Файл: Реферат по дисциплине Теория Управления тема реферата Сущность методов управления персоналом и их значение для эффективной работы организации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Университет «Дубна»

(государственный университет «Дубна»)
Факультет Социальных и Гуманитарных Наук
РЕФЕРАТ


по дисциплине
«Теория Управления»

ТЕМА РЕФЕРАТА:


«Сущность методов управления персоналом и их значение для эффективной работы организации»






Выполнил: студент группы 1112

Науменко Екатерина Сергеевна

Дубна, 2023

Человечество в своем существовании не может не быть общностью, т. е. социальной организацией или системой, и не вести экономическую деятельность. Любой социум как сообщество людей, взаимосвязанных между собой определенным образом (семья, трудовой коллектив, население деревни, города, региона, страны), в своей экономической деятельности нуждается в управляющей организации, так как экономическая деятельность не может быть эффективной и созидательной, если она не целенаправленна и не имеет определенной структуры управления. Объединение интеллектуальных и физиологических возможностей людей и имеющихся в их распоряжении определенных ценностей позволяет более эффективно удовлетворять возникающие материальные и духовные потребности каждого человека. Таким образом, целенаправленный созидательный труд многих людей непременно требует своей организации. Созидательная деятельность людей, как и устройство общества, изучается многими науками, основными из которых являются экономика и социология. Экономика (от греч. éikos — дом, nomos — закон — буквально правила ведения домашнего хозяйства) занимается вопросами: что конкретно, как, когда и для кого делают люди, чтобы удовлетворить реально существующие потребности в виде спроса на товары и услуги. Само поведение людей в группах и сообществах изучает социология. Все количественные и качественные характеристики любого социума социология рассматривает в динамике их взаимоотношений. Деловые взаимоотношения, как правило, превалируют в трудовой деятельности, закономерности которой во всех проявлениях — от производства товаров и услуг до их потребления человеком — рассматривает менеджмент. Из сказанного следует, что экономический и социальный аспекты менеджмента заслуживают особого внимания, так как нельзя организовать труд человека и коллектива, не зная ни того, ни другого. Поскольку производительный и целенаправленный труд имеет общественный характер, то любой объект управления в форме группы людей, коллектива, составляющего соответствующую организацию или их более крупное объединение, является социально-экономической системой. В то же время организация, управляющая деятельностью системы, являющаяся ее частью, рассматривается как субъект управления. Таким образом, под социально-экономической системой, требующей управления, мы понимаем определенным образом упорядоченную общность экономически и духовно взаимодействующих индивидов, обладающую интегративным качеством и потенциалом, не свойственными отдельному ее элементу.

Именно для удовлетворения потребностей человека возникают различные организации, производящие товары и услуги как на единоличной, так и на общественной основе. По своей сущности, содержанию и масштабам с точки зрения управления социальные системы рассматриваются на четырех уровнях.

Первый уровень — все международное сообщество со всем многообразием и внутренними противоречиями, управление которым осуществляется в децентрализованном режиме, с едиными требованиями и лишь на договорных началах.

Второй уровень — отдельные сообщества (государства, регионы, нации, сословия). В основе управления системой данного уровня лежат социально-экономические и политические организационные вопросы. Предметная область, например, государственного управления ограничена понятиями “государство”, “политика”, “организационно-хозяйственное регулирование”, “социальные вопросы” (здравоохранение, образование, культура). Следует подчеркнуть, что с точки зрения существа управленческой деятельности государственный менеджмент включает управление экономикой в целом, т. е. организацию и функционирование государственных (на федеральном уровне, уровнях субъектов Федерации и муниципальных) предприятий в их взаимосвязи.

Управление выступает как свойство системы, которая постоянно стремится сохранить структуру, развивать внутренние связи и на этой основе совершенствоваться.

Третий уровень — общественные и государственные структуры и организации, действующие в реальном секторе экономики. Управление в системе данного уровня предполагает специфические особенности деятельности данных организаций в определенных сферах со свойственными преимущественно только им структурами управления.

Четвертый уровень — начальные системы в форме предприятий, финансовых групп, хозяйственных объединений и их участков. Главная черта этого уровня — непосредственные межличностные контакты участников, работающих на один результат. Система управления на любом уровне должна соответствовать определенным требованиям, а именно:

  • между элементами системы (управляющей и управляемой подсистемами) должны быть установлены причинноследственные связи; эти подсистемы должны реагировать на изменения, что возможно лишь при наличии обратной связи; при ее отсутствии эффективность управления сводится к минимуму;

  • система управления должна быть динамичной, т. е. обладать способностью изменять качественное состояние;

  • управление должно осуществляться лишь при наличии в системе параметров, в случае воздействия на которые можно изменить течение процесса.

Из перечисленных уровней именно четвертый уровень нуждается в менеджменте по его сущности и определению. Структура социальной системы четвертого уровня включает в себя различные компоненты, основными из которых являются:

  • человек, социальные группы, слои общества;

  • орудия и средства, используемые в трудовой деятельности; — процессы как социального, так и экономического характера;

  • материальные, духовные и нравственные ценности, приобретенные в процессе деятельности и взаимоотношений. Как следует из определения, в социальной системе четвертого уровня человек является лишь ее частью, однако далеко не второстепенной.

Характерными особенностями управления социально-экономическими системами данного уровня выступают:

  • общая взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов;

  • подчинение единой цели функционирования;

  • упорядоченное исполнение своей роли каждой составляющей;

  • координация из единого центра управления;

  • наличие устойчивой обратной связи от объекта управления к субъекту;

  • непременный учет влияния и воздействия на систему внешней окружающей социальной и экономической среды.

Методы и средства планирования и организации деятельности фирмы представляют собой целый комплекс специфических, разнообразных и сложных задач тесного взаимодействия между отдельными подразделениями фирмы, требующих осуществления большого комплекса конкретных мероприятий. Естественно, эффективно управлять целым комплексом мероприятий один управляющий или даже группа управляющих не могут. Необходимо разделение деятельности организации на отдельные направления, в рамках которых функционируют определенные управленческие структуры. Подобные направления названы в административной школе управления А. Файоля функциями.

Функции:

  • Функция управления — это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, отражающими организацию работы определенного направления. В классической (административной) школе управления рассматриваются четыре основных (базовых) функции:

  • планирование (целеполагание) — постановка целей и разработка путей их достижения;

  • организация — функция управления, включающая вопросы разделения и кооперации труда исполнителей, в том числе создание организационных структур, делегирование полномочий, организация взаимодействия;

  • мотивация труда (стимулирование деятельности) — настройка людей на поведение, способствующее их эффективной деятельности в соответствии с целями организации;

  • контроль — получение информации о ситуации, полноте и качестве выполнения заданий, факторах, влияющих на эффективность деятельности организации.

Сами по себе функции управления не могут иметь самостоятельного, абсолютного значения. Управленческая деятельность представляет собой выполнение поставленных задач с единым пониманием цели и способов ее достижения, а, следовательно, с обеспечением тесной взаимосвязи между функциями. Сфера управления как реализация основных функций охватывает, как правило, не только планирование и организацию производства, но и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), сбыт, финансы, коммуникации, трудовые ресурсы и т. д., т. е. все стороны обширной деятельности фирмы (компании) по выполнению задач или достижению поставленных целей. Круг проблем, решаемых управленческой деятельностью в плане реализации основных функций, можно свести к следующему. Прежде всего определяются конкретные цели развития, выявляется их приоритетность, очередность и последовательность решения. На этой основе разрабатываются хозяйственные задачи, определяются основные направления и пути их решения, вырабатывается система мероприятий, позволяющая решить проблемы, определяются необходимые ресурсы и источники их обеспечения. Все это составляет основу перспективного и оперативного (текущего) планирования и, следовательно, служит конкретной базой организаторской работы управленческого аппарата как по обеспечению необходимых условий, так и по непосредственному выполнению подчиненными поставленных задач. Основополагающее значение среди функций управления имеет функция планирования, отражающая конечные цели организации и способы их достижения. Однако осуществление планов невозможно без соответствующей структуры, осуществляющей организацию производства и сбыта продукции или услуг, без укомплектования кадрами специалистов всех отделов и служб, без стимулирования их труда и контроля хода реализации намеченных планов. Нельзя не подчеркнуть, что развитие и реализация каждой из функций управления обусловливаются влиянием объективных факторов. Будучи частью общей системы управления, каждая из функций должна совершенствоваться в направлении, предопределяемом общими целями и задачами функционирования и развития фирмы в конкретных социально-экономических условиях. Это означает, что к изучению (определению) сущности и содержания функций управления нельзя подходить с чисто формальной стороны; необходимо выявлять и анализировать все изменения, происходящие в сфере управленческой деятельности. Многие изменения факторов влияния как внутренней, так и внешней среды организации, отражают глубинные процессы, происходящие в экономике. Функции управления проявляются наиболее полно в условиях системного, комплексного подхода к организации деятельности и развития фирмы, применения целевого управления и создания программно-целевых структур, позволяющих отслеживать каждый пункт оперативных и перспективных планов по содержанию и срокам исполнения. Повышение уровня централизации в управлении объединениями предпринимательских структур на современном этапе предполагает дальнейшее развитие таких функций управления, как внутрифирменное планирование, организация и контроль производственной деятельности всех подразделений фирмы. Видоизменяясь, эти функции оказывают влияние и на централизованное управление, которое приобретает новые черты и свойства, требующие детального и комплексного изучения. Централизованное управление исходит из необходимости проведения в рамках фирмы глобальной хозяйственной политики, предусматривающей, в частности, разработку общих задач и согласование действий всех подразделений с целью их своевременного и качественного решения. Поэтому в процессе реализации указанных выше функций важную роль играет их тесная увязка с функциями низового звена управления, т. е. производственных отделений и дочерних компаний, что и обеспечивает эффективную деятельность организации в целом.

Функция планирования выступает в менеджменте по отношению к другим функциям управления определяющей. Это, конечно, не означает, что планирование важнее, например, функции организации. Все функции необходимы и важны, однако планирование задает общие направления работы, и его ошибки сказываются на всей деятельности фирмы, а не только на ее отдельных частях.

Следовательно, планирование — функция особо значимая и ответственная, так как в ее основе лежит процесс целеполагания. Планирование в общем понимании — это постановка целей и разработка путей их достижения. Приведенное определение показывает, что планирование представляет собой две стороны одной медали. Попытки теоретиков рассматривать постановку целей отдельно от разработки путей реализации этих целей были отвергнуты практикой. Действительно, разделение постановки целей и разработки методов их достижения нельзя считать правомерным, поскольку ставить цель, не думая о возможности ее реализации, нельзя, так как весьма велик риск назначения цели, требующей огромных затрат для ее достижения, а то и вовсе невыполнимой в данных условиях. Необходим системный подход к планированию, при котором цель и средства ее достижения рассматриваются в едином комплексе. Планирование — не только управленческая, но и исполнительская функция, так как сам процесс планирования способствует поиску нового, лучшего, более совершенного и целесообразного. Кроме того, планирование стимулирует выбор альтернативных подходов к решению разнообразных задач и адекватных ответов на непредвиденные обстоятельства. Поэтому квалифицированный менеджер, будучи профессионалом в сфере управления, обязан овладеть принципами и техникой планирования. Что же позволяет планирование на практике? Конечно же, очень многое! а именно:

  • не упустить важные моменты;

  • избежать грубых ошибок;

  • выбрать оптимальную схему действий;

  • минимизировать затраты времени и средств;

  • заранее учесть внешние и внутренние факторы влияния;

  • правильно расставить исполнителей, отдельных специалистов и подобрать необходимую организационную структуру;

  • организовать рациональный контроль.

Основанием для планирования, как правило, служат анализ исходной ситуации и прогноз развития событий. Анализ исходной ситуации необходим, с одной стороны, для реальной оценки возможностей, а с другой — для составления прогноза развития событий. План как схема предполагаемой работы ориентирован на будущее — ближайшее и дальнее. Будущее характеризуется тем большей неопределенностью, чем больше плановый период. Прогноз может быть основан как на экстраполяции, так и на интуиции специалистов. Отправным пунктом прогноза служит фактическая ситуация и те законы или тенденции, в соответствии с которыми она меняется. Интуиция, в отличие от научного прогноза, базируется на информации, хранящейся в памяти, но явно не осознаваемой.

Таким образом, интуиция — это неосознанный прогноз, и прибегать к подобному методу оценки ситуации будущего следует лишь тогда, когда никакая экстраполяция невозможна. Результатом планирования является документ, называемый планом. В зависимости от объема и содержания под планом в широком смысле понимают установленные цели и перечень разработанных способов и путей их достижения, в узком — перечень намеченных дел или график работы. Все зависит от рода деятельности фирмы и ее размеров. Однако основные принципы и формы планирования для всех фирм остаются неизменными. В зависимости от значимости поставленных целей и сроков их реализации планы подразделяются на стратегические и тактические. Стратегические планы посвящены, главным образом, наиболее общим целям организации, в первую очередь — ее миссии и другим важнейшим целям, в том числе прибыли на длительную перспективу. Планы достижения частных целей меньшей значимости, обеспечивающих осуществление стратегии, называются тактическими. Создание таких планов является тактическим (оперативным, текущим) планированием. Приблизительная оценка срочности планов такова: краткосрочные (оперативные) — планы составляются на срок от одного дня до недели, среднесрочные — от двух недель до шести месяцев, долгосрочные — от шести месяцев до пяти лет, перспективные — свыше пяти лет. Особую роль в планировании занимает целеполагание (постановка целей). Неправильно поставленные цели не только снижают эффективность функционирования организации, но иногда становятся истинной причиной ее гибели.

Цель — это предмет стремления, конкретное состояние или желаемый результат, к которому следует стремиться. По временным и пространственным характеристикам различают: отдаленные, близкие, непосредственные и сосредоточенные, или распределенные (по времени), цели; а по месту в иерархической системе целей — общие и частные, промежуточные и конечные. Цели устанавливаются на основе принятой системы ценностей. В этом смысле ценности первичны, цели — вторичны. Речь идет о том, что выбирается в качестве приоритета, — прибыль или удовлетворение потребностей других людей, т. е. ориентировка на себя или на общество. Выше об этом уже говорилось. Здесь лишь подчеркнем, что это важная посылка для определения миссии организации. Эффективность целеполагания определяется как отдача, которая приходится на единицу ресурса, затрачиваемого для достижения цели. Но цель обычно бывает не одна. Как правило, действительность вынуждает стремиться достигать множество целей, увязанных в иерархическую систему соподчинений и взаимовлияний, именуемую деревом целей. Частные цели обеспечивают достижение главных целей и по отношению к последним выступают как средства. Эффективность целеполагания зависит во многом от взаимной увязки целей. Иногда частные цели могут быть противоречивыми. Например, стремление к большему удовлетворению материальных потребностей работников неизбежно ведет к уменьшению прибыли. Нововведения, осуществленные ради достижения высокой эффективности в будущем, нарушают стабильность работы, снижая эффективность сегодня. Подобные примеры можно было бы продолжить, однако из приведенного выше становится понятным, что целеполагание требует глубокого анализа возможных противоречий и грамотного выбора приоритета. Эффективное планирование требует соблюдения определенных принципов, важность которых просматривается из их формулировок. Основные принципы рационального планирования:

  • План — не догма, а руководство к действию. Он может и должен корректироваться в процессе выполнения. Выполнение плана любой ценой всегда ведет к убыткам, а иногда и к более плачевным последствиям.

  • Объективность, достоверность и реализм плана не должны вызывать сомнений, а вслед за ними — неуверенности в его выполнении.

  • Планирование должно быть процессом перехода от общего к частному, а не наоборот.

  • Любой план должен предусматривать определенные резервы, минимально необходимые для нейтрализации непредвиденных факторов, снижающих эффективность.

  • Сроки, упомянутые в плане, должны быть как можно меньше, если имеет место высокая нестабильность ситуации.

  • План на долгосрочный период не должен иметь излишнюю детализацию; частные пункты плана всегда будут выполнены с отклонениями из-за неопределенностей отдельных положений прогноза.

  • Живучесть плана зависит от качества его проработки; корректировка плана не должна изменять его главной сути. Из приведенного выше перечня принципов следует, что планирование — это творческий процесс, требующий знаний, умений и опыта работы в этом направлении.

Важной функцией управления является функция организации, которая заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями фирмы, определении порядка и условий функционирования фирмы. Функция организации реализуется двумя путями: через административно-организационное и оперативное управление. Административно-организационное управление предполагает определение структуры фирмы, установление взаимосвязей и распределение функций между всеми подразделениями, предоставление прав и установление ответственности работников аппарата управления. Оперативное управление обеспечивает функционирование фирмы в соответствии с утвержденным планом. Оно заключается в периодическом или непрерывном сравнении фактически полученных результатов с результатами, намеченными планом, и в последующей их корректировке. Оперативное управление тесно связано с текущим планированием. Организационная структура предусматривает распределение функций и полномочий по принятию фирмы решений между руководящими работниками фирмы, ответственными за деятельность структурных подразделений. Основные проблемы, возникающие при разработке структур управления:

  • установление правильных взаимоотношений между отдельными подразделениями, что связано с определением их целей, условий работы и стимулирования;

  • распределение ответственности между руководителями;

  • выбор конкретных схем управления и последовательности процедур при принятии решений; организация информационных потоков;

  • выбор соответствующих технических средств.

Совершенствование организационной структуры управления предполагает уточнение функций подразделений, определение прав и обязанностей каждого руководителя и сотрудника, устранение многоступенчатости, дублирования функций и информационных потоков. Основной задачей здесь является повышение эффективности управления. Организационная структура направлена прежде всего на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями фирмы, распределение между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования к совершенствованию систем управления. Организационные структуры управления промышленными фирмами отличаются большим разнообразием и определяются многими объективными факторами и условиями. К ним могут быть отнесены, в частности:

  • размеры производственной деятельности фирмы (средняя, мелкая, крупная);

  • производственный профиль фирмы (специализация на выпуске одного вида продукции или широкой номенклатуры изделий различных отраслей);

  • характер выпускаемой продукции и технология ее производства (продукция добывающих или обрабатывающих отраслей, массовое или серийное производство);

  • сфера деятельности фирмы (ориентация на местный, национальный или внешний рынок);

  • масштабы заграничной деятельности и формы ее осуществления (наличие дочерних предприятий за границей, в том числе производственных, сбытовых и др.);

  • характер монополистического объединения (концерн, финансовая группа).

Организационная структура фирмы и ее управление не являются чем-то застывшим, они постоянно изменяются, совершенствуются в соответствии с изменяющимися условиями. На современном этапе идет формирование таких структур управления, которые наиболее полно отвечают сложившимся принципам и функциям управления. Важнейшими факторами, вызывающими необходимость проведения структурной перестройки компаний, являются:

  • Ускоренная разработка новых видов продуктов под воздействием научно-технического прогресса в условиях обостряющейся конкуренции.

  • Интенсивное внедрение наиболее передовых технологий.

  • Систематическое внедрение новых методов организации и управления производством на базе активного использования компьютерной техники.

Выделяются следующие основные направления перестройки организационных структур управления:

  1. В принципах управления: периодическое изменение соотношения между централизацией и децентрализацией в управлении в связи с изменением стратегических приоритетов, активизацией или ослаблением эффективности взаимодействия между подразделениями; усиление программно-целевого управления для консолидации ресурсов компании на наиболее передовых направлениях научно-технических исследований или на разработке и выполнении крупномасштабных проектов, требующих объединения специалистов одного профиля в одном подразделении.

  2. В аппарате управления:

  • перегруппировка подразделений, изменение взаимосвязей между ними, характера взаимодействия, распределения полномочий и ответственности;

  • реорганизация внутренних структур в результате поглощения других фирм или продажи производственных предприятий;

  • выделение в самостоятельные хозяйственные подразделения программно-целевых проектных групп венчурного характера или создание на их базе новых подразделений;

  • изменение характера межфирменных связей путем частичного взаимопроникновения, участия в акционерном капитале;

  • усиление интеграции формально независимых небольших компаний в научно-производственные комплексы крупных корпораций;

  • активная реорганизация научно-производственных комплексов наукоемких отраслей, создание в аппарате управления все большего числа промежуточных управленческих звеньев — специализированных подразделений, курирующих производственные подразделения, в которых не растут объемы продаж продукции и прибыль и у которых возникают проблемы взаимодействия с другими хозяйственными подразделениями и административными службами.

  1. В функциях управления:

  • совершенствование стратегического планирования и прогнозирования, опирающегося на разработку долгосрочной экономической и технической политики;

  • усиление контроля за качеством продукции на всех этапах — от разработки продукции до ее серийного выпуска;

  • придание приоритетного значения информатике и экономическому анализу деятельности фирмы на основе совершенствования учета и отчетности, всестороннего применения электронно-вычислительной техники;

  • придание большего значения вопросам производства и управления персоналом;

  • привлечение работников к участию в акционерном капитале фирмы путем приобретения акций, решения вопросов на заседаниях совета директоров и правления;

  • поощрение работников за разработку новых идей в области совершенствования технологии производства, создания и внедрения новой продукции;

  • усиление внимания к социально-психологическим аспектам управления;

  • усиление внимания в области маркетинговой деятельности к разработке мероприятий, форм и методов достижения результатов, намечаемых в программе маркетинга по продукту и по производственному отделению;

  • усиление хозяйственных взаимосвязей с другими подразделениями компании и с функциональными службами.

  1. В хозяйственной деятельности:

  • изменение технологического процесса;

  • применение гибких автоматизированных технологий, широкое использование роботов, станков с числовым программным управлением;

  • углубление межфирменного сотрудничества на международном уровне в области специализации и кооперирования производства, выполнения крупных совместных научно-производственных программ и соглашений об экономическом и научно-техническом сотрудничестве;

  • создание совместных производственных предприятий не только в области разработки природных ресурсов развивающихся стран, но и в наукоемких перспективных отраслях развитых стран.


Мотивация исполнителей

В теории менеджмента принято рассматривать в качестве одной из функций управления мотивирование труда. На самом деле задачей управляющих структур является не столько мотивирование труда, сколько стимулирование трудовой деятельности (т. е. как, с каким энтузиазмом и производительностью он трудится). Поскольку первопричиной трудовой деятельности выступает именно мотивация, рассмотрим ее суть более подробно. Под мотивацией понимают совокупность причин психологического характера, вызывающих внутреннее чувство человека, формирующее направленность его мыслей, поведения и действий. Мотивация труда, как правило, связана с внутренним побуждением человека к удовлетворению его потребностей как биологического существа и как субъекта социальных отношений посредством трудовой деятельности. Внутреннее побуждение к деятельности по удовлетворению потребностей может быть выражено как в форме инстинкта, т. е. неосознанного проявления, так и осознанной необходимости определенных действий.

Трудовая деятельность — осознанное внутреннее побуждение к удовлетворению определенной потребности в результате труда. Таким образом, в основе мотивации лежит простой вопрос: почему человек трудится? Чтобы заработать на хлеб насущный или потеплее и красивее одеваться в соответствии с модой? А может быть, чтобы иметь хорошее жилье, дачу, машину, или власть, влияние и т. д.? Ответы на поставленные вопросы, к сожалению, не лежат на поверхности и не являются простыми. С точки зрения менеджмента, работодателю небезразлично почему, зачем, ради чего, с какой целью, а, следовательно, и как человек трудится. Принимая во внимание индивидуально-психологические особенности личности, менеджеру важно вовремя увидеть и понять:

  • чем живет человек;

  • что его волнует;

  • чего он хочет, чего добивается

  • что ему предложить, чтобы результат его деятельности в максимальной степени удовлетворял какую-то его насущную потребность.

Положение, что в основе трудовой деятельности лежит чувство побуждения индивида к удовлетворению потребностей, общепризнанно. Однако потребности людей в общем плане безграничны. Более того, как только человек удовлетворяет одни потребности, у него тут же возникают другие. Процесс этот не ограничен в многообразии на протяжении всей сознательной жизни человека. Нельзя при этом не отметить, что особенностью этого процесса является то, что удовлетворенные потребности не воздействуют на мотивацию. Достигнутое и полученное не вызывает побуждения к действию, а лишь становится опытом и примером, который следует учесть.

Человека побуждают к действию лишь неудовлетворенные потребности. Как классифицировать эти потребности? В чем их главное содержание? Единого мнения по этим вопросам нет.

Есть целый ряд теорий, пытающихся ответить, что такое потребности и какова их типизация. Отдельные из них рассмотрим несколько подробнее. То, что мы сейчас знаем о потребностях и мотивации, впервые было рассмотрено и сформулировано, как это было отмечено ранее, А. Маслоу, который проанализировал и выделил главные элементы мотивации в основополагающей теории, посвященной проблеме потребностей. По теории Маслоу, потребности человека имеют определенную иерархию. В перечне главных (основных) потребностей фигурируют:

  1. Физиологические потребности. Физиологические потребности являются наиболее важными для существования человека: должно быть достаточно воздуха, еды, воды для биологического функционирования.

  2. Безопасность и защищенность. Подобно физиологическим потребностям, потребность самосохранения является базовой. Если у нас достаточно воздуха, еды, воды, мы ищем убежища и условий для защищенности. Выживаемость работника зависит от организации, где он получает заработную плату. Следовательно, решения руководства, которые представляются служащему спорными или непоследовательными, создают угрозу одной из самых сильных и наиболее важных человеческих потребностей.

  3. Социальные (вторичные) потребности. Если удовлетворены физиологические потребности и потребности, связанные с самосохранением, социальные потребности становятся важнейшими мотиваторами. Главными из них являются потребности принадлежать к какому-либо коллективу, быть любимым, быть понятым и быть принятым. Когда человека лишают любви и общественных отношений, большинство людей чувствуют эту нехватку так же остро, как голодающий чувствует нехватку пищи.

  4. Потребность в уважении. Потребность в признании, уважении, получении определенного статуса, продвижении по службе становится мотиватором человеческой деятельности.

Маслоу выделяет два типа потребностей в признании и уважении: потребность в признании со стороны других людей и потребность в самопризнании. Самопризнание включает уверенность в себе, знание и чувство независимости. Оценка другими включает репутацию, статус, признание и уважение, т. е. социальную значимость личности.


  1. Потребность в самореализации. Самореализация — это состояние человека, когда он удовлетворен собой вследствие достижения большинства поставленных им целей. А. Маслоу не определяет детально самореализацию, но указывает, что достигший ее человек считает, что он реализовал свой потенциал. Совершенно очевидно, что такое суждение является глубоко индивидуальным. Для одних самореализация — достичь успеха в бизнесе, для других — вырастить детей крепкими и здоровыми, для третьих — создать произведения искусства и т. д.

Описанная А. Маслоу теория мотивации является динамической моделью. В процессе того, как индивидуум растет и развивается, у него меняется иерархия ценностей. Нет людей с абсолютно установившимися потребностями. Базовые идеи А. Маслоу, отмеченные выше, подвергались неоднократной доработке как самим автором, так и другими исследователями. Однако положение А. Маслоу о том, что уровни в иерархии потребностей непостоянны и границы между ними размыты, остается неизменным. Некоторые ученые позже внесли в теорию мотивации разновидности концепции и взглядов А. Маслоу. Так, американский психолог Фредерик Герцберг (род. 1923) рассмотрел теории А. Маслоу сквозь призму удовлетворения работой. Им было выделено четырнадцать факторов, влияющих на отношение к работе: признание, достижение возможности роста, заработная плата, межличностные отношения, технический контроль, факторы ответственности, политика компании и администрирование, условия работы, содержание и характер работы, факторы личной жизни, статус и защищенность на работе.

Действительно, внимательный анализ перечисленных факторов показывает, что каждый из них в какой-то мере, а отдельные — в значительной, выступают или в стимулирующей, или в дестимулирующей роли в трудовой деятельности любого исполнителя. Позднее к указанным выше потребностям и факторам влияния американским экономистом Дэвидом МакКлелландом были сделаны существенные дополнения. МакКлелланд особо выделяет:

  1. Потребность во власти (воздействовать на других).

  2. Потребность в успехе (видеть, ожидать результат и стремиться к нему).

  3. Потребность в причастности к значимому делу (участие в интересном деле, принадлежность к группе, оказание помощи другим). Данные потребности, естественно, отражают определенные стороны личности и имеют большое значение. Так, например, люди с сильной потребностью во власти более пригодны для руководящей работы, они имеют ярко выраженные организаторские способности, способны к проявлению инициативы и т. д.


Заслуживает внимания и так называемая модель Портера — Лоулера, составляющими которой в плане потребностей выступают:

  1. Восприятие процесса труда.

  2. Затраченные усилия.

  3. Полученный результат.

  4. Степень удовлетворенности трудом.

Данная модель признается в настоящее время лучшей основой для понимания процесса мотивации и создания условий, стимулирующих деятельность исполнителя. И, наконец, нельзя не отметить разработки Томаса Питерса и Роберта Уотермана, в основу которых положено утверждение о том, что если компания работает эффективно, то ее работники обязательно имеют высокую мотивацию.

Эффективность работы компании, по мнению данных авторов, оценивается следующими факторами:

  1. Склонностью к действиям. Поддерживается всякая деятельность в интересах дела.

  2. Близостью к клиентам. Клиентам гарантируются высокое качество, услуги и надежность.

  3. Автономностью и предприимчивостью. Поддерживаются лидеры и новаторы на всех уровнях.

  4. Производительностью, выражаемой через квалификацию сотрудников. Всегда поддерживается рост квалификации сотрудников и развитие технологий. Например, девиз компании IBM — “Уважение к личности”, а компании ITT — “Каждый работник является источником идей, а не парой рабочих рук”.

  5. Участием в экспериментировании, ориентацией на высокие ценности.

  6. Упрощенной структурой, минимальным штатом. Организационные структуры должны быть максимально просты, а штат сотрудников — не раздут.

  7. Сочетанием свободы и жесткости. Должна допускаться автономия на всех уровнях при разработке новой продукции, но выдерживаться жесткая позиция относительно ценностей, которые считаются принципиальными.

Заметим, что упомянутые теории не противоречат, а лишь взаимно дополняют друг друга, отражая многогранность и нестандартность самого процесса мотивации и предопределяя необходимость комплексного подхода к решению этой проблемы. Что касается отечественных разработок, то под влиянием господствовавшей в СССР идеологии учеными рассматривались модели мотивации, отвечающие схеме социалистической системы. Так, в научной литературе и учебниках советского времени мотивация сознательной деятельности человека также представлялась как удовлетворение потребностей. При этом среди потребностей отмечались три составляющих: материальная, социальная и духовная. Результаты социологических исследований представлялись, как правило, таким образом, что доля каждой потребности составляла в общей мотивации примерно одну треть, т. е. считалось, что советский человек в равной степени нуждается в удовлетворении материальной, социальной и духовной потребностей. Если рассуждать, не связывая себя никакими постулатами, вначале следует подчеркнуть, что целенаправленная и сознательная деятельность личности подчинена естественному требованию удовлетворения жизненных потребностей. Сразу же заметим, что чисто материальная потребность (так называемая базовая) представлена достаточно малой долей, поскольку, как справедливо замечено Д. МакКлелландом,