Файл: Доклад Этноэкологическое воспитание на уроках биологии и во внеурочное время.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Чувства экологически культурной личности под воздействием природы определяют направление и характер формирования экологического мышления и поведения и делают внутренне более содержательными экологические знания. Все компоненты экологической культуры между собой тесно взаимосвязаны и как их формирование, так и существование невозможно друг без друга. У личности обладающей экологическими знаниями, мыслящей и действующей экологически целесообразно, проявление чувства любви к природе гораздо глубже и прочнее.

Человек познает мир на протяжении всей своей жизни. В созидании целостности личности, культуры окружающего мира огромную роль играет образование. Особенностью экологического образования было то, что оно появилось ввиду жизненной необходимости всех людей на планете. Сластенин Ц.А. отмечает, что «экологическое образование - это не часть образования, а новый смысл и цель современного образованного процесса – уникальное средство сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации». Цель экологического образования – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей оптимизации, активная деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств.

Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды.

Социализация личности – это поведение в быту, способность к творчеству, восприятие культуры своего народа. Этнопедагогика, т.е. народная педагогика, способствует развитию личности, усваивающей социальные нормы, ценности, опыт, собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в сказках, пословицах, поговорках, баснях и их значение в передаче нравственного опыта подрастающему поколению.

В народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура.

Известно, что этно-экологическое воспитание является одним из главных направлений и в становлении социальной личности ребенка. Существуют пять принципов воспитания, определены условия их реализации и названы правила осуществления практической педагогической деятельности в соответствии с этими принципами:


  • Принцип гуманистической ориентации воспитания требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность.

  • Принцип социальной адекватности воспитания предполагает формирование у детей готовности к реализации социальных задач.

  • Принцип индивидуализации воспитания учащихся предусматривает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, включение ребенка в различные виды деятельности с учетом его особенностей, раскрытие потенциалов личности.

  • Принцип социального закаливания детей предполагает включение воспитанников в ситуации, требующие волевых усилий для негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, выработки социального иммунитета.

  • Принцип создания воспитывающей среды требует создания в учебном заведении отношений, которые способствовали бы становлению социальной личности школьника.

У всех народов много обычаев и традиций, природоохранного направления, вся духовная культура бурятского народа направлена на почитание и уважительное отношение к природе. Родной земле. Этно-экологическое воспитание является педагогическим компонентом становления социальной личности, ее нравственной стороны. Социальная личность - это нравственно воспитанная личность, включающая в себя единство нравственных знаний, чувств, поведения, в котором выражена система отношений человека к человеку, семье, окружающему миру. В становлении социальной личности школьника особое значение имеет непрерывное накопление знаний о нравственности, потому что его жизненный опыт невелик. Накопление знаний о положительных качествах личности и адекватном поведении составляют основу для выработки убеждений. Нравственные понятия переходят в убеждения человека в том случае, если они сливаются с другими сторонами сознания – с чувствами и волей. При формировании нравственных убеждений учащихся, я опираюсь на уже сложившийся жизненный опыт школьников, и на опыт, который появляется у учащихся в процессе разнообразной деятельности. Чем богаче жизненный опыт учащихся, тем глубже, полнее усваиваются понятия нравственного воспитания. Инструментом для вовлечения детей в познавательную деятельность служат разнообразные задачи и задания - вопросы, упражнения, проекты, игры, викторины, деятельность с выполнением социальных ролей.



Несомненно, что преобладающую роль играют задания, отражающие экологические взаимодействия в природной среде (например, приспособленность живых организмов к среде обитания), поскольку они отвечают интересам ребенка. Неоценимую помощь в этом процессе оказывает обращение к фольклору как неиссякаемому источнику мудрости народа в его отношениях с природой. Ведь истоки экологической культуры берут свое начало в многовековом опыте народа – в традициях ответственно – бережного и любовного отношения к природным богатствам родной земли. Наши предки хорошо знали жизнь природных обитателей, их взаимоотношения и взаимосвязи. Они поклонялись силам и духам природы, осознавая свою неразрывную связь с ней. Еще не зная грамоты и не имея письменности, они умели читать книгу природы и передавать накопленные знания и умения подрастающему поколению. Народные знания, помогающие людям выживать в условиях суровой природы, нашли отражение в фольклоре. В сокровищницу народной мудрости входят загадки, поговорки, сказки – древнейшие жанры фольклора.

Народные традиции предоставляют возможность работать творчески и инициативно - говорить с ребенком «на одном языке», языке этнической культуры, проявляющей себя в формах художественного прикладного творчества, в песнях, играх, хороводах. Добиться целенаправленного использования народных традиций в образовании позволяет проведение народных праздников. Каждый народный праздник является событием, разграничивающим природные процессы и маркирующим точки переходов природы и человека из одного состояния в другое. Основная задача праздника – та же, что и основная образовательная задача: формировать человека как активного творца собственной жизни, жизни природы и социума. Возрождение духовности, повышению интереса у детей к традициям своего края, познанию обрядовых праздников способствуют такие школьные праздники как «Сагаалган», школьные проекты «Урда сагай эрхим бутээл», «hэеы гэр» (Юрта), «Игры бурят», «Табан хушуун мал», «Один день кочевника».

Результатом педагогической деятельности в области этно-экологического воспитания учащихся являются детские творческие работы: стихи, сказки сочинения, рисунки.


Глава 2. Приёмы и методы экологического воспитания

2.1. Экологическое обучение и воспитание на уроках биологии

С целью определения экологической культуры учащихся мною было проведено анкетирование, которое показало, что 58% опрошенных считает себя экологически воспитанными людьми, большая половина ребят определяет экологию, как науку о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Наиболее эффективными методами воспитания экологической культуры считают исследование в природе – 61%, экскурсии – 59%, беседы - 43%, уроки – 39% праздники и другие массовые мероприятия - 16%.


Таким образом, чтобы удовлетворить запросы всех учащихся, экологическому воспитанию уделяется внимание и на уроках и во внеурочной деятельности.

Я веду уроки биологии в 6 - 11 - х классах. Основная программа биологического образования сохраняется, выдерживается преемственность биологических предметов, сохраняется авторская образовательная линия (Сонин Н.И.). Но многие уроки проводятся с использованием теоретического и наглядно-практического краеведческого материала (теоретические задания, коллекции и гербарии, статистические материалы и лабораторные объекты, наглядные демонстрационные материалы). Лабораторные и практические работы так же в основном проводятся с использованием местных объектов флоры и фауны. Практикуется проведение нестандартных авторских уроков с использованием группового метода, уроков - исследовательских практикумов, игровых уроков, уроков-диспутов. В систему уроков введены лабораторные и практические работ с использованием краеведческого материала, многие из которых носят исследовательский характер. Проводятся «уроки под открытым небом» по изучению отдельных тем, в виде экскурсий в природу. Но данная форма занятий слишком привязана к сезонам года и погодным условиям. Такие формы уроков способствуют формированию у учащихся многих компетентностей. В плане экологического воспитания на уроках широко используются межпредметные связи с географией, химией, ОБЖ, и др. Эффективность и результативность образовательной и воспитательной деятельности основывается на активизации познавательного интереса обучающихся посредством активного применения современных образовательных технологий – использования ИКТ, проектного метода, компетентностно-ориентированного образования,в сочетании с использованием традиционных методик. Особое внимание уделяется созданию здоровьесберегающей среды на всем образовательном пространстве, так как именно биологические науки играют в этом первостепенную роль. Постоянно, на всех уроках подчеркивается неповторимость и красота природы родного края, рассказывается о достижениях отечественных исследователей, ученых, медиков и т.д. Данная работа направлена на воспитание ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Применение активных методов, приемов и технологий, типов уроков в основном образовательном звене обусловлено спецификой преподаваемого предмета и возрастом учащихся. Так в 6 классе на уроках биологии очень эффективны игровые формы уроков в сочетании с групповым методом. Учащимся так легче адаптироваться при переходе из начального звена в основное, что очень важно с позиций здоровьесбережения. В рамках экологического воспитания делается опора на краеведческий материал. Учащиеся, несмотря на младший возраст, с удовольствием готовят сообщения, мини-рефераты по данной тематике. При изучении темы «Взаимоотношения организмов и среды» проводится экскурсия по изучению местной флоры и фауны, которую можно провести даже заранее, в зависимости от погодных условий, а позже вернуться к обсуждению ее результатов. Как правило, ребята по этой теме чаще всего берут задания на лето, творчески подходят к оформлению. Эффективно используются ИКТ, которые, позволяют экономить время, а значит глубже изучить материал. Изучение строения живых организмов растений, проведение лабораторных работ проводится с использованием местного флористического материала, исключение только в случае необходимости и в качестве иллюстративного материала. Такие темы как: «Природные сообщества», «Влияние деятельности человека на органический мир» и т.д. проводятся в виде экскурсий. Лейтмотив многих занятий –
«наша жизнь зависит от растений нашей планеты, и если ты в данный момент, ни чем не можешь помочь лесам Амазонии, то растениям соседнего леса, луга, парка – ты помочь можешь».

Проведение уроков в 7 классе основывается на использовании краеведческого материала, постановках опытов и экспериментов с его использованием. Эффективно используется проектный метод при проведении исследовательских работ. Работа в группах осуществляется с опорой на учащихся, которые активизируют познавательную деятельность в команде. Практикуется использование ИКТ, элементы опережающего обучения в виде индивидуальных сообщений и докладов, активно формируются на научной основе гигиенические и санитарные знания и навыки (элементы здоровьесбережения). Краеведческий компонент присутствует на каждом занятии, при этом у учащихся формируется установка – «окружающий мир природы разнообразен и прекрасен, в нем нет ничего лишнего, научись жить в гармонии с ним, береги и охраняй его».

В 8 классе, при изучении раздела биологии «Человек» - основное внимание уделяется формированию ценностного отношения к своему здоровью на основе научных знаний. Помимо традиционных занятий, здесь эффективно применяются «Уроки-диспуты», уроки-практикумы, лекционно-реферативные уроки. Так же активно используются межпредметные связи с ОБЖ.

При изучении основ общей биологии в 9 классе используются все вышеназванные формы методик и различные типы уроков. Помимо общетеоретической подготовки, особое внимание уделяется формированию естественнонаучного мировоззрения учащихся, гармонизации взаимоотношений человека с окружающей средой, в том числе с социумом, формированию гражданской ответственности каждого человека за будущее человечества как биологического вида (при изучении тем по генетике, селекции, эволюции и экологии). Ключевая идея здоровьесбережения – «здоровье каждого индивидуума – здоровье нации, здоровье вида в целом».

На уроках экологии в 10-11х классах, я одной из задач вижу, необходимость объяснить старшеклассникам, что экология – это наука, которую нужно изучать, наука со своими законами и следствиями правилами и исключениями. С одной стороны человек – это биологический вид, который подчиняется этим законам, с другой – вид социальный, способный создавать и следовать своим социальным законам. Важно убедиться, что лишь с учетом этих двух сторон, возможно дальнейшее развитие человека, как вида. На уроках мы рассматривали различные ситуации, когда ребята становились руководителями предприятий, собственниками земли, работниками лесного хозяйства, и приходили к выводу, что лишь рациональное использование природных ресурсов с учетом законов развития природы, позволяет человеку достичь благосостояния для себя и своих потомков.