Файл: Характеристика уровней онр по Р. Е. Левиной ( Основы теории и практики логопедии М., 1968 ).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Характеристика уровней ОНР по Р.Е. Левиной (Основы теории и практики логопедии — М., 1968)
Уровень ОНР | Название | Состояние речи | Коррекционная работа | ||
ОНР – I | «Отсутствие общеупотребительных словесных средств общения (речи)» | Активный словарь состоит из нескольких не четко произносимых слов; различие произношения действий и предметов отсутствует; отсутствует или имеется в зачаточном состоянии значение грамматических изменений слов; число дефектно произносимых звуков превышает правильные; Развитие речи в зачаточном состоянии; ограничение восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова. | 1. Развитие понимания речи; 2. Развитие самостоятельной речи на основе подражательной деятельности; 3. Формирование двусоставного простого предложения на основе усвоения элементарных словообразований. 4. Формирование звукопроизношения не является самостоятельной задачей, однако, отдельные артикуляционные упражнения проводятся. Занятия проводятся подгруппами 2-3 человека в форме игровой ситуации. | ||
ОНР – II | «Зачатки общеупотребительной речи» | Дифференцированно обозначаются названия предметов, действий; используют только простые предложения из 2-3 слов; словарный запас отстает от возрастной нормы; грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций; трудности с использованием предлогов; затруднено понимание форм числа и рода прилагательных; фонематическая сторона характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений; нарушение звуко-слоговой структуры; перестановка слогов, звуков, замены; недостаточность фонематического восприятия, неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом. | 1. Интенсивная работа по развитию понимания речи, направленная на различение формы слова; 2. Развитие элементарных форм устной речи на базе уточнения и расширения словарного запаса, практического усвоения простых грамматических категорий; 3. Овладение правильным произношением и различением звуков, формирование ритмико-слоговой структуры слова. Коррекция проводится с одновременным медикаментозным лечением. | ||
ОНР – III | «Обиходная фразовая речь с проблемами лексико-грамматического и фонетического строя», представляет собой своеобразный вариант периода усвоения ребенком морфологической системы языка. | Наличие развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития; недифференцированное произношение звуков; в активном словаре преобладают сущ. и глаг. недостаточное употребление прилаг.; отмечаются аграмматизмы; проблемы в фонетике, лексике и грамматике у детей школьного возраста проявляются более отчетливо при обучении в школе, создавая большие трудности в овладении письмом, чтением и учебным материалом в целом. | 1. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка; 2. Формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия); 3. Подготовка к грамоте; овладение элементами грамоты; 4. Дальнейшее развитие связной речи. Для школьников: 1. Усвоение элементарных теоретических сведений по фонетике, морфологии, синтаксису, орфографии, графике и пунктуации, подготавливающих к изучению систематического курса средней школы; 2. Обогащение речевой практики детей, развитие умений сознательно использовать знания по фонетике, грамматике и правописанию; 3. Овладение на этой основе способами моделирования, различными речевыми операциями; 4. Развитие у детей различных видов устной речи; формирование и расширение лексической стороны речи; 5. Развитие артикуляционного аппарата; формирование навыков правильного произношения зв.; преодоление нарушений произношения слов сложного слогового состава; преодоление индивидуальных затруднений, связанных с анализом звукового состава слова, и коррекция дисграфии. |