Файл: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и высших учебных заведений культуры Орел огу. 2010. 156 стр.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 538
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Крестьянов В.П.
ПЕДАГОГИКА ДОСУГА
Учебное пособие
Орел - 2010
Рецензенты: доктор педагогических наук,
профессор В.А.Николаев
кандидат педагогических наук,
профессор Н.Л.Чупахина
Крестьянов Валериан Павлович
Педагогика досуга: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и высших учебных заведений культуры: Орел: ОГУ. - 2010. – 156 стр.
Учебное пособие является результатом научной разработки проблем одного из новых направлений современной социальной педагогики досуга. В нем рассматриваются теоретические и технологические вопросы целенаправ-ленного регулирования процессов социализации и социальной адаптации личности через педагогическое воздействие на сферы ее досуговой деятель-ности, общения и межличностных отношений. Учебное пособие предназна-чено для студентов гуманитарных вузов, изучающих проблемы социальной педагогики, прикладной культурологи, социально-культурной деятельности.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ……………………………………………………………. 4
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ ДОСУГА
1.1 Объект, предмет, функции и принципы педагогики досуга ……... 7
1.2. Генезис педагогики досуга ……………………………………….. 20
1.3 Аксиология досуга ………………………………………………... 27
1.4 Понятийный аппарат (тезаурус) …………………………………… 36
Глава II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ ДОСУГА
2.1 Цели и прикладные задачи педагогики досуга ………………….. 50
2.2 Средства педагогики досуга ……………………………………… 56
2.3 Характеристика содержания и форм педагогики досуга ………. 60
2.4 Классификация методов педагогики досуга ……………………. 67
2.5 Инновации в сфере досуга ………………………………………… 71
2.6 Инфраструктура досуга …………………………………………… 77
Глава III. СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИКИ ДОСУГА
3.1. Социальные технологии в сфере культуры и досуга …………….. 85
3.2 Технология организации досуга детей и подростков …………… 102
3.3 Технология профилактики девиантного поведения. ……………. 110
3.4 Технология молодежного досуга ………………………………… 118
3.5 Технология семейного досуга ……………………………………. 136
3.6 Технология организации досуга лиц пожилого возраста ………… 146
3.7 Технология формирования культуры межличностного
общения ……………………………………………………….............. 154
Заключение ……………………………………………………………. 169
Предисловие
В основу концепции настоящего учебного пособия положена идея, что педагогика досуга представляет собой составную часть общей социально-педагогической теории и практики. Как известно, социальная педагогика в целом распространяет свое влияние на все основные сферы жизнедеятельности человека, включая общественно-политическую, производственную, бытовую, досуговую сферы. В данном учебном пособии на теоретическом, научно-методическом и технологическом уровнях разрабатываются проблемы социально-педагогических основ организации досуга и социального формирования личности в ареале свободного времени.
Если раньше гуманитарные коммуникативные социальные технологии были направлены на трансформацию материальной среды, то по мере информатизации они все больше перестраиваются на изменение общественного сознания, в том числе досуга людей. Происходящие в сфере досуга процессы самым активным образом воздействует на характер и направленность в подготовке специалистов социальной работы, способствуют реорганизации образовательных структур, подталкивают к созданию новых. Развитие гуманитарных технологий находит свое отражение не только в хорошо известных традиционных, но и в новых видах работы социального педагога, социального работника, специалиста социально-культурной сферы – организации досуговой деятельности в различных социальных средах. Обучение этим видам деятельности, объединенным общей информационной и коммуникативной доминантой, определяет основное содержание учебного курса «Педагогика досуга».
Сегодня уровень развития цивилизации измеряется не столько характером производства материальных благ, сколько тем, как организован досуг населения. Досуговая деятельность в общей стратегии воспитания выделяется как важнейший компонент духовно-творческого развития личности, досуг в современном обществе становится одной из ключевых позиций культурной политики. В отличие от других направлений гуманитарных наук, педагогика досуга представляет собой широкую область современного педагогического знания, имеющую непосредственный выход на такие фундаментальные понятия, как культура, социальная педагогика, социализация, социальное воспитание, социальная среда, социум и др.
Содержание учебного пособия составлено в соответствии с принципом деятельностного формирования человека. Автор исходит из того, что развитие личности осуществляется прежде всего в процессе удовлетворения им своих потребностей и реализации индивидуальных способностей. Современная социальная педагогика отдает должное системе вербальных воздействий на личность, однако основное внимание уделяет проблемам развития и саморазвития человека в процессе деятельности и общения, что в полной мере относится к системе социально-педагогической работы в сфере досуга.
Учебное пособие рассчитано на развивающий тип обучения. Автор целенаправленно структурировал его таким образом, чтобы в системе вузовских средств подготовки социальных педагогов оно выполняло функцию системообразующего и конституирующего фактора. При этом ставилась дидактическая задача научить студентов, исходя их провозглашенной парадигмы социально-педагогической деятельности, самостоятельно обнаруживать в ней разные виды связей, определять, как и в какой мере социально-педагогические явления и процессы в сфере досуга подчиняются общим закономерностям, принципам и правилам.
Пособие выполнено с учетом основных требований к содержанию и уровню подготовки специалистов соответствующего профиля, предусмотренных в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования. Дидактический материал книги соответствует реальной номенклатуре предметов, предусмотренных в действующем учебном плане. В этой связи возникла необходимость установить определенные соотношения курса «Педагогика досуга» с содержанием таких психолого-педагогических дисциплин как «Общая педагогика», «Педагогика и психология развития личности», «Общая психология», «Социальная психология», «Патопсихологии», «Социальная работа», «Социология семьи», «Социология досуга».
Цель изучения курса – подготовить студентов к профессиональной дея-тельности в социально-педагогической и социально-культурной сфере, вооружить их специальными знаниями, умениями и навыками в области организации педагогически направленной досуговой деятельности, помочь осознать ее роль как важного культурно-воспитательного явления, дать навыки анализа практического опыта и поиска инновационных решений проблем культурного досуга, самостоятельной работы над опорными источниками, документами и публикациями.
Не менее важное значение имеет индивидуальная и коллективная деятельность студентов. Речь идет о целостной системе выполнения работ поисково-изыскательского характера – практических работ, рефератов, базирующихся на тщательном изучении практики, хорошей организации сбора эмпирического материала, квалифицированном его анализе, умелом формулировании итоговых выводов и рекомендаций. Непременным компонентом педагогического знания является умение студента формировать культурно-досуговые программы для различных социальных групп, выявлять познавательно-развивающие возможности досуга, его роль и место в социализации индивида, в его приобщении к определенному культурному социуму.
Предлагаемое учебное пособие, являясь плодом многолетнего педагогического и практического опыта автора, раскрывает общие закономерности и специфику педагогики досуга, аксиологию досуговой деятельности, особенности методики и инновационных технологий, применяемых в сфере досуга. Надеемся, что изложенный в учебном пособии материал будет способствовать более углубленному пониманию значимости педагогической организации досуговой деятельности в практике социальных педагогов, социальных работников, менеджеров социально-культурной сферы.
Будем признательны за высказанные замечания, предложения и пожелания, относящиеся к кругу проблем, рассматриваемых в учебном пособии.
Глава I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ ДОСУГА
1.1 Объект, предмет, функции и принципы педагогики досуга
Научный статус и общественное признание той или иной науки в значительной мере зависит от степени разработанности ее теоретических основ, которые прежде всего раскрывают ее предметное поле, цели, закономерности, функции, связи с практикой. Педагогику досуга следует рассматривать как науку молодую, развивающуюся на новых методологических основаниях и подходах. Она базируется на фундаментальных для педагогической науки положениях из области человекознания, психологии, истории, культурологии и т.д.: переводит эти положения с присущего им общего уровня на уровень особенного, тем самым в известной мере развивает их. В ней следует различать не только четкую структуру, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, зафиксированных на какой-либо определенный момент, но и ее ярко выраженный динамизм развития и совершенствования каждого элемента.
Для определения педагогики досуга как науки важно установить границы ее предметной области, ответив на вопрос «Что она изучает?» Поэтому необходимо осмысление объекта и предмета педагогики досуга. Каждая обособившаяся отрасль педагогической науки имеет свой специфический объект – это область действительности, которую она исследует. Объектом педагогики досуга выступают люди всех возрастов, начиная с воспитанников детских садов и кончая почтенными ветеранами, а также явления социокультурной действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной досуговой деятельности.Это объясняется тем, что проблемы социального взаимодействия, которыми она занимается, касаются практически всех и соответственно педагогике приходится соприкасаться практически со всеми. Не менее широким является пространство, в рамках которого предстают явления социокультурной жизни. К таким явлениям относится потребление человеком культурных благ, творчесво и экстериоризация (социальная активность).
Многочисленные исследования показывают, что доминирующим занятием людей на досуге является потребление культурных благ. Потребление включает в себя иерархию различных видов досуговой деятельности: оно может быть пассивным, активным и целенаправленно активным. Пассивное потребление как низший уровень развития досуговой деятельности состоит из таких предпочтений, как просмотр телепередач, чтение развлекательной литературы, прогулки, посещение зрелищ, хождение в гости, прием гостей и др. Активное потребление отражает устойчивые позитивные интересы и включает в себя охоту, рыбалку, туризм, посещение театров, выставок и т.п. Целенаправленное активное потребление включает различные виды увлечений – занятия спортом, коллекционирование, путешествия и т.п.
Творчество как уровень досуговой деятельности по созданию культурных ценностей и их интерпретации охватывает те виды занятий на досуге, когда человек из субъекта потребления превращается в субъект созидания, проявляя при этом поисковую, творческо-экспериментальную активность. По своей духовной и природной сущности человек есть творец. Творчество захватывает психику человека целиком, дает ему постоянный приток эмоций, новых ощущений, стимулирует у него стремление к состязательности, импровизации и изобретательности. Степень реализации творческого потенциала человека зависит от условий, средств и технологий досугового процесса. Творческую самореализацию человека повышают следующие условия: выбор им целей интеллектуального, художественного,