Файл: Методическая разработка внеклассного мероприятия по химии Знатоки химии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МАОУ Домодедовская средняя общеобразовательная школа №1
142001, Московская обл., г. Домодедово, микрорайон Северный, ул. Советская, д. 70
т.(496)79- 350 -37, 79-350-38, e-mail:dmdd_sosh_1@mosreg.ru
Методическая разработка внеклассного мероприятия
по химии «Знатоки химии»
Подготовила:
учитель химии,
Сидорова Н.С.
Домодедово, 2022
Внеклассное мероприятие «Знатоки химии» разработано для предметной недели естественных наук. Рекомендовано для проведения в 8-х классах после изучения следующих тем: «Атомы химических элементов», «Простые вещества», «Соединения химических элементов».
Мероприятие представлено в форме игры-путешествия по станциям. Методическая разработка включает в себя материалы: технологическую карту мероприятия, презентацию игры, оценочный лист жюри. Игра рассчитана на 45 минут и может быть проведена между командами класса или параллели. В качестве жюри приглашаются учителя или старшеклассники.
Играющим командам предлагаются занимательные вопросы и задания, проверяющие знание химической терминологии, истории химии, состава и свойств веществ, а также умение решать расчётные и экспериментальные задачи. Для участия игрокам не требуется углубленных знаний, однако необходим широкий кругозор, знания, полученные на внеурочных занятиях, общая эрудиция.
Использование анимации в презентации, и творческий подход к составлению и подбору заданий позволят участникам не потерять интерес к игре. Данное мероприятие развивает логическое мышление учащихся, формирует умения применять знания, полученные при изучении других дисциплин.
Разработка может быть полезна учителям не только во внеурочной деятельности, но и на уроках химии.
Предмет: химия.
Класс: 8.
Цель: создание условий для формирования познавательного интереса к предмету.
Задачи
Образовательные:
-
обобщить и закрепить знания, полученные на уроках химии в 8 классе; -
совершенствовать умения применять их в нестандартных условиях; -
пробудить у обучающихся познавательный интерес к химии; -
стимулировать самостоятельное изучение химии.
Воспитательные:
-
воспитывать чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного поиска правильного ответа. -
воспитывать сознательную дисциплинированность, четкость и организованность в работе.
Развивающие:
-
развивать умение анализировать, прогнозировать и объяснять; -
способствовать формированию экспериментальных навыков обучающихся; -
развивать познавательный интерес к предмету, смекалку, эрудицию, творческие способности; -
продолжить формирование навыков коммуникативной и самостоятельной деятельности учащихся.
Планируемые результаты:
-
Личностные - активизировать взаимодействие между учащимися, развивать навыки групповой работы, способность к самоанализу, самооценке и самоконтролю деятельности; -
Предметные - через игровую форму обобщить и структурировать начальные знания по химии; -
Метапредметные - умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Организация деятельности обучающихся во время игры:
-
самостоятельно выходят на проблему и решают её; -
ведут диалог, отвечают на вопросы; -
выполняют практические задания; -
оценивают себя и друг друга; -
рефлексируют.
Учебное оборудование: проектор, компьютер, экран, презентация, таблички с номерами команд, маркерные доски (формат А4), маркеры.
Лабораторная посуда и реактивы: стаканы, воронка, фильтровальная бумага, активированный уголь, стеклянная палочка, стакан с водой.
Управление презентацией: Вступление сопровождается анимацией и звуком. Демонстрация остальных слайдов осуществляется пользователем. По щелчку мыши на значок с изображением динамика звучит сигнал и начинается отсчёт времени. Через 10-60 секунд автоматически срабатывает сигнал, извещающий окончание подготовки ответа.
Технологическая карта внеклассного мероприятия по химии
Этап игры | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД | Время |
I. Организационный этап | Проверка готовности команд (номер команды), болельщиков, жюри (наличие оценочных листов) Класс предварительно делится на 5 команд. Каждая команда занимает своё место и получает табличку с номером, маркерную доску и маркер с тряпочкой. | Команды занимают свои игровые места, готовятся к игре, концентрируют внимание, распределяют обязанности в команде: -ответственный за написание ответов на маркерной доске, - ответственный за время, - капитан команды | Личностные: Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; Регулятивные Формирование умения организовывать свою деятельность Коммуникативные Умение участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. | 2 мин |
II. Постановка цели мероприятия. Правила игры | Демонстрируется заставка игры «Знатоки химии» и слайд с маршрутом. - Ребята как выдумаете, что ожидает вас на сегодняшнем занятии? - Сегодня вы отправитесь в путешествие по химическим просторам в качестве туристов. Посетите немало занимательных и интересных станций, на каждой из которых вас ждут испытания. Сейчас я познакомлю с правилами. На каждом этапе будут предлагаться задания, за выполнение которых команда заработает баллы (по 1 баллу за каждый правильный ответ на 1-4 этапе, 3-5 баллов - на 5-7 этапах). Вопрос зачитывается ведущим (учителем). На обдумывание даётся 10-60 секунд (в зависимости от сложности задания). Команды по сигналу одновременно поднимают маркерные доски (А4) с ответами, затем открывается правильный ответ. Жюри выставляет баллы в оценочные листы. | Ученики формулируют тему и цель мероприятия. Команды знакомятся с маршрутом (планом мероприятия) Слушают правила игры, настраиваются на работу. | Личностные: самоопределение, смыслообразование Регулятивные Формирование умения организовывать свою деятельность, соотносить правила игры и планирование действий в соответствии с правилами. Коммуникативные Умение организовывать учебное взаимодействие в группе | 2 мин |
III. Основной этап мероприятия (путешествие по станциям) 1. Ярмарка знаний (время обдумывания вопроса 10 сек.) | Ребята, путь предстоит длинный, испытаний будет много. Для путешествия вам понадобится рюкзак химических знаний. Рюкзак мы будем собирать по правилу – ничего лишнего. Вместо объёмных коробок возьмём в дорогу компактные свёртки. На каждый вопрос даётся 10 секунд. Вопросы
| Слушают инструкцию. Слушают вопросы. Обсуждают ответы в командах. Записывают ответы на маркерных досках. Проверяют правильность выполнения заданий. | Личностные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителем в процессе образовательной деятельности; Регулятивные Формирование умения организовывать свою деятельность Формирование умения оценивать достигнутые результаты Познавательные Владение понятийным аппаратом Коммуникативные Умение организовывать учебное взаимодействие в группе; Умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения Умение участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. | 5 мин |
2. Станция историческая (время обдумывания вопроса 20 сек.) | Давайте заглянем на страницы истории. Вопросы:
| Слушают вопросы. Обсуждают ответы в командах. Записывают ответы на маркерных досках. Проверяют правильность выполнения заданий. | Личностные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителем в процессе образовательной деятельности; Познавательные Умение защищать свои идеи на основе полученных теоретических знаний; Коммуникативные Умение организовывать учебное взаимодействие в группе; Умение владеть устной речью; строить монологическое контекстное высказывание; формулировать собственное мнение и принимать другую точку зрения, уметь обсуждать задания в группе | 5 мин. |
3. Атомлэнд (время обдумывания вопроса 40 сек.) | - Добро пожаловать в Атомлэнд.
Гелий
Срочно требуется электрон. Заберу в любое время. Глава отдела «Электроотрицательности» F
Выясните владельцев потерянных вещей Be, K, Si | Слушают вопросы. Выполняют задания. Обсуждают ответы в командах. Записывают ответы на маркерных досках. Проверяют правильность выполнения заданий. | Личностные: Управление своей познавательной деятельностью. Регулятивные Формирование умения организовывать свою деятельность Познавательные Умение анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков Коммуникативные Умение организовывать учебное взаимодействие в группе; | 5 мин. |
4. Водоочистная станция | Ребята у вас закончился запас воды. Используя лабораторное оборудование, очистите воду (стакан с водой, речным песком и несколькими крупинками марганцовки). Каждой команде предлагается лоток с лабораторным оборудованием и веществами: стаканы, воронка, фильтровальная бумага, активированный уголь, стеклянная палочка. За конкурс команда может заработать 5 баллов. | Слушают задание. Обсуждают. Выполняют лабораторную работу по очистке воды от примесей. | Личностные: Развитие интереса к самостоятельной экспериментальной деятельности Регулятивные Осуществление само и взаимоконтроля процесса выполнения эксперимента и коррекции своей деятельности Познавательные Владение приёмами и методами работы с лабораторным оборудованием и реактивами Коммуникативные Умение организовывать учебное взаимодействие в группе | 5 мин. |
5. Металлы и неметаллы | Итак, вы прибыли на станцию «Металлы и неметаллы». Жители этой станции ведут очень скрытный образ жизни. Используя подсказки раскройте личность некоторых жителей. Чем меньше посказок израсходуете, тем больше баллов заработаете.
Олово
| Слушают вопросы. Выполняют задания. Обсуждают ответы в командах. Записывают ответы на маркерных досках. Проверяют правильность выполнения заданий. | Личностные: Управление своей познавательной деятельностью. Регулятивные Формирование умения слушать в соответствии с целевой установкой Познавательные Умение строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные Умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками | 5 мин. |
6. Станция соединений (время выполнения задания 40 сек.) | Добро пожаловать на «Станцию соединений». Как вы думаете, кто здесь живёт? Давайте посетим эту станцию и узнаем.
Как выглядят следующие жители «Станции соединений»? Калий Хлорович Водород Кислородович Водород Серович Кислов КCl - соль H2O – вода H2SO4 – серная кислота
А2, Б1, В4, Г3 | Отвечают на вопрос учителя. Перечисляют основные классы соединений (оксиды, основания, кислоты, соли) Слушают вопросы. Выполняют задания. Обсуждают ответы в командах. Записывают ответы на маркерных досках. Проверяют правильность выполнения заданий. | Личностные: Управление своей познавательной деятельностью. Регулятивные Формирование умения слушать в соответствии с целевой установкой Познавательные Умение строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные Умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками | 5 мин. |
7. Расчётная (время выполнения задания 1,2 мин.) | Путешествие подходит к концу. Я надеюсь, вы собрали немало химичсских знаний. Теперь пришло время попробовать силы на станции «Расчётная».
объявление: Потерялся породистый оксид, принадлежащий жильцу из 3-го подъезда. Особые приметы: имеет молекулярную массу 102. Прошу вернуть за вознаграждение 3 балла. Аl2O3
| Слушают вопросы. Решают расчётные задачи. Обсуждают ответы в командах. Записывают ответы на маркерных досках. Проверяют правильность выполнения заданий. | Личностные: Управление своей познавательной деятельностью. Регулятивные Осуществление контроля и коррекции процесса и результатов выполнения заданий Познавательные Умение строить логические рассуждения, вычислять, использовать знаково-символические средства для решения задач Коммуникативные Умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками | 5 мин. |
IV. Подведение итогов и награждение победителей | Жюри подводит итоги игры. Награждение победителей. | Видят результаты своей работы и труда товарищей. Оценивают. | Личностные: Высказывают свои мнения, чувства, личностную значимость участия в играх Познавательные: Оценивать новые знания, приобретенные во время участия в играх и познавательных беседах. Регулятивные: умение планировать свои дальнейшие действия. Коммуникативные: умение обсуждать результаты, давать оценку своей деятельности и деятельности одноклассников; высказывать свое мнение. | 2 мин. |
V. Рефлексия. Рюкзак знаний и впечатлений | Спасибо командам за игру, членам жюри за работу. Мы собираем рюкзак (конверт в виде рюкзака) знаний и впечатлений о сегодняшней игре. Каждому ученику необходимо не просто зафиксировать свой успех на бумаге, но и привести конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход". Примеры фраз: я научился … я разобрался в … я наконец-то запомнил… я узнал… я проверил… я вспомнил… я смог … и т.д. | Ученики анализируют свою работу. Записывают на листочках результаты оценки собственной деятельности на мероприятии и складывают их по очереди в импровизированный рюкзачок. | Личностные Формирование ответственного отношения к обучению, готовность к саморазвитию Познавательные: Умение обобщить на доступном уровне полученную информацию. Регулятивные: Владение навыками самооценки Коммуникативные: Умение точно и полно строить высказывание; оценка своей деятельности и деятельности других людей | 4 мин |
Список литературы и интернет источников
1. Всероссийская проверочная работа. Химия: 8 класс: 25 вариантов заданий. Типовые задания. ФГОС/ А.А.Дроздов.-М.: Издательство «Экзамен», 2021
2. Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс / О.С.Габриелян, Н.П.Воскобойникова, А.В.Яшукова. – М.: Дрофа, 2003.
3. Курганский С.М. Интеллектуальные игры по химии. – М.: 5 за знания, 2006.
4. Справочник школьника. Химия /Сост. М. Кременчугская, С. Васильев; Под ред. И. Пышнограевой. – М.: Филолог. об-во «Слово», Компания «Ключ-С», 1995.
5. Штремплер Г.И. Дидактические игры при обучении химии. – М.: Дрофа 2005.
6. «Я иду на урок химии». Книга для учителя. – М.: ИД «Первое сентября», 1999.
Приложение
Оценочный лист жюри
Название этапа | 1 команда | 2 команда | 3 команда | 4 команда | 5 команда |
Ярмарка знаний | | | | | |
Историческая | | | | | |
Атомлэнд | | | | | |
Водоочистная станция | | | | | |
Металлы и неметаллы | | | | | |
Станция сложных соединений | | | | | |
Расчётная | | | | | |
ИТОГО | | | | | |