Файл: Виктор Пономаренко Практическая характерология с элементами прогнозирования и управления поведением (методика семь радикалов).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 939
Скачиваний: 23
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Единственное, что более или менее отчетливо отражается на лицах тревожных, так это оттенки страха (при длительном стрессе — хронического). Помните, как у Толстого: «Княжна Марья возвратилась в свою комнату с грустным, испуганным выражением, которое редко покидало ее и делало ее болезненное, некрасивое лицо еще более некрасивым».
Тревожные разговаривают обычно мало, негромко, их голос монотонный, слабо модулированный.
Вместе с тем, значимым с психодиагностической точки зрения является контраст поведения тревожных в привычном (хорошо знакомом, проверенном, предсказуемом) и в новом для них окружении.
Тревожная тенденция имеет свойство несколько угасать, отступать на задний план, когда ее обладатель находится среди друзей. И тогда другие радикалы, составляющие реальный характер, выходят вперед, формируя стиль поведения.
Вам, уважаемые коллеги, наверняка не раз приходилось видеть и неутомимого спорщика, и самовлюбленного хвастунишку, и пышущего злобой клеветника, распространяющего сплетни, и поэта, декламирующего свои стихи, и остроумного рассказчика, которые... мгновенно умолкали, прятались как улитка в раковину, стоило в привычной для них компании мелькнуть незнакомому лицу.
Качества поведения.
Тревожный радикал наделяет своего обладателя боязливостью, неспособностью на решительный шаг, склонностью к сомнениям и колебаниям во всех жизненных ситуациях, мало-мальски отличающихся от привычной. Говорят: семь раз отмерь, один — отрежь.
Тревожный семьдесят семь раз отмерит, и после этого все еще будет пребывать в раздумьях — стоит ли отрезать?
Тревожный человек, говоря словами Чехова (рассказ «Припадок»), «сторожит каждый свой шаг и каждое свое слово, мнителен, осторожен и малейший пустяк готов возводить на степень вопроса».
Есть ли в этой совокупности родственных качеств социально позитивный смысл? — Безусловно, есть. Как есть смысл, например, в автомобильном тормозе. Попробуйте-ка обойтись без него — разобьетесь!
По сути, проявляя присущую ему осторожность, тревожный требует от любого, кто стремится к новизне, к внедрению новых условий и правил жизни, по-настоящему убедительных доказательств объективной необходимости перемен, продуманности, взвешенности вносимых предложений.
Препятствуя нововведениям, тревожный ревностно хранит традиции — и производственные, и бытовые, и мировоззренческие. Некий профессор Примроз из Эдинбургского университета скептически отреагировал на знаменитое открытие Вильяма Гарвея: «Раньше
врачи не знали кровообращения, но умели лечить болезни». Да уж, «раньше мы ничего такого не знали, но зато все умели» — любимая песня тревожных. Из этого следует, по их мнению, что вообще ничего в мире не нужно менять. Пусть все остается как прежде — чинно и благородно. Тревожные — истинные консерваторы.
Существуют, как известно, две основные тенденции в развитии природы и общества: изменчивость (приобретение новых свойств, соответствующих сегодняшним, завтрашним и, вообще, перспективным требованиям окружающей среды) и наследственность (консервация лучшего, что удалось приобрести на предшествующих этапах эволюции). Тревожные олицетворяют собой, точнее всемерно поддерживают, — наследственность. С тем лишь добавлением, что они стремятся консервировать не всегда лучшее, а лишь — привычное.
В деятельности тревожные исполнительны, пунктуальны, организованны, потому что страшатся, не выполнив задания в установленный срок, оказаться в нестабильной, непредсказуемой ситуации. При этом, прежде чем взяться за работу, они пытаются минимизировать степень своей ответственности, для чего добиваются от руководителя четкой постановки задачи, подробных инструкций «на все случаи жизни».
«А если вовремя не подвезут необходимых материалов, тогда что?» — спрашивает тревожный исполнитель у своего начальника. — «Позвонить и потребовать?» — «Понял. А если они скажут, что у них нет, тогда что?» — «Найти других поставщиков?» — «Понял. А если..., тогда что?... » Вполне вероятно, что, утомленный подобным предохранительным занудством и мнимой бестолковщиной, начальник перепоручит это задание другому сотруднику. В этом случае тревожный, внутренне ликуя, не преминет упрекнуть руководителя в непоследовательности: дескать, сам не знает, чего хочет — то «сделай» ему, то «не делай».
Тревожные постепенно «врастают» в порученное им дело, в избранную профессию, с каждым годом осваивая ее все прочнее и детальнее. Кроме того, им психологически комфортно приходить каждый раз в один и тот же кабинет, садиться за один и тот же рабочий стол. Поэтому они не изменяют своему поприщу — служат верно и долго. Это именно тревожные отмечают сорока-, пятидесятилетия работы на одном месте, на одном предприятии (нередко в одной и той же должности).
«Я помню, как стройным юношей я впервые пришел на наш комбинат, — говорит в заздравной речи седовласый директор, обращаясь к юбиляру, — и Вы, уже в те годы опытный бухгалтер, взяли меня к себе в ученики. Сегодня мы радостно чествуем Вас — старейшего бухгалтера Вселенной!». Директор, по гипертимной забывчивости или из эмотивной деликатности, не вспоминает при этом, как «опытный бухгалтер» кряхтел, бухтел и недовольно сопел тогда, много лет назад, не желая брать шефство над кем бы то ни было.
Действительно, тревожным в тягость осуществление руководящих функций, поэтому часто, будучи хорошими, опытными профессионалами, они категорически отказываются от предложений занять должность начальника, пусть даже самого маленького.
В общении с окружающими тревожные также проявляют избирательность и постоянство. Они долго присматриваются к человеку, прежде чем пойти на постепенное сокращение межличностной дистанции. Но тем, кого они «подпустили поближе», к кому привыкли, тревожные остаются преданными на долгие-долгие годы, нередко — на всю жизнь. Их круг общения, таким образом, очень узок и состоит из одного, двух, трех — не больше, Друзей детства.
Важно понимать, что наличие тревожного радикала не Делает общение более доброжелательным, гармоничным, сердечным. Тревожные вовсе не добры, не приветливы, не деликатны. Они лишь предпочитают держаться на Расстоянии и помалкивать, когда их не спрашивают.
Задачи.
Вы будете удивлены, коллеги, но диапазон задач, с которыми способен, в принципе, справиться тревожный, не так уж и узок.
Тревожного можно научить выполнять многие виды работ, в том числе довольно рискованных, объективно опасных. Но при одном непременном условии — учить его надо будет долго, постепенно, «шаг за шагом», причем шаги должны быть очень маленькими, осторожными. Не дай бог — испугается! Словом, чтобы добиться от тревожного умения прыгать с парашютом, начинать прыжки надо с детской скамеечки — не выше.
Тревожный должен привыкнуть ко всему новому, что, не спросив его разрешения, ему навязала жизнь. Появится привычка — тревога несколько отступит. Нередки ситуации, когда тревожный вначале яростно сопротивляется переменам, затем, приспособившись, притерпевшись к новому положению вещей, не менее яростно возражает против попыток вернуться к старому.
Лучше всего, комфортнее, ему, разумеется, справляться с рутинной, монотонной работой. Хуже всего — с работой, предполагающей публичность, частую смену рода занятий, необходимость принимать самостоятельные решения, тем более, не имея времени на их подготовку и осмысление, — смело, экспромтом, на свой страх и риск.
Особенности построения коммуникации.
Грубыми коммуникативными ошибками в отношении тревожного будут:
а) озадачить его и оставить без моральной и информационной поддержки, один на один с непредсказуемо развивающимися событиями;
б) поставить его в условия, требующие быстрого принятия решения (независимо от степени сложности решаемого вопроса);
в) отказаться от ранее достигнутых договоренностей, резко изменить согласованные с ним правила коммуникации, пусть даже очевидно для пользы дела.
Во всех этих случаях он испытает сильный психологический дискомфорт, приостановит свою активность («мнимая смерть»), а вас запишет в «непредсказуемые», что в устах тревожного является наихудшей оценкой человека. Возобновить с ним контакты после этого будет крайне сложно.
Общаясь с тревожным, следует избегать проявлений, прежде всего, истероидности и гипертимности.
Тревожный, опасаясь негативных для себя последствий, интуитивно сторонится и не одобряет поведения людей, жаждущих публичного признания («выскочка, — думает он про таких неприязненно, — болтает, обещает... еще беду накличет»), а также готовых пуститься на любую авантюру. Тревожные ценят в людях последовательность, постоянство, скромность, отсутствие амбиций и планов переустройства мира (из-за этого, как вы понимаете, достается от них и параноикам).
Испытывая нечто вроде благодарности к эпилептоидам за их настойчивость в установлении и поддержании строгого порядка, тревожные, тем не менее, боятся эпилептоидной грубости и излишней требовательности. Часто вместо покорности, повиновения и исполнительности, к которой склонны, они обнаруживают в ситуации прямого контакта с обладателями этого мизантропического радикала все ту же несостоятельность, впадая в «мнимую смерть».
«Утром, по обыкновению, княжна Марья... входила для утреннего приветствия в официантскую и со страхом крестилась и читала внутренне молитву. Каждый день она входила и каждый день молилась о том, чтобы это ежедневное свидание (с отцом — В.П.) сошло благополучно.
.. .Княжна испуганно взглядывала на близко от нее блестящие глаза отца; красные пятна переливались по ее лицу, и видно было, что она ничего не понимает и так боится, что страх помешает ей понять все дальнейшие толкования отца, как бы ясны они ни были... каждый день повторялось одно и то же: у княжны мутилось в глазах, она ничего не видела, не слышала, только чувствовала подле себя сухое лицо строгого отца, чувствовала его дыхание и запах, и только думала о том, как бы ей уйти поскорее из кабинета и у себя на просторе понять задачу...
...Княжна взглянула на часы и, заметив, что она уже пять минут пропустила то время, которое должна была употреблять для игры на клавикордах, с испуганным видом пошла в диванную. Между 12 и 2 часами, сообразно с заведенным порядком дня, князь отдыхал, а княжна играла на клавикордах»
(Л.Н. Толстой «Война и мир».)
И все же, выходит, что взаимоотношения с эпилептоидами из всех возможных вариантов тревожных устраивают больше всего*.
*К слову, тревожные очень любят общество эмотивных, но не чувствуют в них необходимой опоры, защиты.
Доказательством может служить (помимо жизненного опыта, разумеется) следующий фрагмент диалога княжны Марьи и ее брата — князя Андрея:
«— Ну, а по правде, Marie, тебе, я думаю, тяжело бывает иногда от характера отца? — вдруг спросил князь Андрей.
Княжна Марья сначала удивилась, потом испугалась этого вопроса.
— Мне?.. Мне?.. Мне тяжело?! — сказала она. — ...Я так довольна и счастлива с ним... Я только желала бы, чтобы вы все были счастливы, как я».
(Л.Н. Толстой «Война и мир».)
Вот и все, уважаемые коллеги, что мы расскажем вам о тревожном радикале.
Прежде чем, по обыкновению, сформулировать вопросы и задания, автору хотелось бы сказать несколько напутственных слов.
Этап введения в методику «семь радикалов» завершен. Мы достаточно подробно и близко познакомились с каждым из радикалов, узнали и запомнили их характерные внешние проявления, а также иные качества поведения, им присущие. Образно говоря, мы научились читать буквы. Настало время перейти к словам.
Мы обязательно сделаем это, уже в следующей главе. Но прежде хотелось бы еще раз провести перед вашим мысленным взором череду поведенческих тенденций, сопряженных с известными нам теперь радикалами:
• Истероидная тенденция заключается, в основном, в создании и презентации широкой общественности иллюзорно благополучной модели мира, в которой центральное место занимает собственное «Я» истероида.
• Эпилептоидная тенденция — стремление контролировать информационные потоки (предметы и людей), подавление потенциальной угрозы (опасности) за счет установления жесткого, авторитарного формального порядка.
• Паранояльная тенденция — настойчивое продвижение в сознание масс собственной (заимствованной у шизоида, но упрощенной) модели переустройства мира с целью совместной работы над ее реализацией.