Файл: Доклад Этноэкологическое воспитание на уроках биологии и во внеурочное время.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки РБ
Селенгинское РУО
ГОУ «Новоселенгинская школа-интернат
среднего (полного) общего образования»
Районная научно-практическая конференция
«Развитие педагогического потенциала
как фактор обновления качества образования"
Доклад
«Этно-экологическое воспитание на уроках
биологии и во внеурочное время»
Выполнила: Дугаржапова Туяна Дашицыреновна
учитель биологии 1К
с. Новоселенгинск - 2010
Содержание
Введение
Глава I. Теоретические основы этно-экологического образования и воспитания.
-
Основы формирования этно-экологического образования и воспитания в общеобразовательных учреждениях.
Глава II. Приемы и методы этно-экологического воспитания.
2.1. Этно-экологическое обучение и воспитание на уроках биологии.
2.2. Этно-экологическое воспитание во внеурочное время.
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Сегодня трудно найти человека, которого не волновало бы будущее нашей планеты. К главной проблеме, волнующей наше общество, относится охрана и сохранение окружающей среды, физическое и духовное здоровье людей. Одна из причин такого положения - забытые традиции народа, неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу. Экологическая ответственность на прямую связана с экологическим воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленное последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. Соблюдение моральных требований, связанных с отношением к природе, предполагает развитую убежденность, а не страх за возможное наказание и осуждение со стороны окружающих.
«В соответствии с Программой мероприятии по реализации Концепции экологического образования и воспитания подрастающего поколения, утвержденной постановлением Кабинета Министров РФ от 3 февраля 1997 года за №137, Министерства образования культуры и здравоохранения РФ и Министерства экологии и природных ресурсов РФ утвердили национальную программу экологического образования, в которой приняты во внимание общие принципы экологической политики в области экологического образования, выработанные ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП и другие, определены собственные специфические периоды роста и развития системы экологического образования и воспитания. Среди многочисленных проблем особое место занимают углубление и расширение комплексных экологических знаний учащихся средних школ.
Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у школьников.
Сложившаяся в настоящее время система школьного и внешкольного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры. Конструктивным принципом при осуществлении обучения и воспитания является этно-экологическое воспитание, то есть воспитание учащихся традициями своих родителей, прародителей, предков, обычаями родного народа. Ведь мир народной культуры открывает детям нравственные ценности бурятского народа: трудолюбие, милосердие, толерантность, любовь к природе и родной земле. Воспитание экологически грамотных детей дает надежду на изменение экологической обстановки к лучшему. Окружающей детей мир чрезвычайно разнообразен и многолик и наша задача помочь детям установить с ним гармоничное отношение, акцентировать их внимание на красоте и многообразии природы, необходимости бережного отношения к ее обитателям.
Целью данной работы является определение основ этно-экологического образования и воспитания, анализ и обобщение многообразия форм и методов, используемых в практической деятельности.
В условиях современной ситуации важна экологизация системы образования и воспитания. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.
Включение ценностей и традиций бурятской культуры в процесс обучения и воспитания школьников дает возможность решить следующие цели и задачи:
-
формирование этно-экологического мышления на основе понимания взаимосвязей в природе и обществе; -
формирование системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности; -
воспитание потребностей поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни; -
овладение целевым анализом экологических ситуаций; -
создание условий для саморазвития ребенка как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности; -
содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию патриотизма, гражданственности и реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с традициями и обычаями своего народа; -
овладение основами этно-экологической педагогики и психологии, реализация лучших традиций народной педагогики и на этой основе приобщение детей к культуре предков.
С целью реализации данных задач используется краеведческий материал, метод проектов, исследовательский подход, ИКТ, такие формы уроков и внеклассных мероприятий, как уроки-путешествия, уроки-экскурсии, уроки-викторины, уроки - КВН, интегрированные уроки, защита творческих проектов, экологические театрализованные представления, экологические праздники, утренники, народные игры, игры-аукционы.
Обобщение материала области этно-экологического воспитания учащихся на уроках биологии и во внеурочное время ставит перед собой следующие задачи:
-
Рассмотреть теоретические аспекты этно-экологического воспитания, исходя из его целей, методов, технологий; -
Проанализировать практический опыт по этно-экологическому воспитанию учащихся на уроках и во внеурочное время; -
Дать конкретное описание технологий этно-экологического обучения и воспитания;
Можно выделить пять аспектов этно-экологического обучения и воспитания:
-
Аксиологический – обращение учащихся к высшим ценностям народной культуры; -
Гносеологический – включение учащихся в процесс познания ценностей народной культуры; -
Когнитивный – познание через призму высших ценностей самого себя и своих возможностей; -
Ориентационный – выявление главного в этно-экологической ориентации ребенка, его отношение к природе, миру, людям и самому себе; -
Результативный - механизм становления человеческого «Я».
Итак, главная цель этно-экологического воспитания заключается во включении учащихся в процесс осознания и переживания ценностей народной культуры в качестве потребностей личности ребенка, субъективно значимых, устойчивых жизненных ориентиров на основе лучших традиций русской культуры, экологических фактов. Реализация этой цели включает в себя ряд признаков воспитания:
-
Целенаправленность; -
Процесс взаимоотношения педагога и ученика; -
Создание воспитательной среды; -
Содержание воспитания; -
Творческий характер воспитания;
Создается механизм, в котором уроки и внеклассные мероприятия становятся источником этно-экологического воспитания. Для достижения этой цели используются три канала в рамках существующей образовательной системы:
-
Через самого педагога;
-
Через историко-краеведческий материал родного края; -
Через форму подачи материала.
-
В широком смысле надо стремиться к включению всех этих каналов на уроке. В узком смысле моя задача сводится к пробуждению в учениках желания самосовершенствоваться, что особенно ярко проявляется в их отношениях.
Глава 1. Теоретические основы экологического воспитания
1.1 Основы этно-экологического образования и воспитания
в общеобразовательных учреждениях
Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь. Обычно под «экологическим воспитанием» понимают воспитание любви к природе. В формировании мировоззрения личности важную роль играет окружение ребенка, социальная и культурная среда, а также его особенный взгляд на все с самого раннего возраста.
Формирование личности, ее социализация связаны с социальным воспитанием. Эта забота общества о своем подрастающем поколении. Социальное воспитание связано с образованием, просвещением, обучением и самообразованием ребенка. На ребенка в процессе формировании личности влияют:
-
Природа и родной язык; -
Общение в семье, в школе, окружающая среда; -
Его деятельность; -
Средства массовой информации, искусство, литература; -
Образ жизни самого ребенка, его стремления, планы, роль, которые он выполняет в микросреде.
В исследованиях психологов и педагогов разработаны основные принципы социального воспитания.
-
Принцип природосообразности, – изучение задатков и способностей ребенка и содействие в их развитии. -
Принцип гуманности основан на признании индивидуальности каждого ребенка. -
Принцип социальной ответственности общества за реализацию человека в творчестве, приобретении знаний, удовлетворение в общении.
В настоящее время каждый человек, не зависимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен. Только в этом случае он сможет реально оценивать последствия свой практической деятельности при взаимодействии с природой. Если в деле экологического образования и просвещения уже многое что начато, и самое главное, делается, то, в отношении экологической культуры мало что предпринято. Возможно, это объясняется и трудностью точного определения, что же такое «экологическая культура». В самом общем виде можно сказать, что «экологическая культура» это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.
Экологически культурная личность должна иметь экологические знания по основным разделам экологии и экологии родного края (краеведению), то есть:
-
Иметь правильное определение и характеристику терминов и понятий, широко используемых в современной экологии: экология, биосфера, ноосфера, природопользование, естественные (природные) ресурсы и т.д -
Знать организации, движения и общества, которые занимаются природоохранной деятельностью: Всемирный фонд дикой природы, Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Гринпис и другие; -
Знать природу своего родного края, а именно: -
Местные природные условия -
Природные особенности, реки и водоемы, ландшафты, типичные растения, и животных, климат и т.д. и т.п.; -
Местные, охраняемые природные объекты; -
Животных местной фауны; -
Местных птиц; -
Видов рыб местных водоемов; -
Лекарственные растения местной флоры; -
Памятники культуры и искусства местного и республиканского значения.
Экологически культурная личность обладает экологическим мышлением, то есть уметь правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности. Экологическое поведение личности в быту, в процессе производственной деятельности, на отдыхе и др. должно быть экологически оправданным и целесообразным.
Экологически культурная личность при познании природы и общении с ней через свои чувства (восхищение, радость, удивление, умиление, гнев, возмущение, сострадание и др.) переживает свое отношение к ней и стремится сохранить дикую природу, проявляя тем самым любовь к миру природы.
Чувство любви к природе формируется через восприятие мира природы, что включает эстетический уровень восприятия природы; отзывчивость на жизненные проявления природных объектов; эстетическое освоение природы; познание мира природы с обработкой получаемой информации; практическое взаимодействие с миром природы. Личность, обладающая всеми компонентами экологической культуры, при общении с природой может дать психологическую и эмоциональную оценку ее восприятия, вызывая у себя определенные чувства по отношению к миру природы (положительные, отрицательные, нейтральные) и, тем самым, воспитывая у себя любовь к природе. Для того чтобы у экологически культурной личности возникли определенные чувства по отношению к миру природы, необходимо воздействие на него как отрицательных, так и положительных естественных реакций (факторов) мира природы.