Файл: Доклад Этноэкологическое воспитание на уроках биологии и во внеурочное время.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При подготовке к урокам ребятам предлагается сделать сообщения по теме, написать реферат: «Особо охраняемые природные территории», «Заповедники Бурятии», «Красная книга природы», «Черная книга природы», «Историческое развитие человека»– вот лишь некоторые темы, которые учащиеся раскрывали на уроках.

2.2. Экологическое воспитание во внеурочное время

Если на уроках учащиеся познают природу, осознают свое место в живом многообразии, то внеурочное мероприятия призваны формировать отношения ко всему живому, навыки общения с окружающим миром и его обитателями.

Реализация дополнительной образовательной программы осуществляется в комплексе с основной программой биологического образования в течение последних 3 лет. Осуществляется данный вид деятельности на основе образовательной программы биолого-экологического кружка «Экос», рассчитанной на 5-летний цикл. Помимо углубленной общетеоретической подготовки (первые 2 года реализации), основное место в данной программе отводится реализации различных индивидуальных и коллективно-групповых проектов научно-исследовательского, природоохранного и социально-экологического характера. Так учащимися были выполнены крупные групповые краеведческие проекты: «Лекарственные растения с. Новоселенгинск», «Кормовые растения окрестностей с. Новоселенгинск», «Комнатные растения школы-интернат», «Монгольская ящурка», «Невидимые санитары Байкала», «Красная книга Селенгинского района», природоохранные социально-экологические проекты «Если не мы!».

Отдельные блоки отводятся на реализацию социально-экологических проектов, таких как: благоустройство и озеленение территории школы, очищение берега р. Селенги от мусора, уборка близлежащей к школе территории.

В рамках программы проводятся научно-исследовательские работы в области экологической безопасности и охраны природы, изучение природы родного края, наиболее интересных представителей местной флоры и фауны, природных биогеоценозов. Отраден тот факт, что некоторые мероприятия проводятся в полевых условиях и посвящены изучению и исследованию природы родного края

Позитивное отношение к природе помогает формировать биологические праздники, массовые мероприятия. Усилить положительный результат позволит создание атмосферы праздника (музыка, воздушные шары, праздничная одежда), предпочитаемой учениками обычной учебной.


Эмоционально насыщенным является весенний праздник «День птиц». Ребята за ранее готовят рисунки, мастерят скворечники, с удовольствием участвуют в викторинах и конкурсах.

Экологическому воспитанию способствует выступление экологических агитбригад. Яркие, четкие, красочные выступления заставляют прислушаться, задуматься зрителей, а самих участников агитбригады, донести до слушателей, главный смысл выступлений. При подготовке выступлений, ребята сами подбирали материал, сочиняли и рисовали знаки. Участие в школьных праздниках «День Земли», «День Здоровья», «Земля у нас только одна» «Марш парков» требовало от ребят проявления познавательной активности, творческих способностей. На сегодняшний день, активно осуществляется проведение биологических и экологических мероприятий. Традиционными стали такие мероприятия как: неделя экологии, «День Птиц», «Экологическая тропа», краеведческая викторина «Юные краеведы», экологический конкурс газет, плакатов, рисунков, сочинений - эссе. Эмоциональное восприятие позволяет усилить воспитательную роль подобных мероприятий. Учащиеся среднего звена с удовольствием участвуют в творческих конкурсах, рисуя домашнего любимца или жителя дикой природы, плакат в защиту редких и исчезающих животных и растений, создавая презентацию о красоте и богатстве Байкала, природе Бурятии, Селенгинского района, создавая листовку защиту «Осторожно, первоцвет», «От пала все пропало».

Практическая деятельность

Практические природоохранные мероприятия позволяют учащимся осознать свою причастность пусть к небольшому, но значимому для общества и природы делу. Не все учащиеся с одинаковым энтузиазмом относятся предложениям почистить берега озера от мусора, посадить цветы или построить скворечники. Но всегда встречаются ребята готовые поддержать инициативу помочь природе. Успех такой работы зависит от заинтересованности в результатах своей деятельности, поэтому обязательно перед работой нужно эмоционально настроить ребят, и в заключении нужно показать, объяснить им, какую огромную помощь они оказали природе и самим себе. Учащиеся нашей школы проводят уборку территории школы, собирают мусор на берегах реки Селенги, сажают и ухаживают за цветами, мастерят и развешивают скворечники для птиц.

В настоящее время издано немало интересных и заслуживающих внимания учебников и учебных пособий по экологии, методических разработок праздников и мероприятий, но никакие пособия не заменят общения с природой. Природа является тем пространством, где протекает различная деятельность ребёнка: гуляет он во дворе после уроков, занимается спортом, проводит время на водоёме, собирает грибы и ягоды, отправился в поход и т.п., именно здесь он приобретает навыки общения с окружающим миром и его обитателями, учится бережному (или не бережному) отношению ко всему живому. Экскурсия в природу с заданиями и играми помогают ознакомлению с многообразием окружающего мира.



Экскурсия в природу мною проводились, как в учебное время, так и во время каникул. На экскурсиях применяю игровые моменты, наблюдения, любование красотой. Каждая такая прогулка или экскурсия несет не только учебную нагрузку, но обязательно воспитательную, т.к. своим поведением, своим отношением к природе, я тоже стараюсь учить ребят, ведь чем бережнее относится к природе сам учитель, тем сознательнее и ответственнее относятся к ней ученики. Я стараюсь научить ребят воспринимать природу такой, какая она есть, чтобы они умели, прежде всего, радоваться её красоте, её богатству, чтобы их восхищало многообразие и обилие, пытаюсь формировать чувство рачительного добросовестного хозяина.

Исследовательская работа.

Научно-исследовательская работа ещё одна форма экологического воспитания учащихся. Воспитание через наблюдение, эксперимент, анализ и выводы. Исследование - это всегда проблема, которую надо решить, анализ результатов - поиск причины этой проблемы, а выводы и рекомендации предлагают способы решения проблемы. Таким образом, занимаясь научно-исследовательской деятельностью, ребята сами пытаются решать некоторые экологические проблемы своей местности.

Учащимися под руководством учителей проведены исследования по следующим темам:

  • «Экологическая обстановка в с. Новоселенгинск»

  • «Лекарственные растения окрестностей с. Новоселенгинск»

  • «Комнатные растения нашей школы»

  • Изучение видового состава птиц на территории Селенгинского района.

  • «Артериальное давление»

  • «Влияние антибиотиков на зародыш пшеницы»

Выступление ребят с результатами своих работ, создает стимул для их личностного роста, творческого саморазвития. И не важно, что эти ребята не посвятят себя экологии в дальнейшем. Чтобы беречь и любить окружающий мир и его обитателей, совсем необязательно быть профессиональным экологом, вести большую исследовательскую работу, занимать места в экологической олимпиаде. Нужно лишь все видеть и ценить красоту и показать ее окружающим, уважать право других живых существ на жизнь и среду обитания, с уважением относиться к объектам природы и друг другу, и постараться сделать эти отношения нормой поведения со сверстниками, научиться самому и помочь другим видеть и ценить радость общения с природой.


Участие в районных мероприятиях.

И еще об одном виде деятельности хочется сказать, который оказывает огромное воспитательное значение. Это участие в районных мероприятиях, конкурсах, конференциях, семинарах, акциях.

Участие в мероприятиях такого масштаба, помогают ребятам осознать свою сопричастность к большому делу охраны природы, почувствовать себя полноправным членом огромной армии защитников природы, а главное – понять свою значимость, что твои небольшие дела и дела твоих товарищей помогают решению общих крупных проблем.

Заключение

Для осуществления стоящих перед нашей школой задач по формированию ученика обладающего различными компетентностями, необходимо своевременно формировать экологическую культуру, эстетические отношения к природе, развивать любовь к ней и нести ответственность за ее состояние.

Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно – пассивного отношения к ней, от враждебных ее действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно – воспитательного процесса школы. Полноценный эффект будет достигнут, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.

Идея экологического воспитания подрастающего поколения очень актуальна сейчас и будет еще таковой многие годы. Можно существенно продвинуться вперед, если каждый из нас – учитель, родитель, взял на себя ответственность, за то каким образом учим детей общаться с окружающим миром и его обитателями.
Литература

  1. Букин. А.П. В дружбе с людьми и природой. – М.: Просвещение, 1991.

  2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М.: Высшая школа, 1999.

  3. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М.: Высшая школа, 1999.

  4. Дежникова Н.С. , Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В. и др. Воспитание экологической культуры у детей и подростков; Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001. – 64 с.

  5. Экологическое образование и воспитание. Метод. Рекомендации. – Улан – Удэ, 1990. – 29с.