Файл: Рабочее место водителя автомобиля.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство высшего образования и науки Российской Федерации


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

ИРКУТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт заочно-вечернего обучения

Кафедра промышленной экологии и безопасности жизнедеятельности


Контрольная работа

по дисциплине

«Безопасность жизнедеятельности»
на тему: Рабочее место водителя автомобиля

Выполнил студент группы: БЖТбз-19-1

Проверил: Никитина О.И.

Иркутск 2022 г.

Содержание






Введение………………………………………………………………….3




1

Анализ и оценка профессиональных рисков

и условий труда…………………………………………………………..4

    1. Рабочее место – салон автомобиля…………………………………4

    2. Идентификация вредных или опасных

производственных факторов…………………………………………...11

    1. Характер воздействия на организм

работника идентифицированных производственных факторов…….13




2

Мероприятия по устранению (снижению) профриска………………..15







2.1 Решение по устранению (снижению воздействия)

выявленных факторов и улучшению условий труда………………….15







2.2 Охрана труда работников (обеспечение СИЗ, инструктаж)………15







Заключение………………………………………………………………19







Список использованных источников





Введение

В последнее время на разных предприятиях наблюдается тенденция к росту производственных травм. Под этим следует понимать - внезапное повреждение организма человека и потерю им трудоспособности, вызванные несчастным случаем на производстве. Этот рост происходит из-за того, что работодатель стремится получить максимальную прибыль, нежели обеспечить достойные условия для работников предприятия, в число которых входят: высокое качество оборудования, наличие защитных средств, наличие контроля и высокая квалификация персонала.


Начиная с 90-х годов, человек выступал как средство, а качествам условий труда внимания уделялось крайне мало. Постепенно рыночные отношения становились более цивилизованными, где проявлялась необходимость в высококлассных специалистах, которые в свою очередь, начали проявлять более высокие требования к условиям труда. Однако, на сегодняшний день, не смотря на внедрение новых, более современных и безопасных для человека технологий, остается много отраслей, где травматизм является значительной проблемой.

Таким образом, можно сказать, что уровень производственного травматизма в России сегодня в первую очередь определяется технологическим уровнем производства. Конечно же, понимание глобальных проблем без понимания тех причин, о которых говорилось выше, не может дать полного представления о проблеме травматизма на производстве.


  1. Анализ и оценка профессиональных рисков и условий труда

    1. Рабочее место – салон автомобиля

Часть пространства в салоне автомобиля, предназначенная для размещения водителя и оборудованная для исполнения его водительских функций, называется рабочим местом - это сиденье водителя; органы управления автомобилем (замок зажигания с ключом, рукоятка выключения дизельного двигателя, рулевое колесо, педали, рычаг переключения передач, рычаг стояночного тормоза); приборы и индикаторы; органы управления системами, с помощью которых поддерживаются благоприятные условия деятельности водителя и передается информация другим участникам движения.

Сиденье водителя.

Автомобилями управляют люди, имеющие индивидуальные рост и телосложение. Чтобы каждый водитель имел возможность удобно разместиться на своем рабочем месте, сиденье водителя снабжается регулировками статического прогиба системы подрессоривания, высоты и наклона подушки сиденья, положения сиденья в продольном направлении, наклона спинки сиденья, кривизны спинки сиденья в поясничной области, высоты подголовника.

На рис.1 показано сиденье современного грузового автомобиля и автобуса. Такое сиденье имеет «полный набор» регулировок. При уменьшении их числа водители, антропометрические характеристики которых отклоняются от «среднего» показателя, не смогут разместиться на рабочем месте с максимальным комфортом.



На современных грузовых автомобилях и автобусах сиденье водителя для уменьшения передаваемых ему вибраций подрессоривают. Если система подрессоривания механическая (пружинная или торсионная), предварительное сжатие упругого элемента регулируется с помощью рукоятки (показана на рис.1) под вес водителя. Для удобства регулировки обычно применяется шкала веса водителя со стрелкой. Перемещением рукоятки необходимо совместить стрелку с величиной собственного веса на шкале. При отсутствии шкалы натяжения упругого элемента регулировка выполняется так, чтобы под действием веса водителя сиденье переместилось на одну треть своего полного хода. Если статическое перемещение сиденья будет меньше, вибронагруженность водителя возрастет. При увеличении статического прогиба сиденье будет сильно раскачиваться, что также создаст серьезные неудобства при управлении автомобилем. При пневматическом подрессоривании сиденья статический прогиб устанавливается автоматически на заданную величину независимо от веса водителя.



Рис. 1 - Сиденье водителя грузового автомобиля и автобуса:

1 - ручка регулирования наклона подушки сиденья; 2 - ручка регулирования изгиба спинки сиденья по высоте (ручка не видна, стрелкой указан уровень ее размещения сбоку сиденья); 3 - ручка регулирования кривизны спинки сиденья; 4 - ручка регулирования наклона спинки сиденья; 5 - ручка регулирования высоты подушки сиденья; 6 - ручка регулирования положения в продольном направлении; 7 - ручка регулирования системы подрессоривания сиденья

Органы управления автомобилем.

Органы управления автомобилем располагаются относительно сиденья таким образом, чтобы водитель за счет регулирования положения сиденья мог занять оптимальную рабочую позу. Однако регулировок положения только сиденья может оказаться недостаточно, так как при одинаковом росте люди различаются длиной туловища, рук и ног. Поэтому на современных автомобилях предусмотрены еще регулировки положения и рулевого колеса. На грузовых автомобилях и автобусах, как правило, имеются две регулировки: наклона рулевого колеса и его перемещения вдоль оси вращения. Для изменения наклона рулевого колеса необходимо повернуть рычаг 2,а, показанный на рис.2,в. Чтобы переместить рулевое колесо вверх или вниз вдоль оси вращения, необходимо нажать на педаль 1, показанную на рис.2,б. Типичное расположение органов управления грузовым автомобилем и автобусом показано на рис.3.




Рис.2 - Регулируемое рулевое колесо:

а - возможные положения рулевого колеса; б - расположение педали регулировки положения рулевого колеса по высоте; в - расположение рычага регулировки наклона рулевого колеса; 1 - педаль регулировки положения рулевого колеса по высоте; 2 - рычаг регулировки наклона рулевого колеса



Рис.З - Органы управления грузовым автомобилем и автобусом:

1 - замок зажигания; 2 - рычаг тормоза прицепа; 3 - рычаг стояночного тормоза; 4 - рукоятка выключения двигателя; 5 - рычаг переключения передач; 6 – педаль скорости; 7 - педаль тормоза; 8 - педаль сцепления; 9 - включатель моторного замедлителя; 10 - рулевое колесо

Приборы и индикаторы.

Органы управления средствами информирования других участников движения и системами поддержания комфортных условий деятельности водителя. Для надежного и эффективного управления автомобилем водитель должен получать информацию о дорожно-транспортной ситуации; режиме движения; состоянии систем и агрегатов автомобиля, качестве управления автомобилем.

Находясь в удобной позе на сиденьи, водитель должен хорошо видеть дорогу как перед собой, так и сзади автомобиля (через систему зеркал заднего обзора). С помощью приборов водитель получает информацию о режиме движения, о состоянии систем и агрегатов автомобиля, качестве управления автомобилем. Важно, чтобы водитель, находясь в удобной позе на своем рабочем месте, мог хорошо видеть все эти приборы.

Современный грузовой автомобиль оборудуется системой наружных зеркал заднего обзора показанной на рис.4. Помимо двух основных зеркал (левого 1 и правого 3), устанавливаются дополнительные зеркала 2, 4, 5. Чтобы обеспечить требуемую зону обзора, зеркала грузовых автомобилей и автобусов выполняются сферическими. Хотя минимальный радиус сферы ограничен, водитель видит дорогу с искажением, что затрудняет оценку ситуации сзади автомобиля при обгоне. Поэтому с левой стороны размещено дополнительное плоское зеркало 2.

С правой стороны даже сферическое зеркало не обеспечивает обзора пространства вдоль борта автомобиля и прежде всего в районе кабины автомобиля. Поэтому с правой стороны устанавливается дополнительное зеркало 5, позволяющее водителю наблюдать за пространством возле правой двери кабины. На автопоездах в основное зеркало не видно прицепа на крутом повороте. Эту проблему помогает решить зеркало широкого обзора 4, позволяющее видеть движение прицепа на крутом повороте и судить о наличии других участников движения в «слепой зоне» основного зеркала. Чтобы водитель мог отрегулировать положение основного правого зеркала без посторонней помощи, применяется дистанционный привод поворота зеркала с места водителя. На автобусах дополнительные зеркала устанавливают для того, чтобы водитель мог видеть пространство возле обеих дверей автобуса и в салоне.




Рис.4 - Система зеркал заднего обзора:

1 - основное левое сферическое зеркало; 2 - дополнительное левое плоское зеркало; 3 – правое основное сферическое зеркало; 4 - правое дополнительное зеркало широкого обзора; 5 – правое дополнительное зеркало для обзора пространства возле правой двери

Приборы, установленные на автомобиле, можно разделить на пилотажные, контрольные и индикаторы. Пилотажные приборы необходимы для реализации оптимальных алгоритмов регулирования скорости автомобиля: скоростного и экономичного. Для этой цели требуются тахометр и спидометр. На двигателях с искровым зажиганием нужен эконометр на всех типах двигателей с турбонаддувом - манометр давления наддува.

Показателями качества управления автомобилем являются средняя скорость и средний расход топлива. Для их определения на автомобиль устанавливается бортовой компьютер. Указатель уровня топлива в баке позволяет планировать заправку автомобиля топливом.

Контрольные приборы соответственно температуры охлаждающей жидкости, давления масла в смазочной системе двигателя, давления воздуха в контурах тормозной системы, напряжения бортовой сети позволяют контролировать состояние систем и агрегатов автомобиля.

Стрелочные приборы удобны для наблюдения за медленно изменяющимися параметрами, например, в случае постепенного повышения температуры охлаждающей жидкости. При быстром изменении контролируемых параметров вероятность обнаружения этого по стрелочному прибору невелика, и для этих случаев для привлечения внимания водителя служат световые индикаторы. Поскольку таких индикаторов много, быстро заметить засветившийся среди них также сложно. Для ускорения обнаружения сигнала служат дополнительно установленные центральный индикатор и звуковой зуммер, которые срабатывают одновременно с любым из индикаторов. Кроме аварийных имеются информационные индикаторы, которые подтверждают включение определенной системы (сигнала поворота, габаритных огней, дальнего света), верхнего ряда передач, стояночного тормоза и т.д.

Яркий солнечный свет, неблагоприятные погодные условия (дождь, снегопад), темное время суток - факторы, затрудняющие или делающие невозможным получение информации из среды движения автомобиля, чтение показаний приборов. Поэтому автомобиль снабжается дополнительным оборудованием, системами повышения надежности получения водителем необходимой ему информации. Не менее важным для безопасности движения является информирование водителем других участников движения о своих предполагаемых маневрах. Надежность управления зависит от микроклимата в салоне автомобиля. Для создания комфортных условий в салоне автомобиль оснащен системами отопления, вентиляции и кондиционирования.