Файл: 26. Социализация как социально-педагогическое явление.docx

Добавлен: 09.02.2019

Просмотров: 331

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Социализация как социально-педагогическое явление.

В центре внимания философов, писателей всегда был вопрос о том, каким образом человек становится компетентным членом общества. Интенсивно он стал исследоваться социологами и социальными психологами в последней трети XIX в. Социализация трансформировалась к середине XX в. в самостоятельную междисциплинарную область исследований.

Автором термина «социализация» применительно к человеку считают американского социолога Ф. Г. Гуддинса, который еще в 1887 г. в книге «Теория социализации» употребил его в значении близком к современному - «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни».

Сегодня проблему социализации изучают философы, этнографы, социологи, психологи и др. До 60-х годов под социализацией ученые понимали развитие человека в детстве, отрочестве и юности. В последние десятилетия изучение социализации распространилось на взрослость и даже старость.

Ученые по-разному трактуют концепции социализации, придерживаясь в основном двух подходов, которые расходятся в понимании роли самого человека в процессе социализации (следует заметить, что такое разделение условно).

Первый подход предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть назван субъект - объектным (общество - субъект взаимодействия, а человек - его объект). У истоков этого подхода стояли ученые: француз Эмиль Дюркгейм и американец Талкот Парсонс.

Второй подход основан на том, что человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого. Этот подход можно определить как субъект - субъектный. Основоположниками такого подхода можно считать американцев Чарльза Кули и Джорджа Герберта Мида. Социализация трактуется как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.

Сущность социализации состоит в том, что в ее процессе человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. В любом обществе социализация человека имеет свои особенности.

Этапы социализации соотносятся с возрастной периодизацией жизни человека. Предлагаемая А.В.Мудриком периодизация весьма условна, но удобна с социально-педагогической точки зрения: младенчество — от рождения до 1 года; раннее детство — 1-3 года; дошкольное детство — 3-6 лет; младший школьный возраст — 6-10 лет; младший подростковый — 10-12 лет; старший подростковый — 12-14 лет; ранний юношеский — 15-17 лет; юношеский — 18-23 года; молодость — 23-30 лет; ранняя зрелость — 30-40 лет; поздняя зрелость — 40-55 лет; пожилой возраст — 55-65 лет; старость — 65-75 лет; долгожительство — свыше 75 лет.


Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, молодежи с большим количеством условий, влияющих на их развитие. Их принято называть факторами, к которым можно отнести:

мегафакторы — космос, планета, мир;

макрофакторы — страна, этнос, общество, государство;

мезофакторы — регион, тип поселения, средства массовой коммуникации, субкультура; микрофакторы — семья, группы сверстников, воспитательные организации, конфессии; микросоциум.

Механизмы социализации:

- психологические и социальные:

1. импритинг - фиксирование человека на рецепторном и подсознательном уровне, особенности взаимодействия на него жизненно важных объектов

2.экзистенциональный нажим – овладение языков и неосознанное усвоение норм социального поведения обязательно в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

3. подражание – следование какому-либо примеру, образцу

4. индентификация – процесс неосознаваемого отождествления человека с другим человеком.

5. рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества(семье,обществу сверстников, значимым лицам)

- социально-педагогические механизмы:

1. традиционные (стихийные)

Представляют собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и близкого окружения.

2. институциональный- функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями.

3. стилизованный – действует в рамках определенной субкультуры.


Десоциализация – утрата человеком по каким –либо причинам, под воздействием неблагоприятных факторов социального опыта, отражающегося на его самореализации и жизнедеятельности.

Ресоциализация – процесс восстановления у человека утраченных ценностей и опыта общения, поведения и жизнедеятельности.