Файл: Формирование коммуникативных универсальных учебных действий первоклассников на уроках окружающего мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Критерии оценивания:

- умение договариваться, находить общее решение;

- умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;

- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Коммуникация как условие интериоризации – коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.

Основные критерии оценивания:

- рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий;

- способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности [2].

Таким образом, под коммуникативными универсальными учебными действиями будем понимать действия, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
1.2 Возрастные особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий  у младших школьников

Коммуникативные универсальные учебные действия имеют многогранный характер. В связи с этим необходимо выделение возрастных особенностей коммуникативных действий, которые имеют наиболее общее значение с точки зрения достижения целей образования, обозначенных в новом проекте стандартов. Основой решения этой задачи стало содействие и сотрудничество.

Выделены три базовых аспекта коммуникативной деятельности, а также необходимые характеристики общего уровня развития общения у детей, поступающих в начальную школу. Представлю кратко возрастные особенности развития выделенных аспектов [8] .

При поступлении в школу ребенок имеет определенный уровень развития общения. В состав базовых предпосылок входят следующие компоненты:

- потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками
;

-владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

- приемлемое отношение к процессу сотрудничества;

- ориентация на партнера по общению;

- умение слушать собеседника.

В соответствии с нормативно протекающим развитием к концу дошкольного возраста большинство детей умеют устанавливать контакт со сверстниками и незнакомыми им ранее взрослыми. При этом они проявляют определенную степень уверенности и инициативности (задают вопросы и обращаются за поддержкой в случае затруднений).

К 6,5 года дети должны уметь слушать и понимать чужую речь (необязательно обращенную к ним), а также грамотно оформлять свою мысль в грамматически несложных выражениях устной речи. Они должны владеть такими элементами культуры общения, как умение приветствовать, прощаться, выразить просьбу, благодарность, извинение и др., уметь выражать свои  чувства и  понимать  чувства  другого,  владеть  элементарными  способами  эмоциональной  поддержки  сверстника,  взрослого. В  общении  дошкольников  зарождается  осознание  собственной  ценности и  ценности  других  людей,  возникают  проявления  эмпатии и  толерантности [3].

 Важной  характеристикой  коммуникативной  готовности 6 – 7- летних  детей к  школьному  обучению  считается  появление  произвольных  форм  общения со  взрослыми –  это  контекстное  общение,  где  сотрудничество  ребенка и  взрослого  осуществляется не  непосредственно, а  опосредствованно  задачей,  правилом  или  образцом, а  также  кооперативно- соревновательное  общение со  сверстниками. На их  основе у  ребенка  складывается  более  объективное,  опосредствованное  отношение к  себе [5].

 Перечисленные  особенности  характеризуют  лишь  базисный  уровень  развития  общения  ребенка,  без  достижения  которого  теряет  смысл  какой- либо  разговор о  конкретных  коммуникативных  действиях.

 Были  выделены  следующие  три  вида  коммуникативных  универсальных  учебных  действий:

1.  коммуникация  как  взаимодействие;

2.  коммуникация  как  кооперация;

3.  коммуникация  как  условие  интериоризации.

 Перейдем к  выделению  особенностей  развития  каждого  вида в  младшем  школьном  возрасте.

В  рамках  коммуникации  как  взаимодействие  важной в  развитии  детей  является  преодоление  эгоцентрической  позиции в  межличностных и  пространственных  отношениях.  Детский  эгоцентризм  коренится в  возрастных  особенностях  мышления и  накладывает  отпечаток на  всю  картину  мира  дошкольника,  придавая ей  черты  характерных  искажений ( вместо  объективности –  феноменализм,  реализм,  анимизм, и др.) [16].



В  общении  эта  позиция  ребенка  проявляется в  своем  видении  или  понимании  вещей,  что  ограничивает  способность  ребенка  понимать  окружающий  мир и  других  людей,  препятствует  взаимопониманию и  затрудняет  самопознание,  основанное на  сравнении с  другими.

В 6-7- летнем  возрасте  дети  впервые  перестают  считать  собственную  точку  зрения  единственно  возможной.  Происходит  процесс  децентрации,  главным  образом, в  общении со  сверстниками и  под  влиянием  столкновения их  различных  точек  зрения в  игре и  других  совместных  видах  деятельности.  Подчеркну  незаменимость  общения со  сверстниками,  поскольку  взрослый не  может  выступать  как  равный  ему  партнер.

 Таким  образом, от  первоклассника  требуется  хотя бы  элементарное  понимание ( или  допущение)  возможности  различных  позиций и  точек  зрения на  какой- либо  предмет  или  вопрос.

По  мере  приобретения  опыта  общения  дети  учатся  учитывать и  заранее  предвидеть  разные  возможные  мнения  других  людей. В  контексте  сравнения  они  также  учатся  обосновывать и  доказывать  собственное  мнение [5].

В  итоге к  концу  начальной  школы  коммуникативные  действия,  приобретают  более  глубокий  характер:  дети  становятся  способными  понимать  возможность  разных  оснований  для  оценки  одного и  того же  предмета.  Вместе с  преодолением  эгоцентризма  дети  начинают  лучше  понимать  мысли,  чувства,  стремления и  желания  окружающих, их  внутренний  мир в  целом.

 Названные  характеристики  служат  показателями  нормативно- возрастной  формы  развития  коммуникативного  компонента  универсальных  учебных  действий в  начальной  школе[8].

 Характеризуя  второй  вид  коммуникативных  универсальных  учебных  действий  необходимо  отметить,  что  ядром  этой  группы  является  согласование  усилий по  достижению  общей  цели,  организации и  осуществлению  совместной  деятельности.

 Способность к  согласованию  усилий  интенсивно  развивается на  протяжении  всего  периода  обучения.  Так, на  этапе  предшкольной  подготовки от  детей  правомерно  ожидать  лишь  простейших  форм  умения  договариваться и  находить  общее  решение.  Такая  готовность  является  необходимым ( хотя и  недостаточным)  условием  для  способности  детей  сохранять  доброжелательное  отношение  друг к  другу.


На  протяжении  младшего  школьного  возраста  дети  активно  включаются в  общие  занятия,  интерес к  сверстнику  становится  очень  высоким.  Вокруг  учебной  деятельности  нередко  возникает  настоящее  сотрудничество  школьников:  дети  помогают  друг  другу,  осуществляют  взаимоконтроль и т. д.  Приобретение  навыков  социального  взаимодействия  является  одной из  важнейших  задач  развития на  этом  школьном  этапе [14].

В  условиях  специально  организуемого  учебного  сотрудничества  формирование  коммуникативных  действий  происходит  более  интенсивно и в  более  широком  спектре. В  число  основных  составляющих  организации  совместного  действия  входят:

1.  Распределение  начальных  действий и  операций,  заданное  предметным  условием  совместной  работы.

2.  Обмен  способами  действия,  заданный  необходимостью  включения  различных  для  участников  моделей  действия в  качестве  средства  для  получения  продукта  совместной  работы.

3.  Взаимопонимание,  определяющее  для  участников  характер  включения  различных  моделей  действия в  общий  способ  деятельности.

4.  Коммуникация ( общение),  обеспечивающая  реализацию  процессов  распределения,  обмена и  взаимопонимания.

5.  Планирование  общих  способов  работы,  основанное на  предвидении и  определении  участниками  условий  протекания  деятельности и  построения  соответствующих  схем ( планов  работы).

6.  Рефлексия,  обеспечивающая  преодоление  ограничений  собственного  действия  относительно  общей  схемы  деятельности.

В  таблице 4  представлена  Характеристика  результатов  формирования  коммуникативные  УУД в  начальной  школе на  разных  этапах  обучения [17] ( Приложение А).

 Концепция  учебного  сотрудничества  предполагает,  что  большая  часть  обучения  строится  как  групповое, и  именно  совместная  деятельность  обучающего и  обучаемых  обеспечивает  усвоение  обобщенных  способов  решения  задач [11].

 Однако в  рамках  сложившейся  системы  обучения  главными  показателями  нормативно- возрастной  формы  развития  коммуникативного  компонента  универсальных  учебных  действий в  начальной  школе  можно  считать  умение  договариваться,  находить  общее  решение  практической  задачи;  умение  высказывать и  аргументировать  свое  предложение,  умение и  убеждать, и  уступать;  способность  сохранять  доброжелательное  отношение  друг к  другу в  ситуации  спора и  противоречия  интересов,  умение с  помощью  вопросов  выяснять  недостающую  информацию;  способность  брать на  себя  инициативу в  организации  совместного  действия, а  также  осуществлять  взаимный  контроль и  взаимную  помощь по  ходу  выполнения  задания.


 Младший  школьный  возраст  является  благоприятным   для  формирования  коммуникативного  компонента  универсальных  учебных  действий. На  начальном  этапе  обучения  индивидуальные  успехи  ребёнка  впервые  приобретают  социальный  смысл,  поэтому в  качестве  одной из  основных  задач  начального  образования  является  создание  оптимальных  условий  для  формирования  коммуникативных  компетенций,  мотивации  достижения,  инициативы,  самостоятельности

 учащегося [20].

1.3  Роль  учебного  предмета « Окружающий  мир» в  формировании  коммуникативных  универсальных  учебных  дейтсвий.

  Специфика  предмета « Окружающий  мир»  состоит  в  том,  что он,  имея  ярко  выраженный  интегрированный   характер,  соединяет  в  равной  мере  природоведческие,  обществоведческие,  исторические  знания и  дает  обучающемуся  материал  естественных и  социально- гуманитарных  наук,  необходимый  для  целостного и  системного  видения  мира и  его  важнейших  взаимосвязей.

 Цели   изучения  курса « Окружающий  мир» в  начальной  школе  Федеральный   государственный  образовательный   стандарт  начального  общего  образования   определяет  следующим  образом:  формирование   целостной   картины   мира и   осознание  в  мире   места   человека на   основе   единства   рационально- научного  познания и  эмоциональноценностного  осмысления  ребенком  личного  опыта  общения  с  людьми и  природой;  духовно- нравственное  развитие и   воспитание  личности  гражданина  России в  условиях  культурного и  конфессионального  многообразия  российского  общества [18].

 Существенная   особенность  курса   состоит в  том,  что в  нем  заложена  содержательная  основа  для  широкой  реализации  межпредметных  связей  всех  дисциплин  начальной  школы [15].

 Предмет « Окружающий  мир»  создает  фундамент  значительной  части  предметов  основной  школы:  физики,  химии,  биологии,  географии,  обществознания,  истории.  Это  единственный  предмет в  школе с  широкой  палитрой  природных и  общественных  явлений. 

« Окружающий  мир»,  основываясь  на  естественных и  социальных  науках,  используя  умения,  полученные на  уроках  чтения,  русского  языка и  математики,  приучает  детей к  целостному  интегральному и  рациональному  постижению  окружающего  мира,  готовит их к  восприятию  знаний в  основной  школе и в  развитии  личности, ее  воспитании  играет не  меньшую  роль по  сравнению с  базовыми  предметами. « Окружающий  мир»  также  помогает  ученику в  формировании  личностного  восприятия,  эмоционального,  оценочного  отношения к  этому  миру [9].