Файл: Теоретические основы исследования благополучия семьи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2. Теоретические основы исследования благополучия семьи
В данной главе мы рассмотрим феномен семейного благополучия в отечественной и зарубежной психологии, гедонистический и эвдемонический подходы к его рассмотрению. Также будут рассмотрены факторы социального и психологического благополучия семьи и их взаимосвязь. Мы также исследуем возможные негативные факторы семейного неблагополучия.
2.1 Феномен семейного благополучия в отечественной и зарубежной психологии
Проблема психологического благополучия является одной из наиболее популярных предметов современных исследований. Оно также занимает одно их ведущих мест в ранге жизненных ценностей. С другой стороны, семейные ценности в России переживают глубокие перемены, порой не способствующие установлению в семье и обществе социального согласия и стабильности.
Чтобы понять его сущность и дать определение, нам необходимо рассмотреть понятие «благополучие». Благополучие, удовлетворенность и субъективное счастье связано с именами К.Рифф, Э. Динера, Н. Бредберна в ходе исследований позитивной психологии в конце ХХ века.
Определяют два основных подхода к изучению вопроса о благополучии — гедонистический (Э. Динера, Н. Бредберн) и эвдемонический (К. Рифф).
Гедонистический подход основан на восприятии благополучия человеком, оценивается как уровень пережитого человеком счастья, положительных эмоций, удовлетворенности. Человек стремится к достижению удовольствия, избегает неудовольствия. Удовольствие рассматривается как телесное удовлетворение, удовлетворение от достижения свои целей. Иными словами, благополучие рассматривается с позиции конкретного субъекта, без учета его взаимоотношений в социуме.
Второй подход говорит о благополучии как о реализации внутреннего потенциала в результате осмысленности жизни. Подход основан на соответствии социального запроса и соответствии индивида данному запросу. В данном случае реализация потенциала может быть представлена как одна из ведущих потребностей человека в самоактуализации. Данный подход не принимает во внимание другие факторы, влияющие на благополучие, а значит, также, не может являться определяющим для нашего исследования.
Американская исследовательница К. Рифф разработала структуру благополучия, выделив шесть основных компонентов психологического благополучия: самопринятие, позитивные отношения с окружающими, автономия, управление окружающей средой, цель в жизни и личностный рост. Которая также коррелирует с понятием здоровой личности, включая не только отсутствие болезней, физических дефектов, но и состояние полного социального, умственного и физического благополучия.
В России семейное благополучие не было рассмотрено детально, подходы к его рассмотрению отличаются от традиционного понимания. Например, А.В. Воронина берет во внимание не только аспекты удовлетворенности жизнью и личностный рост, а интегрирует понятия «психическое здоровье» и «психологическое здоровье», считая их соподчиненными.
Наиболее распространенными определениями благополучия можно считать следующие. И.В. Заусенко определяет психологическое благополучие как направленность личности на позитивное функционирование. Т.Н. Сенгеева определяет психологическое благополучие через особенности совладения со стрессами и выработкой стратегий по их преодолению.
Таким образом, все ранее выделенные определения благополучия не рассматривали его как целостной компонент, на которое может повлиять не только общее эмоциональное состояние, стрессы и самооактуализация, но и взаимодействие с окружающими, с окружающей средой.
Мы берем за основу нашего исследования гедоническое направление Д. Канемана, Н. Брелберна, Э. Динера, при котором благополучие рассматривается в терминах удовлетворенности-неудовлетворенности, включив в него структуру благополучия К. Рифф. Таким образом, мы изучаем его в комплексе. Именно показатели удовлетворенности — неудовлетворенности важны при выявлении благополучия — неблагополучия, которые измеряют все сферы деятельности человека, соответствующие компонентам благополучия К. Рифф.
2.2 Социальные и психологические факторы семейного благополучия
Для исследования семейного благополучия и выявления его факторов используют различного рода показатели. Согласно Л. Савинову семейное благополучие включает характер и степень выполнения социальных и индивидуальных функций супругами, степень удовлетворенности супругов отношениями. П. Куттер считал, что успех супружества оценивается степенью того, насколько в нем достигаются поставленные членами семьи цели, общие и индивидуальные.
Семейное благополучие коррелирует с понятием здоровой семьи. Здесь мы рассматриваем критерии здоровья семьи В.С. Торохтий:
сходство семейных ценностей,
функционально-ролевая согласованность,
социально-ролевая адекватность,
эмоциональная удовлетворенность,
устремленность к семейному долголетию.
Рассматривая особенности их проявления, мы выделяем сходство или различие семейных ценностей, единство или разногласие взглядов и отношений к нормам, правилам семейной жизни. Первые определяют семейное благополучие, второе — неблагополучие.
Функционально-ролевая согласованность представляет собой механизмы взаимодействия в семье — взаимопомощь, взаимопонимание, взаимодоверие.
Социально-ролевая адекватность обуславливается ролями в семье, согласованностью семейных ожиданий. Каждый член семьи находится в положении, определяющем его роли, которые необходимо выполнять. В отце видят лидера, добытчика, в женщине — мать, хозяйку. Однако в ходе усвоения социального опыта все чаще человек вступает в конфликт между личностью и ожидаемой ролью в семье, что напрямую отражается на семье, характере взаимоотношений в ней, нарушая баланс.
Эмоциональная удовлетворенность достигается при условии принятия и уважения членами семьи друг друга. Эмоциональная связь внутри семьи также обеспечивается совместной деятельностью, нацеленной на один результат.
Основными факторами, способствующими к достижению эмоциональной удовлетворенности, являются:
уровень образования,
мотивы заключения брака,
характер супружеских отношений,
один стиль воспитания детей.
Отсутствие противоречий в данных факторах семейной жизни способствуют снижению риска возникновения конфликтных ситуаций, ведущих к дезорганизации семьи.
Психологическое благополучие супругов
Характер супружеских отношений также рассматривается с точки зрения эффективности выполнения семьей своих функций. Данные особенности супружеских отношений оказывают влияние на степень эмоционально-психологического благополучия семьи.
У каждого человека своя иерархи потребностей. Мы берем за основу классификацию потребностей А. Маслоу. Согласно классификации, у человека с рождения появляются и сопровождают семь классов потребностей:
физиологические (органические потребности),
потребности в безопасности
,
потребности в принадлежности и любви,
потребности уважения (почитания),
познавательные потребности,
эстетические потребности,
потребности в самоактуализации.
Неудовлетворение потребностей влияет на развитие каждого члена семьи, приводит к низкой самооценке и неспособности к социализации. Здесь стоит упомянуть, что при удовлетворении данных потребностей мотивация и психологическое благополучие находятся на высоком уровне.
Распределение ролей также неизменно сопровождает семью в течение ее жизни — молодая семья, семья с ребенком, стареющая семья. Так, С.В. Ковалев выделяет систему супружеских ролей в соответствии с функциями семьи, считая, что функционально-ролевая согласованность супругов является основой для семейного благополучия.
Говоря о ролевой согласованности супругов, мы приводим список ролей С.В. Ковалева:
Ответственный за материальное обеспечение семьи. Данная роль подразумевает обеспечение семьи необходимым, поддержку уровня благосостояния.
Хозяин — хозяйка. При реализации этой роли муж или жена приобретают продукты, готовят пищу, создают уют, наводят чистоту и порядок и т.д.
Ответственный за поддержание родственных связей. Сюда относится участие в семейных ритуалах и церемониях, организация общения с родственниками и помощь социальному становлению членов семьи.
Организатор семейной субкультуры. Член семьи, присваивающий себе роль, формирует у других определенные культурные ценности, разнообразные интересы и увлечения.
Организатор развлечений берет на себя ответственность за организацию досуга семьи.
Семейный психотерапевт. Роль требует налаженной коммуникации со всеми членами семьи, тогда исполняющий роль осуществляет действия по решению личностных проблем каждого в семье.
Любовный партнер. Роль определяет активность партнера в интимной сфере жизни.
Ответственный по уходу за младенцем. Роль заключается в обеспечении ребенка в первый год-полтора его жизни физическим и психологическим комфортом.
Воспитатель. В ходе исполнения роли член семьи ответственен за формирование личности ребенка более старшего возраста.
По К. Киркпатрику существует три основных вида супружеских ролей:
традиционные,
товарищеские,
партнерские.
На сегодняшний день наблюдается смешение черт традиционной и эгалитарной семьи, обмен ролями между супругами. Но при всем многообразии вариаций распределения ролей еще Т.А. Гурко отметила важность согласованности супругов, тогда мы можем говорить об удовлетворенности или неудовлетворенности супругов.
Несогласованность ролей в браке препятствует достижению семейной гармонии. Если супруги не найду компромисс, они будут бороться за роль главы семьи или расстанутся.
С.В. Ковалев также писал, что роли в семье должны быть не сколько согласованы, сколько взаимодополняемы.
Мы считаем целесообразным рассматривать роли с точки зрения их согласованности между супругами и степенью удовлетворенности ими. Теория комплементарности, предложенная Р. Винчем заключается во взаимодополняемости потребностей партнеров, то есть мы говорим и о сходстве членов семьи друг с другом по многим характеристикам, но и сходство в различиях.
Среди ролевых ожиданий выделяют:
Партнер, ориентированный на равноправие: ждет равных прав и обязанностей;
Романтический партнер: ищет душевного согласия, стремится создать крепкие любовные узы; чувствует себя обманутым, если сталкивается с отказом поддержать его любовные игры;
Родительский партнер: заботится и воспитывает партнера, который занимает «детскую» позицию;
«Детский» партнер: привносит спонтанность, непосредственность, радость в отношения, но склонен к проявлению слабости и беспомощности;
Рациональный партнер: контролирует эмоции, следует правилам; он ответственен и трезв в оценках, но может ошибаться в определении переживаний своего партнера;
Товарищеский партнер: ищет спутника, товарища, друга, с которым он может разделить повседневные хлопоты, прожить жизнь. Он не 16 претендует на романтическую любовь, принимает семейные тяготы как неизбежные обязанности;
Независимый партнер: сохраняет в отношениях дистанцию со своим партнеров, избегает излишней итимности в отношениях, ждет уважения к своим требованиям.
Партнерские комбинации на основе выделенных ожиданий вполне могут дополнять друг друга. Независимый партнер может вступить в брак с рациональным партнером, выбрав ход развития отношений, четко следуя ему. Однако изначально заложена конфликтность в браке между романтическим партнером и независимым.
Таким образом, мы полагаем, что факторами психологического благополучия супругов являются:
удовлетворение потребностей всех членов семьи;
ролевая согласованность супругов.
Подводя итог, мы можем сказать, что супружеские отношения играют важную роль при оценке уровня удовлетворенности или неудовлетворенности семьей. Оценка осуществляется по двум взаимосвязанным показателям — эффективность выполнения функций семьи и согласованность семейных ролей.