Файл: Формирование коммуникативных универсальных учебных действий первоклассников на уроках окружающего мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В  современном  быстро  меняющемся  мире  перед  человеком  встает  множество   новых  задач, к   которым   невозможно  подготовиться   заранее. В  неожиданной   ситуации  может  быть  полезна целостная  система  знаний, а  еще в  большей  степени –  сформированное  умение  постоянно  систематизировать  приобретаемую  информацию и  обнаруживать  новые  связи и  отношения. 

 Предмет « Окружающий  мир»,  помимо  прямого   эффекта  обучения –  приобретения  определенных  знаний,  умений,  навыков,  вносит  свой  вклад в  формирование  коммуникативных   умений, в  том   числе   умения  ориентироваться в   ситуации  общения,  адекватно  понимать  речь  партнера и  строить  свое  речевое  высказывание;  контролировать и  корректировать  речь в  зависимости от  задач и  ситуации  общения;  извлекать из  текста  информацию в  соответствии с  коммуникативной  задачей.

  Для  формирования  коммуникативных  универсальных   учебных  действий  младших  школьников  требуются   специальные   методы и   приёмы в  учебно- воспитательном  процессе  начальной  школы и  система  занятий, на  которых  будут  сформированы  необходимые  универсальные  учебные  действия [13].

 Для  формирования  коммуникативных  учебных  действий  были  структурированы  приёмы и  методы  формирования  коммуникативных  универсальных  учебных  действий [12].

 Далее в  таблице 1,2  сформулированы  методы и  приёмы  коммуникативных  УУД,  которые  можно  использовать на  уроках  окружающего  мира.

 Таблица 1

 Методы  формирования  коммуникативных  универсальных  учебных  действий  младших  школьников

 Методы

 Коммуникативные  универсальные  учебные  действия  младших  школьников

 Метод  работы в  парах

 Умение  донести  свою  мысль до  напарника

 Метод  сотрудничества

 Умение  согласовывать  свои  действия с  активностью  партнеров

 Метод  работы в  малых  группах

 Умение  распределять  обязанности в  группах

 Метод « Дискуссия»

 Умение  излагать  свои  мысли и  прислушаваться к  доводам  оппонента

 Метод « Наблюдение и  фиксирование  результатов.  Поиск  информации»

 Умение  исследовать,  задавать  вопросы

 Метод  подражания

 Умение  чувствовать  взаимную  общность

 Метод  дидактических  игр

 Умение  общаться в  игровой  ситуации



 Таблица 2
 Приёмы  формирования  коммуникативных  универсальных  учебных  действий  младших  школьников на  уроках  окружающего  мира


 Приёмы

 Коммуникативные  универсальные  учебные  действия  младших  школьников

 Приём « Вертушка»

 Умение  работать в  малой  группе  разного  уровня  развития

 Приём « Пила»

 Умение  принимать  решение  сообща

 Приём « Зигзаг»

 Умение  отстаивать  свою  точку  зрения

 Приём « Индивидуальная  работа  команде»

 Умение  оказывать  помощь,  выполняя  собственное  задание

 Приём « Командно- игровая  деятельность»

 Умение  работать в  команде и  соревноваться

 Приём « Учимся  вместе»

 Взаимное  обучение


 Младший  школьный  возраст  благоприятен  для  овладения  коммуникативными  универсальными  учебными  действиями в  силу  особой  чуткости  общения.  Задачей  педагога в  этих  условиях  является  использование  всевозможных  способов  формирования  коммуникативных  универсальных  учебных  действий на  уроках  окружающего  мира.

Выводы по 1  главе.

На основе анализа психолого-педагогической литеᴩатуᴩы можно пᴩийти к выводу:

  1. Термин " универсальные  учебные  действия" в  широком  значении  означает  умение  учиться, то  есть  способность  субъекта к  саморазвитию и  самосовершенствованию  путем  сознательного и  активного  присвоения  нового  социального  опыта. В  более  узком ( психологическом)  значении  этот  термин  можно  определить  как  совокупность  способов  действия  учащегося (а  также  связанных с  ними  навыков  учебной  работы),  обеспечивающих  самостоятельное  усвоение  новых  знаний,  формирование  умений,  включая  организацию  этого  процесса

 Универсальные  учебные  действия –  это  действия,  обеспечивающие  овладение  ключевыми  компетенциями,  составляющими  основу  умения  учиться



  1.  Коммуникативные  универсальные  учебные  действия  имеют  многогранный  характер. В  связи с  этим  необходимо  выделение  возрастных  особенностей  коммуникативных  действий,  которые  имеют  наиболее  общее  значение с  точки  зрения  достижения  целей  образования.

 Младший  школьный  возраст  является  благоприятным   для  формирования  коммуникативного  компонента  универсальных  учебных  действий.

3. Для  формирования  коммуникативных   универсальных   учебных  действий  младших  школьников  требуются  специальные  методы и   приёмы в  учебно- воспитательном  процессе  начальной  школы и  система  занятий, на  которых  будут  сформированы  необходимые  универсальные  учебные  действия. В  рамках  предмета « Окружающий  мир»  для  формирования  коммуникативных  универсальных  учебных  действий  используются  следующие  методы  обучения:  работа в  парах и  малых  группах,  метод  сотрудничества,  беседы,  дискуссии,  наблюдение и  фиксирование  результатов,  поиск  информации, а  также  приемы: « командно- игровая  деятельность», « учимся  вместе».  Можно заметить, что уᴩоки  окружающего  мира  могут  стать  одной из  основ  формирования  коммуникативных  универсальных  учебных  действий.

Глава 2.  Практические  основы  формирования  коммуникативных  универсальных  учебных  действий у  первоклассников

2.1  Выявление  уровня  сформированность  коммуникативных  универсальных  учебных  действий  учащихся 1  класса

В  первый  класс  приходят  ученики с  разными  индивидуальными  особенностями,  уровнем  подготовленности к  обучению.  Наблюдения за  дошкольниками и  первоклассниками  показывают,  что у  многих из  них  уровень  развития  реальной  коммуникативной  компетентности  далёк от  желаемого.  Поэтому  одной из  главных  задач  педагога  является  поиск  наиболее  оптимальных  путей  развития  коммуникативных  универсальных  учебных  действий с учётом  индивидуальных  особенностей  детей [13].

 Были  избраны  методики  определения  уровня  сформированность  коммуникативных  универсальных  учебных  действий:  методика Г.А. Цукерман « Рукавички» ( выявление  уровня  сформированности  действий по  согласованию  усилий в  процессе  организации и  осуществления  сотрудничества);  методика Г.А.  Германцева « Кто  прав?» ( Приложение Б).

 Целью  констатирующего  эксперимента,  состоит в  изучении  особенностей  организации  педагогического  процесса,  обеспечивающего  развитие  коммуникативных  универсальных  учебных  действий  первоклассников.

 Поставленные  задачи  для  реализации  цели  исследования  решаются  при  помощи  метода  наблюдения.

Задание " Левая и  правая  стороны" (Ж.  Пиаже) [16].

 Цель:  выявление  уровня  сформированности  действий,  направленных на  учет  позиции  собеседника ( партнера).

 Оцениваемые  универсальные  учебные  действия:  коммуникативные  действия.

 Возраст: 6,5–7  лет.

 Метод  оценивания:  индивидуальная  беседа с  ребенком.

 Описание  задания:  ребенку  задают  вопросы, на  которые он  должен  ответить,  или  предлагают  задания, на  которые он  должен  отреагировать  действиями.

 Задания

1. ( Сидя  или  стоя  лицом к  лицу  ребенка.)  Покажи  мне  свою  правую  руку.  Левую.  Покажи  мне  правую  ногу.  Левую.

2. То же  самое.  Покажи  мне  мою  левую  руку.  Правую.  Покажи  мне  мою  левую  ногу.  Правую.

 Вариант.  Дети  стоят  спиной  друг к  другу.  Одному из  детей  предлагают, не  оборачиваясь,  показать  левую  руку  стоящего за  его  спиной  одноклассника.  Правую.  Дотронуться до  его  левой  ноги.  Правой.


3. На  столе  перед  ребенком  лежат  монета,  карандаш:  монета с  левой  стороны от  карандаша по  отношению к  ребенку.  Карандаш  слева  или  справа? А  монета?

4.  Ребенок  сидит  напротив  взрослого, у  которого в  правой  руке  монета, а в  левой  руке  карандаш.  Монета в  левой  или в  правой  руке? А  карандаш?

 Критерии  оценивания:

–  понимание  возможности  различных  позиций и  точек  зрения,  ориентация на  позицию  других  людей,  отличную от  собственной;

–  соотнесение  характеристик  или  признаков  предметов с  особенностями  точки  зрения  наблюдателя,  координация  разных  пространственных  позиций.

 Уровни  оценивания:

1.  Низкий  уровень:  ребенок  отвечает  неправильно во  всех  четырех  заданиях;

2.  Средний  уровень:  правильные  ответы  только в 1-м и 3-м  заданиях;  ребенок  правильно  определяет  стороны  относительно  своей  позиции, но не  учитывает  позиции  партнера.

3.  Высокий  уровень:  четыре  задания  ребенок  выполняет  правильно, т. е.  учитывает  отличия  позиции  другого  человека.

Методика " Кто  прав?" ( методика Г.А.  Цукерман и др.) [19].

 Цель:  выявление  сформированности  действий,  направленных на  учет  позиции  собеседника ( партнера).

 Оцениваемые  универсальные  учебные  действия:  коммуникативные  действия.

 Возраст: 8-10  лет.

 Метод  оценивания:  индивидуальная  беседа с  ребенком.

 Описание  задания:  ребенку  дают по  очереди  текст  трех  заданий и  задают  вопросы.

 Текст 1

 После  школы  три  подруги  решили  готовить  уроки  вместе.

-  Сначала  решим  задачи по  математике, –  сказала  Наташа.

-  Нет,  начать  надо с  упражнения по  русскому  языку, –  предложила  Катя.

- А  вот и  нет,  вначале  надо  выучить  стихотворение, –  возразила  Ира.

 Как ты  думаешь,  кто из  них  прав?  Почему?  Как  объяснила  свой  выбор  каждая из  девочек?  Как им  лучше  поступить?

 Текст 2

 Две  сестры  пошли  выбирать  подарок  своему  маленькому  братишке к  первому  дню  его  рождения.

-  Давай  купим  ему  это  лото, –  предложила  Лена.

-  Нет,  лучше  подарить  самокат, –  возразила  Аня.

 Как ты  думаешь,  кто из  них  прав?  Почему?  Как  объяснила  свой  выбор  каждая из  девочек?  Как им  лучше  поступить?  Что бы ты  предложил  подарить?  Почему?