфере собственно социальной педагогики М.А. Галагузова, В.Д. Семенов.
За рубежом теоретическая разработка проблем социальной педагогики возобновилась лишь в 50-60 гг. в Германии. В XIX веке все более широкое распространение получала практическая деятельность, обозначавшаяся термином социальная работа.
Истоки и предпосылки возникновения СОП в произведениях великих мыслителей, классиков педагогики всех времен и народов.
Древнекитайский философ Конфуций (551 – 479гг. до н.э.) считал, что идеальный человек должен согласовывать свое поведение с требованиями общества. Он разработал концепцию идеального человека и воспитания ребенка в семье: почитай родителей, не бросай их.
Греческий философ Сократ считал, что высшей добродетелью человека являются знания, а его безнравственное поведение – результат незнания. Сократский метод воспитания – метод самопознания, метод обучения путем вопросов и ответов побуждает учеников самим находить ответы.
Идея гармоничного развития личности принадлежит Платону. От него дошла идея воспитания детей в государственных воспитательных домах. От Платона пришла программа обучения в школах – «семь свободных искусств».
От Аристотеля ученые восприняли идею развития способностей человека, заложенных природой в качестве основной цели воспитания. Демокрит выделял как главное в воспитании – знания природы человека, его природосообразное воспитание, в основе которого должен быть труд.
Средневековая педагогика почти 12 веков определялась догмами богословия. Научный подход начинается с Я.А. Коменского, с книги «Великая дидактика», где впервые были сформулированы принципы, методы, формы обучения. Коменский четко сформулировал цели умственного, нравственного и религиозного воспитания.
Новое время. Французская философия и английская экономическая мысль выдвигают идеал воспитания нового человека.
Дж. Локк (1632 – 1704 гг.) пишет о воспитании джентльмена, человека, умеющего вести дело.
К. Гельвеций (1715 – 1771) представляет идеал воспитания человека как патриота и гражданина, и здравомыслящей личности.
Ж.Ж. Руссо (1712 – 1778) ставит перед воспитанием цель воспитать не судью, не солдата, не священника, а человека.
Развитие СОП за рубежом. Начальный период (с древнейших времен до 17в.) связан с осмыслением практики воспитания и формированием педагогической и социально-педагогической мысли. В этот период происходит становление воспитания как социального явления, возникают различные теории воспитания. Еще в античности были высказаны такие основополагающие социально-педагогические идеи, как идея о необходимости воспитания с самого раннего возраста; учитывать при этом природу ребенка и влияние окружающей среды; опираться на авторитет взрослых, прежде всего родителей.
Период возрождения связан с развитием гуманистической идеи в воспитании ребенка. В. Да-Фельтре (1378-1446) создал одну из первых в истории школ интернатного типа «Дом радости».
17-19в характеризуются развитием ведущих идей и научных концепций СОП, становлением ее как науки. Видные ученые в этот период искали решение социально-педагогических проблем на путях сотрудничества с общественностью и государством. В этот период СОП развивается в тесной связи с практической социально-педагогической деятельностью. В конце 19 СОП выделяется в самостоятельную область педагогической науки. Это связано с именами немецких ученых А. Дистерверга и П. Наторпа. Начиная с 20в – период развития СОП как самостоятельной науки.
Развитие СОП в России. Петр I начал первым педагогическую деятельность. Л.Н. Толстой организовал школу для крестьянских детей в Ясной поляне. В середине 19в в отечественной педагогике после публикации трудов Ушинского и Толстого усилилось внимание к проблемам влияния окружающей среды на развитие и воспитание ребенка.
Ушинский создал теорию истинно христианского народного воспитании.
Лесгафт написал в 80хг работу «Семейное воспитание ребенка и его значение», которое пользуется всемирным признанием до сих пор.
В.П. Вахтерев писал о важности создания социальной среды для воспитания ребенка, утверждая, что в детском коллективе свобода ребенка не нарушается.
П.Ф. Каптерев писал о школе, как о среде детского общения, которая положительно влияет на ребенка.
1911г в С.-Пб. Вышла книга Наторпа «Социальная педагогика».
В.В. Зеньковский: его СОП основывается на том, что человека не понять, если не изучишь его окружающую среду.
С.Т. Шацкий – автор педагогики среды.