Файл: Виктор Пономаренко Практическая характерология с элементами прогнозирования и управления поведением (методика семь радикалов).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 959

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вместе с тем, пояснения шизоидов, их попытки ответить на проблемные вопросы, разъяснить окружающим научную задачу или учебный материал, бывает, плохо воспринимаются, выглядят путанными, «не доходят». Нечто подобное наблюдается и при общении: шизоиды часто жалуются на то, что другие их не понимают (как в эмоциональном, так и в логическом аспектах).

Выбранные шизоидом пути достижения цели выглядят нелогичными. Многие их действия с ортодоксальных позиций представляются излишними, в то время как нужные отсутствуют.

Вот вам, коллеги, характерный пример. Представьте себе, что вы проголодались и зашли в ближайшую закусочную (в ту, где нет официантов и посетители сами себя обслуживают). В руках у вас громоздкий портфель, а вы вознамерились не отказать себе в удовольствии как следует пообедать. По счастливому стечению обстоятельств, за одним из столиков сидят ваши друзья. Какие действия вы совершите и в какой последовательности?

Те из вас, в ком преобладает ортодоксальное мышление и усвоенные с его помощью стереотипы поведения, вначале подойдут к друзьям и поздороваются: «Рад видеть вас. Как поживаете?» Затем попросят приглядеть за портфелем и отправятся к стойке делать заказ. После получения заказа вернутся к друзьям и с удовольствием попируют в честной компании. Не так ли?

Добрый знакомый автора — шизоид поступил иначе. В аналогичной ситуации он, не обращая, казалось, внимания на приятелей, подошел к стойке и заказал кучу всякой снеди. Когда заказ был выставлен перед ним, он, неожиданно для самого себя, столкнулся с проблемой портфеля. Как перенести все разом на облюбованный столик, когда одна рука занята тяжелой вещью? — Проще простого! Он зажал портфель между ногами (теперь, о счастье, обе руки свободны!), взял заказ и начал движение. Идти было неудобно, да и со стороны все это выглядело, мягко говоря, необычно, но это его не смутило.*
*Кстати, шизоиды весьма неприхотливы и легко переносят несовершенство быта, вольготно чувствуют себя в т. н. полевых условиях.
На его лице заиграла несколько странноватая, однако, вполне дружелюбная улыбка. Теперь стало ясно, что своих друзей он заметил сразу, как только вошел, но почему-то принял решение несколько повременить с общением.

Внушить шизоиду более рациональную последовательность действий очень трудно. Подобные попытки часто наталкиваются на сопротивление, непонимание с его стороны, протест. Советы им отвергаются. При этом, отказываясь следовать совету близких, по-настоящему заботящихся о нем людей, шизоид легко воспринимает линию поведения, подсказанную ему порой первым встречным проходимцем (снова неумение отличить главное от второстепенного!).



Задачи.

За какую бы задачу ни взялся шизоид, он непременно в процессе решения отклонится в сторону от намеченной цели.

Шизоид всю жизнь вынужден заниматься исключительно творческой деятельностью. Что такое творческая деятельность? Разве мы не обсуждали это с вами, коллеги? — Что ж, обсудим.

Деятельность человека подразделяется на шаблонно-регламентированную и творческую.

Шаблонно-регламентированная деятельность имеет заранее поставленную четкую цель и определенный алгоритм (технологию) ее достижения. Например, хирургическая операция или процесс грунтования холста под будущую картину...

Творческой следует называть деятельность, представление о результате которой и способе (технологии) его достижения меняется (формируется) в процессе самой деятельности: «шила милому кисет, вышла рукавица».*
* Сравните, с этой точки зрения, две задачи: написать письмо родственнику в Мариуполь и построить Эйфелеву башню в соответствии с инженерно-строительной документацией. Какая из этих задач решается посредством творческой деятельности, а какая — шаблонно-регламентированной? Надеюсь, коллеги, вы понимаете всю опасность «свободы творчества» при возведении гигантской конструкции, нависающей над центральными кварталами Парижа.
При этом то, что принято называть творческой профессией, включает в себя как элементы творчества (поиск новой формы, новой сути), так и шаблонно-регламентиро-ванную деятельность (наработанные профессионалом технологии). Поэтому в творческой профессии нельзя состояться, не будучи отчасти эпилептоидом-технологом, отчасти параноиком — человеком, нацеленным на реальный результат, отчасти — шизоидом.

Для обладателя доминирующего шизоидного радикала всякая деятельность (в т. ч. рутинная, бытовая, в процессе которой сам бог велел пользоваться устоявшимися ортодоксальными стереотипами) становится творческой. На любом ее этапе любая мелочь может послужить (в сознании шизоида) причиной для отступления от магистральной технологической линии (т.н. «соскальзывание»). Воспрепятствовать этому невозможно, даже посредством жесткого контроля. Это можно только предвидеть и учитывать.

Добавим интересную деталь: «соскальзывание» шизоида на, порой, случайно подвернувшуюся ассоциацию — процесс в принципе бесконечный. Шизоид не знает, где остановиться. Мы сказали: «Вышла рукавица». Но это лишь потому, что у шизоида кто-то вырвал эту рукавицу из рук. Не вырвал бы — шизоид, глядя на нее, придумал бы множество разных вариантов переделывания рукавицы во что-либо еще, а затем — и еще во что-то... Каждая новая ассоциация, новый перенос акцента на тот или иной воспринимаемый признак предмета (явления) привлекает к себе дополнительные информационные потоки. Картина мира расширяется и не знает границ. Так что способ существования шизоида — непрерывный творческий процесс.



Таким образом, там, где новый, оригинальный взгляд на вещи необходим (наука, искусство, бизнес) — без участия шизоида в креативной группе не обойтись.*
* Вот мы и открыли с вами секрет творчества. Он прост: хотите привнести творческое начало в решение любой задачи — перенесите, подобно шизоиду, внимание с главных ее условий на второстепенные, и творческий процесс сам собой направится к творческому результату. Например, пьесу А.Н. Островского «Гроза» всегда трактовали как драму сильной и светлой личности в некачественном социальном окружении — «темном царстве». Отсюда, дескать, и нелюбовь ее главной героини — Катерины — к недалекому, слабохарактерному мужу. Она — луч света, а он даже не солнечный зайчик... Трактовали так до тех пор, пока некий творчески одаренный режиссер не обратил внимание на эпизодическую героиню «Грозы» — горничную (если не изменяет память). Она как-то выразилась туманно о привлекательной внешности и темпераменте своей барыни — Катерины. «Вот в чем тут дело! — воскликнул режиссер. — Эврика! Катерина и ее горничная — лесбиянки! Понятно, почему не притягивает муж. Понятно, отчего так злится и, в то же время, не говорит ничего конкретного свекровь — Кабаниха»... Кроме шуток, любое творчество развивается по аналогичному сценарию, и им, следовательно, можно управлять.

Там же, где работу следует выполнять строго по шаблону, шизоид страшнее врага. Врага можно вычислить и перетянуть на свою сторону, шизоида — ни за что. Поручите ему вытачивать гайки на токарном станке — он с энтузиазмом изготовит тридцать оригинальных вещиц, причем некоторые из них будут напоминать гайки, но ни одна не будет сделана по стандартному образцу. Это касается и предметов, и идей.

Лучше всего шизоиды чувствуют себя в виртуальном пространстве, ими самими созданном. Поэтому они находят свою комфортную профессиональную нишу в программировании, конструировании, писательстве, философии, психологии, изобразительном искусстве и т. п. Конечно, далеко не все плоды их труда становятся близкими и понятными окружающим. Однако мир, как говорится, не без шизоидов. Обладатели этого радикала тянутся друг к другу, становясь если не едино-, то одинаково нестандартно-мышленниками.*
* К слову, если вам, коллеги, почему-то не по душе авангардизм, сюрреализм и иной аналогично асоциальный «-изм» — не тушуйтесь. Дело не в эстетической неразвитости, а всего лишь в недостатке в вашем характере шизоидности.

Особенности построения коммуникации.


С шизоидами общаться сложно. Поэтому рекомендуется: во-первых, устанавливать с ними формально-доброжелательные отношения, держась на дистанции, не пытаясь без нужды проникнуть в темные глубины их своеобразной души. Во-вторых, не падать духом, не видя быстрых результатов от попыток научить их уму-разуму. Результаты появятся, но позже (когда? — трудно предугадать: может, завтра, а может — через двадцать лет совместной жизни). В-третьих, если вы не выполнили первой рекомендации и сблизились-таки с шизоидом душевно — не бросайте его, несите в полной мере ответственность за того, кого «приручили».

Обидеть шизоида — все равно, что малого ребенка. При этом будьте готовы к тому, что он может к вам охладеть так же неожиданно и беспричинно, как привязался.

Мы уже упоминали, что для шизоида воспитательное воздействие, дружеский совет близкого человека может не иметь значения, в то время как замечание случайного знакомого окажется вдруг принципиально важным. Правы те, кто этим рационально пользуется. Хотите повлиять на шизоида — вложите ваши слова в уста психолога, священника, врача, друга семьи, соседа и т. п.

Вопросы и задания




1. Что такое мышление? Приведите пример.
2. Какова особенность шизоидного мышления? Проведите эксперимент (только будьте осторожны и ничему не удивляйтесь).
3. В романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина» есть немало точных, ярких описаний шизоидного поведения К. Левина. Чего стоит эпизод со свадебной рубашкой! Вспоминаете? Левин — аристократ, миллионщик, один из богатейших людей России опоздал на собственную свадьбу из-за неприятности, случившейся с нарядной рубашкой (единственной! запасной у него, видите ли, не было). Как он мечтал об этом браке, как готовился к нему душевно — и чуть было не испортил все из-за собственной несобранности, непредусмотрительности... Попробуйте найти и другие проявления шизоидности, описанные великим романистом. И не только у Левина.
4. Назовите профессии, в которых шизоидный радикал: а) необходим; б) категорически противопоказан.
5. Попробуйте в толпе отыскать взглядом обладателя выраженного шизоидного радикала, осторожно понаблюдайте за ним (будьте тактичны, наступите на горло собственной шизоидности!). Опишите результаты ваших наблюдений. Только, пожалуйста, не станьте случайной жертвой его физической — прежде всего — неловкости.


Глава 7



Гипертимный радикал




Ничего случайного в этом мире, как мы с вами все больше убеждаемся, уважаемые коллеги, не бывает. Поведение не является исключением.

Невозможно нежиться в лучах славы, не будучи истероидом (тревожного, окажись он неожиданно в центре всеобщего внимания, как говорится, «кондратий хватит»). Не будучи эпилептоидом — не получить удовольствия от генеральной уборки в квартире. Никому, кроме параноика, не придет в голову спать в обнимку с технико-экономическим обоснованием собственного проекта. Только эмотиву по-настоящему небезразлично, почему его сослуживец вдруг побледнел и осунулся. Никто, кроме шизоида, не станет сомневаться в очевидном.

Поэтому, если вы, вставая поутру с постели, радостно говорите самому себе «бонжур», слегка удивляетесь, глядя на человека, спящего рядом с вами (не узнавая его и не помня, как он здесь очутился), и, несмотря ни на что, бодро запеваете: «Нас утро встречает прохладой!», значит, в вашем характере есть гипертимный радикал.


Общая характеристика.

В основе гипертимного радикала лежит сильная, подвижная нервная система, с некоторым преобладанием процессов возбуждения.*
* Хочу напомнить вам, коллеги, что, с точки зрения нейрофизиологии, подобное заявление не является строго научным. Но мы и не покушаемся на компетенцию нейрофизиологов. Для нас важно, что указанные выше свойства нервной системы в полной мере обнаруживаются в поведении.

Гипертим — то есть обладатель выраженного гипертимного радикала — постоянно исполнен сил, энергии, но при этом не сконцентрирован ни на чем определенном, не имеет устойчивой цели, единственного направления, в котором он расходовал бы свои мощные энергетические запасы (вот как сказывается отсутствие органических изменений!). В результате гипертим «распыляется» на множество мелких (в аспекте их социального значения, время- и энергоемкости) занятий.

Гипертим — неутомимый живчик, оптимист. Его постоянно солнечный, безоблачный взгляд на мир невольно передается окружающим, и в этом как раз заключается основная роль гипертимной тенденции в социуме.*
*Из всех перечисленных радикалов у гипертимов самая «полноценная» нервная система: сильная, динамичная... Поэтому гипертим, в основном, и занимается тем, что «сеет» ее направо и налево. Сеет, так сказать, разумное, доброе, вечное. Гипертимы, на всякий случай, стараются дарить незнакомым малышам конфетки по принципу: «а вдруг — мой!»