Файл: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 787
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
137
Министерство природных ресурсов РФ (МПР России) создает функци- ональные подсистемы противопаводковых мероприятий и безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в ведении Федерального агентства водных ресурсов (Росподресурсов); охраны лесов от пожаров и защиты их от вредителей и болезней леса (Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)); мониторинга состояния недр (Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра)).
Функциональные подсистемы, создаваемые Федеральной службой по
экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзором), осуществляют контроль за радиационно опасными объектами, а также за химически опасными и взрывоопасными объектами.
Функциональные подсистемы Федеральной службы по гидрометеоро-
логии и мониторингу окружающей среды (Росгидромета) осуществляют наблюдение, оценку и прогноз опасных гидрометеорологических явлений и загрязнения окружающей природной среды; предупреждения о цунами
(совместно с Геофизической службой Российской академией наук, МЧС
России и др. организациями).
В Министерстве здравоохранения и социальной защиты РФ (Мин- здравсоцразвития России) действуют функциональные подсистемы Всерос- сийской службы медицины катастроф; резервов медицинских ресурсов; надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой; социальной защи- ты населения, пострадавшего от ЧС.
Общее руководство РСЧС на федеральном уровне возложено на Мини- стерство РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бед- ствий (МЧС России), которое с 1994 г. возглавлял министр С.К. Шойгу, а сейчас с 2012 г. Владимир Пучков. Руководство деятельностью этого мини- стерства осуществляет Президент РФ.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ и предназначены для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их терри- тории. На каждом уровне РСЧС создаются координированные органы, по- стоянно действующие органы управления, органы повседневного управле- ния, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, си- стемы связи, оповещения и информационного оповещения.
Главный руководящий орган – комиссия по ЧС (КЧС) по защите насе- ления и территорий. Рабочими органами территориальных КЧС являются штабы по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.
На разных уровнях РСЧС руководство осуществляют следующие орга- ны управления:
– на федеральном уровне – МЧС России;
– на региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов РФ, – региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации по-
138
следствий стихийных бедствий. Территория РФ разделена на 9 регионов, в которых созданы региональные центры РСЧС (Москва, Санкт-Петербург,
Ростов-на-Дону, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Чита,
Хабаровск).
– на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта
РФ, – комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной вла- сти субъектов РФ;
– на местном уровне, охватывающем территорию района, города, – комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного управления;
– на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, – отделы (или специально назначенные лица) по делам ГО и ЧС.
Функционирование РСЧС осуществляется в зависимости от обстанов- ки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации по
трем режимам:
– режим повседневной деятельности – функционирование системы в мирное время при нормальной производственно-промышленной, радиаци- онной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологиче- ской обстановке, при отсутствии эпидемий;
– режим повышенной готовности – функционирование системы при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС;
– режим чрезвычайных ситуаций – при возникновении и во время лик- видации ЧС.
Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционирова- нии РСЧС, являются:
1. В режиме повседневной деятельности:
а) наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной сре- ды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях; б) совершенствование подготовки органов управления ГОЧС, сил и средств к действиям при ЧС, организация обучения населения способам защиты и действиям при ЧС; в) создание и пополнение резервов финансовых и материальных ресур- сов для ликвидации последствий ЧС; г) осуществление целевых видов страхования.
2. В режиме повышенной готовности:
а) усиленное наблюдение и контроль за состоянием окружающей при- родной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на приле- гающих к ним территориях; б) усиление дежурно-диспетчерской службы;
139
в) прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов; г) принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, обеспечению устойчивого функционирования объектов; д) приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район
ЧС;
3. В режиме чрезвычайных ситуаций:
а) выдвижение оперативных групп в район ЧС; б) определение границ зоны ЧС; в) организация защиты населения; г) организация ликвидации ЧС; д) проведение спасательных и восстановительных работ; е) организация работ по обеспечению устойчивости функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению по- страдавшего населения; з) осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающих к ним территориях.
Для ликвидации ЧС на всех уровнях создаются резервные фонды фи- нансовых и материальных ресурсов.
Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, ор- ганов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов
РФ, на территории которых сложилась ЧС, под непосредственным руковод- ством соответствующей КЧС.
Если масштабы ЧС таковы, что имеющимися силами и средствами ло- кализовать или ликвидировать ее невозможно, указанные комиссии обра- щаются за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуаци- ям.
Силы и средства ликвидации ЧС. Постановлением Правительства
РФ определен перечень сил и средств Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС. Одна их часть предназначена для наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, об- становкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним терри- ториях, за санитарно-эпидемиологической обстановкой и другими сферами жизни и деятельности (это силы и средства наблюдения и контроля: органы, службы, учреждения, осуществляющие государственный надзор, монито- ринг и контроль). Вторая часть предназначена для ликвидации ЧС (сюда входят военизированные и невоенизированные противопожарные, поиско- во-спасательные, аварийно-восстановительные формирования).
140
В состав сил и средств каждого уровня РСЧС входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на ЧС и проведения работ по их ликвидации.
Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования и др., оснащенные специ- альной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом и т.д.
К силам и средствам МЧС России относятся:
– сводные мобильные отряды соединений и воинских частей войск ГО
РФ;
– Центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас);
– Поисково-спасательная служба (ПСС) МЧС России;
– Центр по проведению спасательных операций особого риска «Ли- дер»;
– Авиация МЧС России.
Основу сил МЧС России составляют войска ГО, которые привлекают- ся для ликвидации последствий ЧС в мирное и военное время. Они суще- ственно отличаются от соединений и частей Вооруженных Сил: не участ- вуют в боевых действиях, не имеют оружия, за исключением небольшого комплекта, предназначенного для собственной охраны. Их основная задача
– быстро прийти на помощь населению в ЧС и ликвидировать ее послед- ствия.
В состав войск ГО входят: спасательные бригады, отдельные механи- зированные полки и батальоны, роты специальной защиты, а также аварий- но-спасательные, инженерные, механизированные, пожарные, медицин- ские, водопроводные, пиротехнические подразделения, подразделения ра- диационной, химической разведки.
Центроспас – основная сила экстренного реагирования на ЧС. Это крупное подразделение, предназначенное для оперативного выполнения первоочередных поисково-спасательных работ (как в России, так и за рубе- жом), оказания пострадавшим медицинской помощи и их эвакуации из мест
ЧС, доставки гуманитарных грузов в зоны ЧС.
Отряд располагает разнообразной специальной техникой и оборудова- нием. Он оснащен малогабаритными спасательными вертолетами БО-105, позволяющими оперативно добираться в труднодоступные районы и эваку- ировать оттуда раненых и больных в места базирования «большой» авиации для дальнейшей их отправки на стационарное лечение. В составе отряда есть свой аэромобильный госпиталь, который может быть оперативно до- ставлен в районы ЧС и развернут там для оказания немедленной медицин- ской помощи.
В Центроспасе организовано круглосуточное дежурство спасателей и необходимых специалистов, что обеспечивает постоянную готовность от-
141
ряда к экстренному выдвижению в район ЧС. Время готовности к вылету подразделений Центроспаса не превышает 30 мин с момента их оповеще- ния.
Поисково-спасательная служба (ПСС). Задачи ПСС: проведение по- исково-спасательных работ в ЧС; оказание пострадавшим первой медицин- ской помощи и эвакуация в лечебные учреждения; проведение профилакти- ческих мероприятий по снижению или устранению опасности для жизни и здоровья граждан.
ПСС имеет на оснащении гидравлический спасательный инструмент, легко режущий стальную арматуру, пневмодомкраты, способные поднимать железобетонные плиты весом до 20-50 т, акустические приборы для поиска живых людей в завалах и радиолокационные – для поиска в снежных лави- нах.
Формирования ПСС способны за время от 15 мин до 2 ч после получе- ния сигнала о ЧС выдвинуться в район бедствия с необходимым инстру- ментом и оборудованием, а по прибытии туда – немедленно приступить к работам.
В ведении МЧС России находится и вся противопожарная служба. Ее подразделения способны не только тушить пожары, но и проводить перво- очередные работы при авариях на химически опасных объектах, спасать людей и материальные ценности.
Иногда ЧС возникают в труднодоступной местности и в условиях, свя- занных с повышенным риском для жизни спасателей. Для работы в таких условиях в МЧС России существует Центр по проведению спасательных операций особого риска «Лидер». Он выполняет следующие задачи:
– проведение первоочередных аварийно-спасательных и других неот- ложных работ особой сложности в труднодоступной местности с десанти- рованием спасателей и грузов;
– проведение первоочередных спасательных работ на воде и под водой;
– оказание пострадавшим первой медицинской и врачебной помощи;
– выполнение подрывных и пиротехнических работ;
– осуществление мероприятий по защите людей, материальных и куль- турных ценностей, объектов экономики в районах ЧС;
– обеспечение сохранности грузов, перевозимых в качестве гуманитар- ной помощи, безопасности граждан, материальных и культурных ценностей при их эвакуации из районов ЧС.
В состав Центра входят подразделения: горноспасательных работ; ава- рийно-спасательных водолазных работ; специальных работ (подрывных и пиротехнических); сопровождения грузов; радиационной, химической и биологической разведки.
142
Авиация МЧС России включает в себя государственное авиационное предприятие и отдельные вертолетные отряды, находящиеся в подчинении региональных центров министерства.
Она располагает разнообразной по своим возможностям и предназна- чению авиационной техникой. Это транспортные самолеты Ил-76ТД и Ан-
74п, пассажирский самолет Ил-62м, оснащенный специальной связью, ко- мандный пункт управления на базе самолета Як-42, различные модифика- ции легких, средних и тяжелых вертолетов конструкторских бюро Миля и
Камова.
Основные задачи авиации МЧС России:
– проведение авиационно-спасательных операций: по иск и обнаруже- ние пострадавших при ЧС; наведение наземных поисково-спасательных сил на объекты поиска; десантирование парашютным, беспарашютным и поса- дочным способами спасательных групп; эвакуация пострадавших из зон бедствия;
– осуществление специальных авиационных работ: тушение пожаров; ведение воздушной, инженерной, радиационной, химической и пожарной разведки и мониторинга местности; обработка объектов химическими и биологическими препаратами; монтажные и демонтажные работы;
– осуществление воздушных перевозок: доставка в зоны ЧС сил и средств, необходимых для проведения поисковых, аварийно-спасательных работ, оказания медицинской помощи; доставка оперативных групп специ- алистов министерств и ведомств, также грузов гуманитарной помощи и ре- сурсов; эвакуация пострадавшего населения и др.
Другие силы и средства РСЧС. Кроме названных выше сил и средств
МЧС России, в Единую государственную систему предупреждения и лик- видации ЧС входят:
– силы и средства наблюдения и контроля (подразделения органов надзора за состоянием котлов, мостов, АЭС, газовыми и электрическими сетями и др.);
– контрольно-инспекционная служба (Минэкологии);
– службы и учреждения ведомств, осуществляющие наблюдение за со- стоянием природной среды, потенциально опасными объектами;
– ветеринарная служба;
– сеть наблюдения и лабораторного контроля ГО;
– лабораторный контроль за качеством продуктов питания пищевого сырья;
– служба предупреждения о стихийных бедствиях и др.
Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и форми- рований по проведению аварийно-спасательных работ на территории РФ на федеральном уровне осуществляет МЧС России.
143
Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и формиро- ваний на территориях субъектов РФ осуществляют органы управления по делам ГО и ЧС.
Методическое руководство, координацию и контроль за подготовкой
населения в области защиты от ЧС осуществляет МЧС России.
9.2. Основные задачи и структура Гражданской обороны
Гражданская оборона (ГО) – общегосударственная система оборони- тельных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время для за- щиты населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от оружия массового поражения и для проведения спасательных неотлож- ных аварийно-восстановительных работ (СНАВР) в очагах поражения, рай- онах стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Основными задачами в области ГО являются:
1. Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
2. Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
3. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в без- опасные районы;
4. Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной за- щиты (СИЗ);
5. Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
6. Проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;
7. Борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
8.
Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся ра- диоактивному, химическому, биологическому и иному заражению, и обес- печение их необходимыми материально-техническими средствами;
9.Обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведе- ние других необходимых мероприятий;
10. Срочное восстановление функционирования необходимых комму- нальных служб в военное время;
11. Обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.
Структура гражданской обороны. Гражданская оборона организует- ся по территориальному и производственному принципам на всей террито- рии РФ с учетом особенностей регионов, районов, населенных пунктов, предприятий, учреждений и организаций.
144
Территориальный принцип заключается в организации ГО на террито- риях республик в составе РФ, краев, областей, городов, районов, поселков согласно административному делению России.
Производственный принцип заключается в организации ГО в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на объекте.
Общее руководство ГО РФ осуществляет Председатель Правительства
РФ. Он является начальником гражданской обороны РФ, а Министр по де- лам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) – первым заместителем начальника ГО РФ.
Руководство гражданской обороной в субъектах РФ и городах возлага- ется на соответствующих руководителей органов исполнительной власти, а в городах Москва и Санкт-Петербург – на органы самоуправления. Ука- занные руководители являются по должности начальниками ГО.
Руководство гражданской обороной в министерстве, ведомстве, учре- ждении (вузе), предприятии (объекте) независимо от форм собственности осуществляют их руководители, которые по должности являются начальни- ками ГО.
Начальники ГО всех ступеней несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны, созда- ние и обеспечение сохранности накопленных фондов средств индивидуаль- ной и коллективной защиты и имущества ГО, а также за подготовку и обу- чение населения и персонала объектов экономики (ОЭ) действиям в ЧС на подведомственных территориях и объектах.
Для организации и проведения специальных мероприятий гражданской обороны создаются службы ГО: медицинская, противопожарная, радиаци- онной и химической защиты, убежищ и укрытий, охраны общественного порядка, материально-технического снабжения и др.
Силы гражданской обороны РФ состоят из войск гражданской обо- роны и гражданских организаций гражданской обороны.
К войскам ГО РФ относятся отдельные мобильные механизированные бригады, полки и батальоны, понтонно-переправочные батальоны, батальо- ны специальной защиты, отдельные вертолетные отряды, отряды радиаци- онной и химической разведки.
Основные задачи войск гражданской обороны в мирное время:
– накопление, размещение, хранение и своевременное обновление во- оружения, техники, других материально-технических средств, предназна- ченных для развертывания войск и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в мирное и военное время;
– участие в мероприятиях по предупреждению чрезвычайных ситуа- ций;