Файл: Билет 1 Предмет социологии, соотношение предмета и объекта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 192

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В независимости методологического подхода различают:

Первичные

Вторичные

- состоят из небольшого числа людей, между которыми существуют прямые контакты.

Взаимодействие в рамках таких групп отражают многочисленные аспекты личности участников.

Преобладают – непосредственные, личные связи.

Пример: семья, друзья

- некоторое число людей, регулярно встречающихся, но чьи отношения имеют по большей части обезличенный характер.

Индивиды во вторичных группах не имеют близких, эмоциональных связей. Взаимодействуют для достижения каких-либо целей. Особенное значение придается не личностным качествам людей, а их умению выполнять определенные функции.


Билет 15.

  1. Мобильность. Виды мобильности.

Мобильность - любой переход индивида, социального объекта или ценностей от одной социальной позиции к другой.

Выделяют межпоколенную и внутрипоколенную мобильности. При межпоколенной мобильности происходит изменение статуса детей по сравнению со статусом родителей. Внутрипоколенная мобильность подрузамевает изменение социального статуса в пределах одного поколения, она сравнивает статусы, принадлежащие одному индивиду на различных этапах его жизни (личная карьера индивида).

Перемещаться в социальном пространстве могут индивиды, группы, статистические множества, а может меняться вся социальная структура. Соответственно, выделяют мобильность индивидуальную, групповую, массовую и структурную.

Сорокин выделял два типа социальной мобильности - горизонтальную и вертикальную.

Вертикальная мобильность происходит, когда происходят изменения основных показателей и социальные объекты перемещаются вверх или вниз. Горизонтальная мобильность, когда позиция меняется, но стратификационные показатели остаются прежними. К горизонтальной мобильности Сорокин относил территориальную, религиозную, семейную.



Сорокин выделял пять основных институтов: армия, церковь, собственность, школа и брак.

  1. М. Вебер о социальной стратификации.


Стратификация – дифференциация общества на иерархически расположенные слои по убыванию или возрастанию какого-либо признака.

Три аспекта стратификации:

  1. Собственность

  2. Власть

  3. Престиж

По Веберу отдельно взаимодействующие факторы, лежащие в основе иерархии в любом обществе.

Различия людей по собственности порождают классы.

Различия по отношению к власти порождают политические партии.

Типология классов по Веберу:

  1. Собственность:

1.Рабочий класс: - лишен собственности; предлагает на рынок свои услуги; дифференцируется по уровню классификации.

2.Мелкая буржуазия (мелкие бизнесмены и торговцы)

3.Лишенные собственности технические специалисты и интеллектуалы (Белые воротнички и интеллектуалы)

4.Администраторы и менеджеры

5.Собственники:

  1. Престиж

Статус – престижные различия.

Престиж – отрицательная или положительная оценка почета, уважения, получаемая индивидом. Статус усложняет социальную структуру, показывая насколько одни люди ценнее других.

Зависит: От религии, От расы, От богатства, От физиологической привлекательности, От социальной ловкости

В основе статусных групп лежит некоторое разделяемое всеми количество социально предписанного престижа или почести.

  1. Власть

- возможность личности или группы реализовывать свою воль при сопротивлении других;

- может быть функцией обладания ресурсами в экономических, статусных, политических системах.

Класс и статус – ресурсы обладания властью. Властные ресурсы: в религии, организациях, профсоюзах, силовых структурах.

Политические партии – объединение людей по убеждениям. Они могут быть классово или статусно ориентированы, но по Веберу не обязательно
Билет 16.

  1. Основные методологические подходы в социологии. Идеализм и материализм.

Материалзм:

Те, кто подчеркивает материальный характер социальной реальности, считают, что человеческую деятельность точнее можно охарактеризовать как поведение, обусловленное влиянием материальных условий.  

В этом случае при объяснении крупных процессов социальной жизни подчеркивается факт их материальности.

Подобный подход часто связан с доктриной натурализма, предполагающей существование минимального различия между человеческим поведением и поведением животных или даже неодушевленных предметов.



Идеализм:

С альтернативной – идеалистической – точки зрения указанная выше позиция полностью игнорирует значение и специфику человеческой деятельности. Речь идет об уникальном факте использования сложных систем лингвистических знаков и культурных символов с целью показать себе и другим, что они намерены делать. Подобная точка зрения предполагает, что человеческая деятельность является не поведением (адаптацией к материальным условиям), а выражением смысла, который люди придают (посредством языка) своим поступкам. Социальное действие поэтому всегда является процессом наделения ситуации смыслом, и именно смыслы, идеи, символы и т.д. составляют «материю» социального мира. 

Посещение церкви, преклонение колен, прыжок с высокого дома или под поезд не могут быть поняты вне контекста социальных правил и культурных смыслов и могут быть расшифрованы наблюдателем только благодаря использованию им собственных интерпретационных способностей.

В социальных науках, таким образом, мы вынуждены «интерпретировать смысл» социальных событий, используя такие термины, как «желание», «любовь», «благо» и т.д., которые либо вовсе не применяются в естественных науках, либо используются совершенно иным образом. В природном мире, как предполагается, неодушевленные объекты лишены способности осознавать смысл своей деятельности. Объекты естественной науки подчиняются законам, в то время как люди подчиняются правилам культуры, которые неприменимы к природному миру.

Когда вы подчиняетесь законам государства, это не тождественно ситуации, в которой камень подчиняется законам гравитации, будучи брошенным в воздух. Это не означает, что вы вольны в том, чтобы не подчиниться государственному закону, в то время как камень не может не подчиниться гравитации. Это означает, что вы можете размышлять о том, подчиниться или не подчиниться государству, и, принимая то или иное решение, вы не можете не задумываться над тем, что представляют собой законы государства и каковы вероятные последствия вашего действия. Это интерпретируемое воображение будущего состояния дел является главным элементом настоящего действия. Любая попытка объяснить социальное действие в терминах существующих материальных условий упускает из виду способность человека действовать в рамках смысла, который не может быть привязан к материальному настоящему или прошлому.



  1. Функционалистская концепция стратификации У. Дэвиса и К. Мура.

Базовые идеи концепции К. Дэвиса и У. Мура:

1. Некоторые позиции в обществе функционально более важны, чем другие;

2. Только небольшое число людей в любом обществе обладает способностями, дающими возможность выполнять эти более ответственные функции;

3. Чтобы побудить одаренных людей нести нелегкие нагрузки, овладевать знаниями и навыками, общество открывает им доступ к дефицитным и необходимым благам;

4. Этот неравный доступ к благам приводит к тому, что разные страты пользуются неодинаковым престижем и уважением.

5. Престиж и уважение, а также права и преимущества создают институционализированное неравенство, то есть стратификацию.

6. Следовательно, социальное неравенство между стратами по этим признакам позитивно функционально и неизбежно в любом обществе.

Функциональная теория стратификации, сформулированная Кингсли Дэвисом и Уилбертом Муром (Devis and Moor, 1945), возможно, является наиболее известной работой в рамках теории структурного функционализма. Дэвис и Мур разъяснили, что рассматривают социальную стратификацию как всеобщую и необходимую. Они утверждали, что не может быть не стратифицированного, абсолютно бесклассового общества. Стратификация, с их точки зрения, есть функциональная необходимость. Кроме того, они считали систему стратификации структурой, отмечая, что стратификация относится не к индивидам в системе стратификации, а к системе ролей. В центре их внимания был вопрос о том, как получается, что определенные позиции имеют различную степень престижности, а не о том, как случается, что индивиды занимают определенные позиции.

Надлежащее заполнение должностей в обществе проблематично по трем основным причинам. Во-первых, некоторые места привлекательнее прочих. Во-вторых, некоторые должности важнее других для выживания общества. В-третьих, различные социальные позиции требуют различных способностей и талантов.
Билет 17.

  1. Экономическая стратификация. Стратификационные графики и фигуры.


Два основных типа флуктуации:

· Экономический подъем или спад группы (экономическое обогащение или обеднение социальных групп) и Рост или сокращение экономической стратификации внутри самой группы (изменение экономического профиля)

Два типа флуктуации экономического статуса общества:

I. Флуктуация экономического статуса группы как единого целого:

а) возрастание экономического благосостояния;

б) уменьшение последнего.

Утверждения по этой флуктуации:

· Благосостояние и доход различных обществ существенно меняется от одной страны к другой, от одной группы к другой

· Средний уровень благосостояния и дохода в одном и том же обществе меняется во времени

· В истории семьи, нации или любой другой группы не существует устойчивой тенденции ни к обогащению, ни к обнищанию. Все хорошо известные тенденции фиксированы только для ограниченного периода времени. В течение длительных периодов они могут действовать в обратном направлении. История не дает достаточного основания утверждать ни тенденцию по направлении к раю процветания, ни к аду нищеты. История показывает только бесцельные флуктуации.

II. Флуктуации высоты и профиля экономической стратификации внутри общества:

а) возвышение экономической пирамиды;

б) уплощение экономической пирамиды

Показатели экономической стратификации:

1) Доход – любая сумма денег, полученная в виде прибыли, ренты, з/п, пенсий, пособий, алиментов, гонораров, стипендий.

2) Богатство – запас активов разного рода (в денежной форме и недвижимости) Машина, если ездишь на ней сам – не актив, если работаешь на ней водителем - актив.

Кроме графиков рисуют фигуры (основные пирамида и ромб), иногда образные: «Лимон», «Пирамида», «Эйфелева башня».

Считается, что образными фигурами можно описать стратификацию любой страны мира:

1) «Лимон» – богатые страны, страны «золотого миллиарда», население +- миллиард, «общество среднего класса».

2) «Пирамида» – страны среднего уровня развития, так выглядели социалистические страны.

3) «Эйфелева башня» – развивающиеся, «страны третьего мира», большое число абсолютно бедных, средний класс относительно небольшой и сильно дифференцированный.


  1. Время как мера социальной жизни.

время