Файл: Формирование коммуникативных универсальных учебных действий первоклассников на уроках окружающего мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


 Критерии  оценивания:

-  понимание  возможности  различных  позиций и  точек  зрения ( преодоление  эгоцентризма),  ориентация на  позиции  других  людей,  отличные от  собственной;

-  понимание  возможности  разных  оснований  для  оценки  одного и  того же  предмета,  понимание  относительности  оценок  или  подходов к  выбору;

-  учет  разных  мнений и  умение  обосновать  собственное;

-  учет  разных  потребностей и  интересов.

 Уровни  оценивания:

1.  Низкий  уровень:  ребенок не  учитывает  возможность  разных  оснований  для  оценки  одного и  того же  предмета ( например,  изображенного  персонажа и  качества  самого  рисунка в  задании 1)  или  выбора ( задания 2 и 3),  соответственно  исключает  возможность  разных  точек  зрения;  ребенок  принимает  сторону  одного из  персонажей,  считая  иную  позицию  однозначно  неправильной.

2.  Средний  уровень:  частично  правильный  ответ –  ребенок  понимает  возможность  разных  подходов к  оценке  предмета  или  ситуации и  допускает,  что  разные  мнения по- своему  справедливы  или  ошибочны, но не  может  обосновать  свои  ответы.

3.  Высокий  уровень:  ребенок  демонстрирует  понимание  относительности  оценок и  подходов к  выбору,  учитывает  различие  позиций  персонажей и  может  высказать и  обосновать  свое  мнение.

Задание " Рукавички" (Г.А.  Цукерман)

 Цель:  выявление  уровня  сформированности  действий по  согласованию  усилий в  процессе  организации и  осуществления  сотрудничества ( кооперация).

 Оцениваемые  универсальные  учебные  действия:  коммуникативные  действия.

 Возраст: 6,5–7  лет.

 Метод  оценивания:  наблюдение за  взаимодействием  учащихся,  работающих в  классе  парами, и  анализ  результата.

 Описание  задания:  детям,  сидящим  парами,  дают  каждому по  одному  изображению  рукавички и  просят  украсить их  одинаково, т. е.  так,  чтобы  они  составили  пару.  Дети  могут  сами  придумать  узор, но  сначала им  надо  договориться  между  собой,  какой  узор  они  будут  рисовать.

 Каждая  пара  учеников  получает  изображение  рукавичек в  виде  силуэта (на  правую и  левую  руку) и  одинаковые  наборы  цветных  карандашей.

 Критерии  оценивания:

-  продуктивность  совместной  деятельности  оценивается по  степени  сходства  узоров на  рукавичках;


-  умение  детей  договариваться,  приходить к  общему  решению,  умение  убеждать,  аргументировать и т. д.;

-  взаимный  контроль по  ходу  выполнения  деятельности:  замечают ли  дети  друг у  друга  отступления от  первоначального  замысла,  как на  них  реагируют;

-  взаимопомощь по  ходу  рисования;

-  эмоциональное  отношение к  совместной  деятельности:  позитивное ( работают с  удовольствием и  интересом),  нейтральное ( взаимодействуют  друг с  другом в  силу  необходимости)  или  отрицательное ( игнорируют  друг  друга,  ссорятся и др.).

 Уровени  оценивания:

1.  Низкий  уровень: в  узорах  явно  преобладают  различия  или  вообще  нет  сходства.  Дети не  пытаются  договориться  или не  могут  прийти к  согласию,  каждый  настаивает на  своем.

2.  Средний  уровень:  сходство  частичное –  отдельные  признаки ( цвет  или  форма  некоторых  деталей)  совпадают, но  имеются и  заметные  различия.

3.  Высокий  уровень:  рукавички  украшены  одинаковым  или  очень  похожим  узором.  Дети  активно  обсуждают  возможный  вариант  узора;  приходят к  согласию  относительно  способа  раскрашивания  рукавичек;  сравнивают  способы  действия и  координируют их,  строя  совместное  действие;  следят за  реализацией  принятого  замысла.

В  таблице 6  представлены  результаты  констатирующего  эксперимента ( Приложение Б).
2.2  Результаты  констатирующего  эксперимента

По  результатам  были  выявлены  следующие  группы: с  низким  уровнем  сформированности  коммуникативных  универсальных  учебных  действий (с  точки  зрения  характеристики их  общения в  школе) - 35%, со  средним – 40%, с  высоким – 25% ( Приложение Б).

В  таблице 3,  представленной  ниже,  показан  уровень  развития  коммуникативных  действий  первоклассников.

 Таблица 3

 Уровень  развития  коммуникативных  УУД  первоклассников

Уровни  развития

низкий

средний

высокий

1  класс

Процент от  общего  числа  обследуемых  детей


35%


40%


25%



 Уровень  сформированности  коммуникативных  действий  первоклассников

 представлен в  приложении Б ( Диаграмма 1).

 Учащиеся  первой  группы,  условно  названные  эгоцентричным  типом,  составили 35% от  общего  числа  первоклассников.  Такие  учащиеся  отличаются  низким  уровнем  готовности к  общению  при  недостаточной  популярности в  среде  сверстников.  Дети  этой  группы  испытывают  наибольшие  трудности в  ситуациях,  связанных с  сотрудничеством и  взаимодействием ( вежливо  обратиться к  сверстникам,  просить о  помощи,  помогать,  благодарить,  договариваться,  подчиняться,  слушать на  уроке и в  свободном  общении).

Ко  второй  группе  принадлежат 40%  школьников.  Они не  уверены в  себе.  Эти  учащиеся  имеют  средний  уровень  успешности в  общении и  развитии  большинства  коммуникативных  умений  при  негативной «Я- концепции» и  крайне  недоверчивом,  настороженном  отношении к  окружающим в  сочетании с  низким  социометрическим  статусом.  Они  испытывают  наибольшие  затруднения в  развитии  вербальной  стороны  коммуникативных  умений ( отказываться,  командовать,  говорить в  присутствии  одноклассников на  уроке и в  свободном  общении).

К  третьей  группе  были  отнесены  около 25%  первоклассников.  Они  дружелюбны, их  отличает  наличие  положительного  отношения к  одноклассникам.  Следствием  этого  также  является  высокий  уровень  показателей  дружелюбия,  положительного  социометрического  статуса в  группе,  удовлетворенности  общением,  успешности в  общении и  развитии  большинства  коммуникативных  умений.
Выводы по 2  главе
 Для  определения  уровня  сформированность  коммуникативных  универсальных  учебных  действий  были  избраны  следующие  методики:  методика Г.А. Цукерман « Рукавички» ( выявление  уровня  сформированности  действий по  согласованию  усилий в  процессе  организации и  осуществления  сотрудничества);  методика « Кто  прав?».

В  исследовании пᴩинимали  участие  учащиеся 1 «Б»  класса  МОУ « СОШ « ТЦО»  Ленингᴩадской  области п.  Токсово.  Были  диагностиᴩованы в  количестве 20  человек по
 методикам  описанных  выше.

По  результатам  были  выявлены  следующие  группы: с  низким  уровнем  сформированности  коммуникативных  универсальных  учебных  действий (с  точки  зрения  характеристики их  общения в  школе) - 35%, со  средним – 40%, с  высоким – 25%

На  мой  взгляд, с помощью урокас с  помощью  урока  окружающего  мира  возможно  формирование  коммуникативных  универсальных  учебных  действий.  При  условии  регулярного  использования  определённых  методов и  приёмов в  образовательном  процессе.

 Этот  предмет  создает  благоприятные  условия  для  формирования  коммуникативных  умений:  умение  ориентироваться в  ситуации  общения,  адекватно  понимать  речь  партнера и  строить  свое  речевое  высказывание;  контролировать и  корректировать  речь в  зависимости от  задач и  ситуации  общения;  извлекать из  текста  информацию в  соответствии с  коммуникативной  задачей.ᅠᅠможноо мо
Заключение

 Таким  образом, из  выше  изложенного  можно  сделать  следующие  выводы:

 Универсальные  учебные  действия  определяются,  как  совокупность  способов  действия  учащегося,  обеспечивающий  его  способность к  самостоятельному  усвоению  новых  знаний и  умений,  включая  организацию  этого  процесса.

 Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  начального  общего  образования  выделяет  такие  виды  универсальных  учебных  действий  как  личностные,  регулятивные,  познавательные и  коммуникативные.

 Коммуникативные  действия  обеспечивают  социальную  компетентность и  учет  позиции  других  людей,  партнеров по  общению  или  деятельности;  обеспечивают  возможности  сотрудничества –  умение  слышать,  слушать и  понимать  партнера,  планировать и  согласованно  выполнять  совместную  деятельность,  распределять  роли,  взаимно  контролировать  действия  друг  друга,  уметь  договариваться,  вести  дискуссию,  правильно  выражать  свои  мысли в  речи,  уважать в  общении и  сотрудничестве  партнера и  самого  себя.  Умение  учиться  означает  умение  эффективно  сотрудничать  как с  учителем,  так и со  сверстниками,  умение и  готовность  вести  диалог,  искать  решения,  оказывать  поддержку  друг  другу.


 Младший  школьный  возраст  является  благоприятным   для  формирования  коммуникативного  компонента  универсальных  учебных  действий. На  протяжении  младшего  школьного  возраста  дети  активно  включаются в  общие  занятия,  интерес к  сверстнику  становится  очень  высоким.  Вокруг  учебной  деятельности  нередко  возникает  настоящее  сотрудничество  школьников:  дети  помогают  друг  другу,  осуществляют  взаимоконтроль и т. д.  Приобретение  навыков  социального  взаимодействия  является  одной из  важнейших  задач  развития на  этом  школьном  этапе.

В  условиях  специально  организуемого  учебного  сотрудничества  формирование  коммуникативных  действий  происходит  более  интенсивно и в  более  широком  спектре.

 Специфика  курса « Окружающий  мир»  для  младших  школьников  состоит в  том,  что он  имеет  интегрированный  характер и  соединяет в  себе  природоведческие,  обществоведческие и  исторические  знания  для  формирования  целостного  восприятия  мира.  Курс « Окружающий  мир»  реализуемый в  современной  начальной  школе,  безусловно,  подходит  для  формирования  коммуникативных  универсальных  учебных  действий  младших  школьников.

 При  соответствующем  содержательном и  методическом  наполнении на  уроках  окружающего  мира,  есть  возможность  наиболее  эффективно  организовать  работу по  формированию и  развитию  познавательных,  регулятивных и  коммуникативных  универсальных  действий.


\

Список  литературы.


  1.  Арефьева О.М.  Особенности  формирования  коммуникативных  универсальных  учебных  умений  младших  школьников/ О.М.  Арефьева//  Начальная  школа  плюс до и  после. – 2012. – № 2. – С. 74-78

  2.  Асмолов А.Г.,  Бурменская Г.В.,  Володарская И.А. и др.  Как  проектировать  универсальные  учебные  действия в  начальной  школе. От  действия к  мысли:  Пособие  для  учителя / Под  ред. А.Г.  Асмолова. - 3-е  изд. - М.:  Просвещение, 2011.

  3.  Белкин А.С.  Основы  возрастной  педагогики:  учебное  пособие  для  студ.  высш.  пед.  учеб.  заведений/ А.С.  Белкин. – М.:  Издательский  центр  Академия, 2000. – 192 с.

  4.  Бодалев А.А.  Психология  общения:  Энциклопедический  словарь. - М.:  Когито  центр, 2011.

  5.  Волков Б. С.,  Волкова Н. В.  Психология  общения в  детском  возрасте.  Практическое  пособие. 2-е  изд.,  испр. и  доп. - М., 2003.

  6.  Горбунова Т.Н.  Формирование  коммуникативных  умений и  навыков  учащихся  начальной  школы // http:// festival.1september.ru/

  7.  Гришанова И.А.  Дидактическая  концепция  формирования  коммуникативной  успешности  младших  школьников:  Автореферат  диссертации. -  Ижевск, 2010.

  8.  Епишина Л.В.  Педагогические  аспекты  развития  коммуникативных  свойств  личности //  Начальная  школа - 2008. - №11.

  9.  Клепинина З.А.,  Аквилева Г.Н.  Методика  преподавания  естествознания в  начальной  школе:  Учебное  пособие  для  студентов  педагогических  вузов. - М.:  Академия, 2008.

  10.  Ковалько В.И.  Младшие  школьники на  уроке: 1000  развивающих  игр,  упражнений,  физкультминуток. - М., 2007.

  11.  Коротаева Е.В.  Психологические  основы  педагогического  взаимодействия. - М.:  Профит  Стайл, 2007.