Файл: Рабочее место водителя автомобиля.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Водитель управляет перечисленными системами, оборудованием посредством соответствующих органов управления. Расположение приборов и индикаторов органов управления дополнительными системами, помогающих водителю сохранять надежность своих действий при изменении условий движения, информировать других участников движения о своих маневрах, показано на рис.5.

Положение противосолнечных шторок регулируется по высоте, с тем, чтобы предотвратить прямое попадание солнечных лучей в глаза водителя. Система очистки ветрового стекла от влаги и снега и омывания стекла от грязи управляется правым подрулевым рычагом. При перемещении вверх он имеет три фиксированных положения: первое - прерывистая работа стеклоочистителей, второе - низкая скорость, третье - высокая скорость. Для подачи омывающей жидкости необходимо переместить рычаг в сторону рулевого колеса.

Переключатель наружного освещения и подсветки приборов расположен слева на приборной панели. Он имеет следующие положения: 0 - все выключено; поворот на один шаг – включено стояночное освещение; поворот на второй шаг – включены фары (если ключ замка зажигания находится в положении «движение»). Переключение «ближний-дальний» свет осуществляется левым подрулевым рычагом, который имеет два фиксированных положения относительно рулевого колеса: ближе (включен «ближний» свет) и дальше (включен «дальний» свет). Из ближнего к рулевому колесу фиксированного положения рычаг можно «подтянуть» в сторону рулевого колеса. При этом он не фиксируется, но до тех пор, пока водитель удерживает его, будет гореть дальний свет вне зависимости от положения переключателя света и ключа зажигания. Левый подрулевой рычаг включает также и указатели поворота: при перемещении вверх включается правый указатель, а вниз - левый. Слева от руля расположен еще один, небольшой подрулевой переключатель. Его перемещением вниз и назад водитель включает аварийную сигнализацию. Сигнал о торможении включается автоматически при перемещении педали тормоза.



Рис.5 - Расположение приборов, индикаторов и органов управления дополнительными системами:

1 - манометр давления турбонаддува; 2 - центральные индикаторы; 3 - тахометр, 4 - спидометр; 5 - клавиша проверки индикаторов; 6 - панель индикаторов; 7 - указатель уровня топлива; 8 - указатель давления масла; 9 - вольтметр; 10 - пульт управления отоплением и вентиляцией; 11 - вентиляционное сопло; 12 - рычаг включения стеклоочистителя и омывателя ветрового стекла; 13 – рычаг включения аварийной световой сигнализации; 14 - рычаг включения указателей поворота и кратковременного включения дальнего света; 15 – переключатель стояночного освещения, ближнего и дальнего света фар; 16 - манометры давления воздуха в переднем и заднем контурах тормозной системы; 17 – вентиляционное сопло; 18 - указатель температуры охлаждающей жидкости; 19 - блок индикаторов; 20 - противосолнечная шторка


Система отопления и вентиляции салона и обогрева стекол управляется с отдельного пульта.

Схема распределения потоков воздуха в кабине и пульт управления показаны на рис. 6. Верхний переключатель 1 регулирует скорость вентилятора, средний 2 - распределяет потоки воздуха, нижний 3 - регулирует температуру подаваемого воздуха. В положении ручки max воздух поступает максимально подогретым. При отсутствии кондиционера в положении рукоятки min в кабину поступает воздух с температурой окружающей среды. При наличии кондиционера это положение соответствует максимальному охлаждению поступающего воздуха. Для вентиляции салона в летнее время при отсутствии кондиционера используются опускающиеся боковые стекла дверей и люк на крыше кабины. Для предотвращения обмерзания и запотевания наружных зеркал используется их электрообогрев.

На рабочем месте водителя автобуса имеются дополнительные органы открывания-закрывания дверей, пульт управления отоплением пассажирского салона, микрофон для информирования пассажиров.



Рис.6 - Действие систем отопления и вентиляции:

а - схема распределения потоков воздуха в кабине; б - пульт управления системой вентиляции и отопления: 1 - переключатель скорости вентилятора; 2 – переключатель распределения воздуха: I - поток воздуха направлен в ноги; II – поток воздуха распределяется между ногами и ветровым стеклом; III - поток воздуха направлен на ветровое стекло; IV - рециркуляция воздуха внутри кабины; 3 – переключатель регулирования температуры подаваемого воздуха; в - управление подачей воздуха через сопло: 4 - ручка открывания и закрывания сопла; 5 – ручка регулировки направления потока воздуха

    1. Идентификация вредных или опасных производственных факторов


Опасными и вредными производственными факторами (ОВПФ) называют факторы, воздействие которых может привести к травме или ухудшению здоровья работника [2].

Опасные и вредные производственные факторы по характеру своего

происхождения подразделяют:

  • на факторы, порождаемые физическими свойствами и характеристиками состояния материальных объектов производственной среды;

  • факторы, свойствами используемых или находящихся в рабочей зоне веществ и материалов;

  • факторы, порождаемые биологическими свойствами микроорганизмов, находящихся в биообъектах и (или) загрязняющих материальные объекты производственной среды;

  • факторы, порождаемые поведенческими реакциями и защитными механизмами живых существ (укусы, ужаливания, выброс ядовитых или иных защитных веществ и т.д.);

  • факторы, порождаемые социально-экономическими и организационно-управленческими условиями осуществления трудовой деятельности (плохая организация работ, низкая культура безопасности и т.д.);

  • факторы, порождаемые психическими и физиологическими свойствами и особенностями человеческого организма и личности работающего (плохое самочувствие работника, нахождение работника в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, потеря концентрации внимания работниками и т. д.).


В процессе работы электромонтера могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы:

Опасные – производственные факторы, воздействие которых может привести к травме:

  • вращающиеся механизмы;

  • работа с электрической талью;

  • физические перегрузки.

Вредные – производственные факторы, воздействие которых может привести заболеванию:

  • повышенная вибрация;

  • повышенный уровень шума;

  • вдыхание паров продуктов сгорания при работе двигателя


При выполнении работ на водителя автомобиля возможно воздействие следующих опасных и вредных производственных факторов:

-вывешенный автомобиль или его агрегаты;

-горячая вода и пар;

-легковоспламеняющиеся вещества;

-газы и другие токсичные вещества;

-этилированный бензин;

-оборудование, инструмент, приспособления;

-падение водителя в результате его неосторожных действий при выходе из кабины и передвижении по территории.


    1. Характер воздействия на организм работника идентифицированных производственных факторов


Воздействие вибрации на организм человека. Вибрация может прямым путем мешать выполнению рабочих операций или косвенно отрицательно влиять на работоспособность человека. Вибрацию рассматривается как сильный стресс-фактор, оказывающий отрицательное влияние на психомоторную работоспособность, эмоциональную сферу и умственную деятельность человека и повышающий вероятность возникновения несчастных случаев. Вибрация, воздействующая на человека, нормируется для каждого направления в каждой октавной полосе. Важное практическое значение имеет частота вибраций. Частоты порядка 35–250 Гц наиболее характерные при работе с ручным инструментом, могут вызвать вибрационную болезнь со спазмой сосудов [3].

Частоты ниже 35 Гц вызывают изменения в нервно-мышечной системе и суставах. Наиболее опасны производственные вибрации равные или близкие к частоте колебания человеческого организма или отдельных органов и равные 6–10 Гц (собственная частота колебаний рук и ног 2–8 Гц, живота 2–3 Гц, груди 1–12 Гц). Колебания с такой частотой влияют на психологическое состояние человека. Одной из причин гибели людей в Бермудском треугольнике может являться колебание водной среды в спокойную погоду, когда частота колебаний равна 6–10 Гц. Частота колебания небольших судов совпадает с частотой колебания среды и у людей появляется чувство опасности, страха. Длительная вибрация может привести к гибели людей. Вибрация оказывает опасное действие на отдельные органы тела и организм человека в целом, нарушая нормальное функционирование нервной системы и органов, связанных с обменом веществ. Вибрация может вызывать нарушения деятельности сердечно-сосудистых и дыхательных органов, заболевания рук и суставов. Особенно опасны вибрации с большой амплитудой, которые оказывают в основном неблагоприятное действие на костно-суставный аппарат. При малой интенсивности и кратковременном воздействии вибрация оказывает даже благоприятное влияние. При высокой интенсивности и продолжительном действии вибрация может привести к развитию профессиональной вибрационной болезни, которая при известных условиях может перейти в «церебральную» форму (поражение центральной нервной системы), практически неизлечимую.


Под влиянием вибрации в ряде случаев может произойти явление резонанса, когда амплитуда колебаний отдельных частей или органов тела увеличивается в несколько раз по сравнению с амплитудой вибрации того или иного внешнего источника. Для человека в положении лежа резонансная частота находится в пределах 3–3,5 Гц, для сидящего – на частотах 4–6 Гц, а для стоящего на вибрирующей площадке имеется два резонансных пика - на частотах 5–7 и 17–25 Гц. Явления резонанса для тканей головы наступают в области 20–30 Гц (в этом диапазоне частот амплитуда колебаний головы может превышать амплитуду колебаний плеч в 3 раза).

Воздействие шума на организм человека.

Повреждение волосковых клеток. Они находятся во внутреннем ухе и передают колебания, полученные извне. Обычно потеря слуха происходит постепенно и незаметно. Первым симптомом чаще всего становится невосприимчивость к высоким частотам. Привести к этому может шум на уровне больше 105 дБ, если каждую неделю человек подвергается ему не менее 15 минут. Если каждый день в течение нескольких часов уровень шума достигает 80–90 дБ, это также вредит здоровью. Другими словами, важен и уровень шума, и то, как долго он воздействует на человека.

Тинтусни (шум в ушах: звон, жужжание, гул, свист). Это состояние может пройти через несколько часов, но в редких случаях остаётся навсегда. Развитие тиннитуса плохо ещё и тем, что он зачастую мешает спать. Специфического лечения для него нет. В некоторых случаях тиннитус является предвестником ухудшения слуха. Разрыв барабанной перепонки и повреждение косточек в среднем ухе. Это может быть вызвано резким, очень громким звуком. Но чаще всего от такого воздействия слух ухудшается только на несколько часов или пару дней.



  1. Мероприятия по устранению (снижению) профриска

    1. Решение по устранению (снижению воздействия) выявленных факторов и улучшению условий труда


Мероприятия по снижению воздействия шума на рабочем месте водителя автомобиля:

- устранение причин возникновения шума или снижение его в источнике;

- ослабление шума на путях передачи (например, звукоизолирующий кожух);

- непосредственная защита работающего или группы рабочих от воздействия шума.

- использование средств индивидуальной защиты органа слуха (антифоны, заглушки).


- проведение предварительных и периодических медицинских осмотров, с обязательным обследованием 1 раз в год у отоларинголога с проведением аудиометрии, невролога, офтальмолога.

2.2 Охрана труда работников (обеспечение СИЗ, инструктаж)

Водитель автомобиля должен быть обеспечен спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам автомобильного транспорта.

Спецодежда для водителей грузовых автомобилей, спецавто, автокранов, тягачей

Костюм Х/Б (или из смесовых тканей), защищающий от общепроизводственных загрязнений и механических воздействий

1

Ботинки (или сапоги) из кожи с жестким подноском

1 пара

Перчатки (или рукавицы двупалые) из трикотажа с полимерным покрытием

12 пар

Костюм утепленный

См. пояс

Валенки на резиновой подошве или утепленные кожаные ботинки с жестким подноском

См. пояс

Морозостойкие перчатки (вкладыши из шерсти) с защитным покрытием

1 пара

Спецодежда для водителей легковых автомобилей и автобусов

Костюм Х/Б (или из смесовых тканей), защищающий от общепроизводственных загрязнений и механических воздействий

Дежурный

Перчатки Х/Б или из трикотажа с полимерным покрытием

6 пар

СИЗ для водителей, управляющих автобусом при междугородных переездах (к тому, что перечислено выше, выдается дополнительно зимой в 1-4 поясах)

Костюм утепленный

 

 

дежурный

Морозостойкие перчатки (вкладыши из шерсти) с защитным покрытием

1 пара

Зимой дополнительно в особом климатическом поясе

Полушубок

1 на 5 лет

Шапка-ушанка

1 на 3 года

Рукавицы из меха

1 пара на 2 года

Валенки на резиновой подошве

1 пара на 2 года

Рабочее обмундирование для водителей, работающих в геологоразведке

Комбинезон Х/Б (или из смесовых тканей), защищающий от общепроизводственных загрязнений и механических воздействий

1

Сапоги кирзовые

1 пара

Трикотажные перчатки (или рукавицы двупалые) с полимерным покрытием

12 пар

Зимой дополнительно

Утепленная куртка

по поясам

Утепленные брюки

по поясам

Валенки на резиновой подошве или утепленные кожаные сапоги с жестким подноском

по поясам

Морозостойкие перчатки (вкладыши из шерсти) с защитным покрытием

1 пара

Зимой дополнительно в особом климатическом поясе

Полушубок

1 на 5 лет

Шапка-ушанка

1 на 3 года

Рукавицы из меха

1 пара на 2 года

СИЗ для водителей, управляющих любыми авто на этилированном бензине (дополнительно к тому, что перечислено выше)

Фартук из резины с нагрудником

 

дежурные

 

Перчатки из резины

 

Нарукавники из хлорвинила

Всем автоводителям (дополнительно)

Сигнальный светоотражающий жилет для водителя как спецодежда (законодательство требует 2 кл. защиты)

1