Файл: Теоретические основы исследования благополучия семьи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Психологическое благополучие ребенка

Семья играет основную роль в формировании и развитии личности, ее нравственности, жизненных принципов ребенка.

Детское благополучие является частью благополучия семьи, неудовлетворенность детей влияет на общую семейную неудовлетворенность, а неудовлетворенность родителей супружескими отношениями влияет на ребенка.

Во многом детское благополучие зависит от старших членов, родителей. Существует прямая взаимосвязь воспитательной деятельности родителей и детей. Значение семейного воспитания велико — семья является первым социальным институтом ребенка, важным фактором личностного, интеллектуального и духовного развития человека.

Д. Баумринд считает, что уровень контроля и эмоциональной насыщенности влияют на благополучие ребенка, его восприятие родителей и себя.

Таблица №1

Влияние стиля воспитания на личностное развитие детей

Родитель

Дети

Авторитетный: инициативный, общительный, с высоким уровнем контроля; поощряет самостоятельность детей; теплые отношения с детьми

Социально адаптированные, уверенные в себе, способные к самоконтролю, с высокой самооценкой.

Авторитарный: высокий уровень контроля, ожидание выполнения своих требований; отношения с детьми холодные отстраненные, редкое общение с детьми, жесткие правила

Раздражительные, склонные к конфликтам, замкнуты, боязливы

Либеральный: низкий уровень контроля, теплые отношения, слабо регламентируемое поведение ребенка, открытое общение с детьми; инициатор коммуникации — ребенок

Импульсивные, агрессивные, непослушные, нетребовательны к себе.

Безразличные родители: низкий уровень контроля, холодные отношения, отсутствие ограничений, безразличие к детям

Девиантное поведение


Используя классификацию Д. Баумринд, мы можем утверждать, что благополучие ребенка поддерживается в случае наличия в родительском отношении умеренного контроля, требовательности, коммуникации и эмоциональной поддержки.

Психологическое благополучие ребенка имеет куда большее значение, чем благополучие взрослого, поскольку оно формирует личность ребенка — обеспечивает высокую самооценку, самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт. Психологическое
благополучие ребенка достигается в семье, в которой родители, выполняя свои функции, удовлетворяют потребности ребенка.

Когнитивные потребности проявляются в изучении окружающего мира и формировании представления о нем. Когнитивные потребности в большей мере проявляются после девяти-двенадцати месяцев, когда ребенок способен владеть свои телом и взаимодействовать с окружающей средой. Неудовлетворение потребностей в безопасности и эмоциональном комфорте ведет к снижению когнитивных потребностей.

Немаловажным фактором благополучия ребенка является общение ребенка и родителя, характер из взаимоотношений, эмоциональная близость.

Третьим фактором психологического благополучия ребенка является психологический климат семьи, который обеспечивается устойчивостью и гармоничностью семейных отношений между всеми членами семьи — супружеские отношения, детско-родительские.

Основной благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. В них нет места тревожности и отчуждению — они приводят к возникновению у ребенка неврозов, а значит, одна из главных функций семьи не выполняется. В случае непринятия новой роли ребенок погружается в атмосферу эмоционального насилия — его игнорируют, обесценивают, когда ребенок нуждается в привязанных отношениях между родителем и ребенком.

В связи с этим мы рассматриваем факторы, влияющие на психологическое благополучие детей в семье:

 гармония супружеских и детско-родительских отношений в семье;

 родительское отношение к ребенку, степень выполнения ими его потребностей.

Гармонию супружеских и детско-родительских отношений мы рассматриваем через удовлетворенность отношениями, родительское отношение — умеренный контроль, требовательность и наличие эмоциональной связи, уровень самооценки ребенка.

Следующая линия анализа касается рассмотрения социальных факторов семейного благополучия

Социальное благополучие семьи рассматривается с позиции внешних взаимодействий с социумом, окружающей среды, включает материальное положение семьи, количество детей, условия проживания, состояние здоровья — объективные факторы.

Рассматривая социальное благополучие, стоит также обратиться к М. Люману и У. Шиммаку. Они рассматривали благополучие в тесной взаимосвязи с уровнем дохода. Высокий доход позволяет удовлетворить базовые потребности, такие как в принятии и уважении, говоря о статусе семьи. Однако высокий доход не гарантирует отсутствие негативных эмоций и удовлетворения других сфер жизни, в то время как низкий доход, финансовые проблемы существенно меняют эмоциональное состояние семьи в негативную сторону.



Социальное благополучие семьи также включает в себя компонент образования. Однако важно не его наличие у партнеров, сколько важен уровень интеллекта, который не должен сильно отличаться. Общение будет не доставлять удовольствие, а нервировать из-за постоянной надобности в объяснении, что того не требует для одного из партнеров. Также образование родителей во многом определяет успешность ребенка в семье, удовлетворение его познавательных потребностей, его успешность и признание со стороны не только родителей, но и сверстников, учителей.

Следующий компонент социального благополучия — возраст партнеров. Возраст партнеров определяет зрелость, готовность выполнения супружеских и родительских обязанностей. Возраст диктует различные цели, интересы и круг общения. Разница в возрасте влечет непонимание, разобщенность. Зрелому мужчине нужна хозяйка и мать его детей, молодой девушке — ночная жизнь и новые впечатления. Неудовлетворенность браком в данном случае будет неизбежна.

Вопрос социального благополучия ребенка рассматривается через международную концепцию благополучия ребенка, которая основывается на фактических данных, то есть факторов, способствующих или препятствующих развитию детей и подростков.

Концепция благополучия включает:

 базовые потребности (здоровье, физическая безопасность, соответствующее возрасту питание);

 умения и навыки, которые необходимо развивать, поддерживать и приобретать (уметь отличать правильное от неправильного, опыт решения проблем, регуляция эмоций);

Немаловажным фактором социального благополучия ребенка является совместная деятельность родителей и ребенка, взаимодействие с социумом вне дома — детским садом, кружками по интересам.

Социальное благополучие ребенка — это уровень cформированности его жизненных навыков, уровень автономности, его нравственное развитие, характер отношений с родителями, родственниками, друзьями, ровесниками.

Таким образом, социальные факторы благополучия условия включают в себя:

 образование,

 уровень совместного дохода,

 социальные отношения семьи,

 организацию досуга.

Исследование социальных и психологических факторов должно происходить в комплексе, поскольку данные факторы находятся в тесной взаимосвязи между собой.


Подводя итог, социально-психологическими факторами благополучия семьи являются:

 удовлетворенность супружескими отношениями;

 удовлетворенность детско-родительскими отношениями;

родительское отношение к ребенку (умеренный уровень требовательности, контроля и наличие эмоциональной связи);

 самооценка ребенка;

 образование;

 уровень совместного дохода;

 социальные отношения семьи;

 организацию досуга.

2.3 Выводы по второй главе

Сложившийся подход к измерению семейного благополучия в рамках современных исследований в большей степени опирается на доступные индикаторы, характеризующие внешние признаки благополучия и неблагополучия: материальные условия, конфликты, статусы членов семьи, культурные особенности. Однако не менее важными, а подчас и более значимыми для жизни семьи являются субъективные представления ее членов о благополучии. Эти представления опираются не только на образ идеальной семьи. Они корректируются супругами исходя из оценки своих реальных и потенциальных возможностей в реализации конкретного идеала семейной жизни. Оценка семейного благополучия включает также такие составляющие, как удовлетворенность семейными отношениями, ролевой согласованностью супругов, удовлетворенность супружескими и детско-родительскими отношениями, удовлетворение потребностей всех челнов семьи. Образ семьи, сложившийся в сознании каждого из ее членов, — это та реальность, которая определяет их самочувствие, переживания и поступки. И эта реальность может слабо коррелировать со статистическими показателями доходов, занятости, социального статуса.