Файл: Виды мотивов интересы, желания, ценности, направленность, стремления.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
11.
Желание связано со стремлением – повышенным эмоциональным тяготением к объекту желания.
Страсть – очень стойкое аффективное стремление к определенному объекту, потребность в котором доминирует над всеми остальными потребностями и придает соответствующую направленность всей жизнедеятельности человека.
Страсть интегрирует волевые и эмоциональные побуждения; она может быть положительной и отрицательной в зависимости от ценности того, к чему стремится человек. Многие отрицательные страсти (к стяжательству, азартным играм и т. п.) ведут к деградации личности и нередко являются предпосылкой преступного поведения.
Положительные страсти мобилизуют силы человека на достижение социально значимых целей (например, страсть к искусству, науке, отдельным видам трудовой деятельности и т. п.). «Полное отсутствие страстей, если такое могло быть достигнуто, привело бы к полному отуплению, и человек тем ближе к этому состоянию, чем он беспристрастнее. Действительно, страсти – это небесный огонь, оживляющий нравственный мир, страстям наука и искусство обязаны открытиями, а душа – благородством».
Состояние навязчивого тяготения к определенной группе объектов – влечение. Оно может быть естественным и сформированным в социальных условиях.
Естественные влечения не всегда осознаются. Они связаны с органическими процессами и лишь в незначительной мере регулируются сознанием. Сами же влечения могут существенно влиять на организацию, направленность сознания. «Влечение ставит задачи интеллекту для своего удовлетворения и пользуется им как рабочим аппаратом. Оно давит на мышление, приковывает его к нахождению способов своего удовлетворения и заставляет его до тех пор работать в нужном направлении, пока не найден удачный исход»12.
Намерение – сознательно принимаемое решение достичь определенной цели с отчетливым представлением средств и способов действия.
Все мало осознанные импульсивные действия совершаются на основе установки (ошибочно иногда трактуемой как «бессознательные мотивы»). Установка – состояние готовности к определенному способу поведения в определенных ситуациях. Установка – константная основа поведения человека, нейродинамически закодированная устойчивая модель поведения.
Различаются два вида установки – общая и дифференцированная. Общая установка возникает в отношении больших классов явлений; дифференцированная – по отношению к отдельным объектам13.
Установка лежит в основе целостности и последовательности поведения человека, объединяет его сознательную и подсознательную сферы, определяет «норму его реакции».
Установка лежит в основе поведенческих стереотипов, стабилизирующих поведение индивида, освобождающих его от необходимости принимать решения и произвольно контролировать осуществление деятельности в стандартных для него (обобщенных в опыте данного индивида) ситуациях.
В ряде случаев (при низком уровне критичности индивида) установки обусловливают инертность поведения; не учитывая изменения в обстановке, люди действуют шаблонно.
Установки могут быть связаны с различными компонентами деятельности. Различают смысловые, целевые и операционные установки.
Смысловые установки определяют личностный смысл конкретных объектов, явлений, готовность действовать по отношению к значимому объекту определенным образом14.
Возникнув в рамках одной деятельности, установки переходят и в другие сферы деятельности, обусловливают взаимодействие субъектов со сходными объектами в широком спектре однотипных ситуаций.
Целевые установки обеспечивают устойчивую направленность действий; они выражаются в тенденции к завершению действия при любых обстоятельствах, что иногда ведет к ригидности, негибкости поведения.
Операционные установки обеспечивают психофизиологическую преднастройку индивида на совершение действия определенными способами, последовательной системой привычных операций с использованием привычных для индивида средств.
В своей совокупности потребности, интересы, желания, мечты, идеалы, убеждения составляют направленность личности, выступающую в качестве интегративного внутреннего фактора мотивации поведения и деятельности человека. Между различными побуждениями человеческой деятельности устанавливается определенная иерархия – одни мотивы занимают ведущее место, другие – подчиненное.
Иерархия мотивов, или направленность личности, выступает важнейшим параметром и механизмом ее развития и определяет последовательность вступления в действие того или иного побуждения, регулирует направление наших мыслей и поступков.
А. Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека:
1) мотивы имеют иерархическую структуру;
2) чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности, тем дольше можно задержать их реализацию;
3) пока не удовлетворены низшие потребности, высшие остаются сравнительно неинтересными. С момента удовлетворения низшие потребности перестают быть потребностями, т.е. они теряют мотивирующую силу;
4) с повышением потребностей повышается готовность к большей активности15.
Таким образом, возможность к удовлетворению высших потребностей является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших. А. Маслоу отмечал, что нехватка благ, блокада базовых и физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что эти потребности могут стать для обычного человека ведущими. Но если они удовлетворены, то у человека могут проявляться высшие потребности, метамотивации.
Мотивы определенным образом соотносятся с целями. Мотивы «стоят за целями», побуждают к целеобразованию и к достижению целей. Для человеческой деятельности характерно несовпадение мотивов и целей. Это значит, что достижение определенной цели имеет для человека некоторый смысл, выходящий за пределы того состояния вещей, которое достигается в результате конкретных действий.
Человеческая деятельность является полимотивированной. Целенаправленность поведения особенно бросается в глаза, когда один и тот же человек пытается достичь одну и ту же цель совершенно различными способами. В случае, когда непосредственная попытка достижения цели наталкивается на преграду, избирается другой, иногда обходный, путь. Таким образом, совершенно различные способы действия могут обнаружить одну и ту же целенаправленность (мотивацию).
Удовлетворение интереса не только не погашает его, но формирует еще более разветвленную систему интересов.
Выступая в качестве ориентационной основы поведения личности, интересы становятся основным психологическим механизмом поведения. Интересы не только стимулируют человека к деятельности, но и сами формируются в ней.
Широта и глубина интересов человека определяют полноценность его жизни. Интересы асоциальной личности отличаются, как правило, узостью, эгоистической направленностью, меркантильностью.
Желание – определенный этап вызревания потребности, соотнесение ее с целью и планом действий. Еще Эпикур подразделил все человеческие желания на три группы: 1) естественные и необходимые (желания еды, питья, сна, отдыха и т. п.); 2) естественные, но не необходимые (например, сексуальные желания); 3) желания ни естественные, ни необходимые.
1 Крэйн, У. Психология развития / У. Крэйн. – СПб.: Питер, 2015. – С. 144.
2 Гуревич, П.С. Психология : учеб. для студентов вузов / П.С. Гуревич. – 2-е изд. – Москва : Инфра-М, 2015. – С. 89.
3 Крэйн, У. Психология развития / У. Крэйн. – СПб.: Питер, 2015. – С. 159.
4 Марченко, Т.А. Потребности как социальное явление / Т.А. Марченко. – М.: Высшая школа, 2014. – С. 93
5 Там же. – С. 94.
6 Мацумото, Т. Психология развития / Т. Мацумото. – Москва : Инфра-М, 2008. – С. 122.
7 Макогон, И.К. Психология. Краткий курс / И.К. Макогон. – Москва : Проспект, 2015. – С. 73
8 Гуревич, П.С. Психология : учеб. для студентов вузов / П.С. Гуревич. – 2-е изд. – Москва : Инфра-М, 2015. – С. 43
9 Крэйн, У. Психология развития / У. Крэйн. – СПб.: Питер, 2015. – С. 88.
10 Мацумото Т. Психология развития. – Москва : Инфра-М, 2008. – С. 221.
11 Мацумото Т. Психология развития. – Москва : Инфра-М, 2008. – С. 223.
12 Культурология / под ред. А.А. Радугина. – Москва : Центр, 2012. – С. 112.
13 Марченко, Т.А. Потребности как социальное явление / Т.А. Марченко. – Москва : Высшая школа, 2014. – С. 93.
14 Баданина, Л.П. Основы общей психологии: учеб. пособие / Л.П. Баданина. – 2-е изд., стер. – Москва : Флинта, 2012. – С. 120.
15 Макогон, И.К. Психология. Краткий курс / И.К. Макогон. – Москва : Проспект, 2015. – С. 89.
Желание связано со стремлением – повышенным эмоциональным тяготением к объекту желания.
Страсть – очень стойкое аффективное стремление к определенному объекту, потребность в котором доминирует над всеми остальными потребностями и придает соответствующую направленность всей жизнедеятельности человека.
Страсть интегрирует волевые и эмоциональные побуждения; она может быть положительной и отрицательной в зависимости от ценности того, к чему стремится человек. Многие отрицательные страсти (к стяжательству, азартным играм и т. п.) ведут к деградации личности и нередко являются предпосылкой преступного поведения.
Положительные страсти мобилизуют силы человека на достижение социально значимых целей (например, страсть к искусству, науке, отдельным видам трудовой деятельности и т. п.). «Полное отсутствие страстей, если такое могло быть достигнуто, привело бы к полному отуплению, и человек тем ближе к этому состоянию, чем он беспристрастнее. Действительно, страсти – это небесный огонь, оживляющий нравственный мир, страстям наука и искусство обязаны открытиями, а душа – благородством».
Состояние навязчивого тяготения к определенной группе объектов – влечение. Оно может быть естественным и сформированным в социальных условиях.
Естественные влечения не всегда осознаются. Они связаны с органическими процессами и лишь в незначительной мере регулируются сознанием. Сами же влечения могут существенно влиять на организацию, направленность сознания. «Влечение ставит задачи интеллекту для своего удовлетворения и пользуется им как рабочим аппаратом. Оно давит на мышление, приковывает его к нахождению способов своего удовлетворения и заставляет его до тех пор работать в нужном направлении, пока не найден удачный исход»12.
Намерение – сознательно принимаемое решение достичь определенной цели с отчетливым представлением средств и способов действия.
Все мало осознанные импульсивные действия совершаются на основе установки (ошибочно иногда трактуемой как «бессознательные мотивы»). Установка – состояние готовности к определенному способу поведения в определенных ситуациях. Установка – константная основа поведения человека, нейродинамически закодированная устойчивая модель поведения.
Различаются два вида установки – общая и дифференцированная. Общая установка возникает в отношении больших классов явлений; дифференцированная – по отношению к отдельным объектам13.
Установка лежит в основе целостности и последовательности поведения человека, объединяет его сознательную и подсознательную сферы, определяет «норму его реакции».
Установка лежит в основе поведенческих стереотипов, стабилизирующих поведение индивида, освобождающих его от необходимости принимать решения и произвольно контролировать осуществление деятельности в стандартных для него (обобщенных в опыте данного индивида) ситуациях.
В ряде случаев (при низком уровне критичности индивида) установки обусловливают инертность поведения; не учитывая изменения в обстановке, люди действуют шаблонно.
Установки могут быть связаны с различными компонентами деятельности. Различают смысловые, целевые и операционные установки.
Смысловые установки определяют личностный смысл конкретных объектов, явлений, готовность действовать по отношению к значимому объекту определенным образом14.
Возникнув в рамках одной деятельности, установки переходят и в другие сферы деятельности, обусловливают взаимодействие субъектов со сходными объектами в широком спектре однотипных ситуаций.
Целевые установки обеспечивают устойчивую направленность действий; они выражаются в тенденции к завершению действия при любых обстоятельствах, что иногда ведет к ригидности, негибкости поведения.
Операционные установки обеспечивают психофизиологическую преднастройку индивида на совершение действия определенными способами, последовательной системой привычных операций с использованием привычных для индивида средств.
В своей совокупности потребности, интересы, желания, мечты, идеалы, убеждения составляют направленность личности, выступающую в качестве интегративного внутреннего фактора мотивации поведения и деятельности человека. Между различными побуждениями человеческой деятельности устанавливается определенная иерархия – одни мотивы занимают ведущее место, другие – подчиненное.
Иерархия мотивов, или направленность личности, выступает важнейшим параметром и механизмом ее развития и определяет последовательность вступления в действие того или иного побуждения, регулирует направление наших мыслей и поступков.
А. Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека:
1) мотивы имеют иерархическую структуру;
2) чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности, тем дольше можно задержать их реализацию;
3) пока не удовлетворены низшие потребности, высшие остаются сравнительно неинтересными. С момента удовлетворения низшие потребности перестают быть потребностями, т.е. они теряют мотивирующую силу;
4) с повышением потребностей повышается готовность к большей активности15.
Таким образом, возможность к удовлетворению высших потребностей является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших. А. Маслоу отмечал, что нехватка благ, блокада базовых и физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что эти потребности могут стать для обычного человека ведущими. Но если они удовлетворены, то у человека могут проявляться высшие потребности, метамотивации.
Заключение
Мотивы определенным образом соотносятся с целями. Мотивы «стоят за целями», побуждают к целеобразованию и к достижению целей. Для человеческой деятельности характерно несовпадение мотивов и целей. Это значит, что достижение определенной цели имеет для человека некоторый смысл, выходящий за пределы того состояния вещей, которое достигается в результате конкретных действий.
Человеческая деятельность является полимотивированной. Целенаправленность поведения особенно бросается в глаза, когда один и тот же человек пытается достичь одну и ту же цель совершенно различными способами. В случае, когда непосредственная попытка достижения цели наталкивается на преграду, избирается другой, иногда обходный, путь. Таким образом, совершенно различные способы действия могут обнаружить одну и ту же целенаправленность (мотивацию).
Удовлетворение интереса не только не погашает его, но формирует еще более разветвленную систему интересов.
Выступая в качестве ориентационной основы поведения личности, интересы становятся основным психологическим механизмом поведения. Интересы не только стимулируют человека к деятельности, но и сами формируются в ней.
Широта и глубина интересов человека определяют полноценность его жизни. Интересы асоциальной личности отличаются, как правило, узостью, эгоистической направленностью, меркантильностью.
Желание – определенный этап вызревания потребности, соотнесение ее с целью и планом действий. Еще Эпикур подразделил все человеческие желания на три группы: 1) естественные и необходимые (желания еды, питья, сна, отдыха и т. п.); 2) естественные, но не необходимые (например, сексуальные желания); 3) желания ни естественные, ни необходимые.
Список использованной литературы
-
Баданина, Л.П. Основы общей психологии: учеб. пособие / Л.П. Баданина. – 2-е изд., стер. – Москва : Флинта, 2012. – 448 с. -
Гуревич, П.С. Психология : учеб. для студентов вузов / П.С. Гуревич. – 2-е изд. – Москва : Инфра-М, 2015. – 331 с. -
Крэйн, У. Психология развития / У. Крэйн. – СПб.: Питер, 2015. – 279 с. -
Культурология / под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2012. – 224 с. -
Макогон, И.К. Психология. Краткий курс / И.К. Макогон. – Москва : Проспект, 2015. – 112 с. -
Марченко, Т.А. Потребности как социальное явление / Т.А. Марченко. – Москва : Высшая школа, 2014. – 285 с. -
Мацумото, Т. Психология развития / Т. Мацумото. – Москва : Инфра-М, 2008. – 400 с.
1 Крэйн, У. Психология развития / У. Крэйн. – СПб.: Питер, 2015. – С. 144.
2 Гуревич, П.С. Психология : учеб. для студентов вузов / П.С. Гуревич. – 2-е изд. – Москва : Инфра-М, 2015. – С. 89.
3 Крэйн, У. Психология развития / У. Крэйн. – СПб.: Питер, 2015. – С. 159.
4 Марченко, Т.А. Потребности как социальное явление / Т.А. Марченко. – М.: Высшая школа, 2014. – С. 93
5 Там же. – С. 94.
6 Мацумото, Т. Психология развития / Т. Мацумото. – Москва : Инфра-М, 2008. – С. 122.
7 Макогон, И.К. Психология. Краткий курс / И.К. Макогон. – Москва : Проспект, 2015. – С. 73
8 Гуревич, П.С. Психология : учеб. для студентов вузов / П.С. Гуревич. – 2-е изд. – Москва : Инфра-М, 2015. – С. 43
9 Крэйн, У. Психология развития / У. Крэйн. – СПб.: Питер, 2015. – С. 88.
10 Мацумото Т. Психология развития. – Москва : Инфра-М, 2008. – С. 221.
11 Мацумото Т. Психология развития. – Москва : Инфра-М, 2008. – С. 223.
12 Культурология / под ред. А.А. Радугина. – Москва : Центр, 2012. – С. 112.
13 Марченко, Т.А. Потребности как социальное явление / Т.А. Марченко. – Москва : Высшая школа, 2014. – С. 93.
14 Баданина, Л.П. Основы общей психологии: учеб. пособие / Л.П. Баданина. – 2-е изд., стер. – Москва : Флинта, 2012. – С. 120.
15 Макогон, И.К. Психология. Краткий курс / И.К. Макогон. – Москва : Проспект, 2015. – С. 89.