Файл: Лекция о музыкальном искусстве Родителям о музыкальном воспитании школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

План-сетка воспитательной работы учителя-музыки с учащимися и родителями.

Месяц

Форма работы

Взаимодействие с родителями

Задачи

Примечание

Сентябрь

Лекция о музыкальном искусстве

«Родителям о музыкальном воспитании школьников», встреча с родителями вновь прибывших детей.

Посещение уроков музыки, праздничный концерт для детей и родителей “День знаний”.

Воспитывать музыкальное восприятие у ребенка в семье.

Индивидуальные беседы.

Октябрь

Индивидуальные беседы “По результатам диагностики музыкального развития школьников на начало учебного года”

Участие родителей в подготовке и проведении мероприятия “Ух, пора крутая-осень золотая!”

Создать благоприятную творческую атмосферу.

Изготовление костюмов, декораций; разучивание песен.

Ноябрь

Практикум с родителями на тему «Музыка в жизни ребенка»

Познакомить с программными задачами и содержанием работы на квартал.

Увидеть в каждом ребенке талант и способности и развивать их.

Ответы на вопросы.

Декабрь

Рекомендации по подготовке к зимним праздникам, принимать активное участие в проведении праздников.

“Новый год шагает по планете” приглашение на новогодний праздник.

Создать праздничную атмосферу и сказочное настроение детям.

Изготовление атрибутов, подарков сюрпризов.

Активное участие родителей на празднике. Изготовление атрибутов совместно с родителями и детьми.

Январь

Родительское собрание “Давайте поговорим о музыке в серьез”

 Организовать музыкальные встречи с семьями учащихся. Конкурс «Музыкальная семья».

 

 

Февраль

Консультация для родителей «Учим ребенка слушать музыку»

Внеклассное мероприятие «День защитников Отечества». Изготовление костюмов, декораций; разучивание песен.

Воспитание нравственно-патриотических чувств.

Открытые внеклассное мероприятие по желанию родителей.

Март

“День открытых дверей”. Открытое занятие вокального кружка «Серебряные нотки» Праздничный концерт «Мамочка любимая, я тебе пою»

Организовать музыкальные встречи с семьями учащихся.

Активное участие родителей на празднике. Изготовление атрибутов совместно с родителями и детьми.

Стимулировать эмоционально-положительное состояние детей посредством музыкальной деятельности.

Подбор аудио-материалов детских песен.

Апрель

Принять участие в проведении групповых родительских собраний по результатам работы за год с показом отчетного концерта «Лучик детства»

Провести индивидуальные беседы по результатам диагностики музыкального развития школьников.

Изготовление костюмов, декораций; разучивание песен.

Обеспечить уровень эмоциональной стабильности.

Организовать фото- и видеосъемки для оформления альбомов.

Май

Консультация “О домашней фонотеке”

Индивидуальные консультации с родителями детей, нуждающихся в коррекционно-профилактической поддержке.

Подвести итоги учебного года, советы, пожелания родителям.

Повышать педагогическую компетентность по вопросу эмоционального развития через разные формы работы


Консультация для родителей

Учим ребенка, слушать музыку


Очень часто родители считают, что ребенка не стоит приобщать к музыке, если сам ребенок не проявляет к ней особого интереса. Это не совсем верно. Ребенку необходимо слушать музыку. Первый опыт такой деятельности малыш получает в семье, слушая музыкальные записи, пение взрослых. Нельзя отрицать положительного влияния самостоятельной деятельности ребенка на развитие его музыкальности, вместе с тем продолжительные наблюдения за музыкальным развитием детей убеждают в том, что необходимым условием такого развития на раннем возрастном этапе является совместное восприятие музыки.

К сожалению, родители редко слушают музыку вместе с детьми. В большинстве случаев они ссылаются на свою занятость или на активность самого ребенка. А между тем давно замечено, что музыка – самый благоприятный фон, на котором возникает духовная общность между людьми. Она помогает установить контакт между взрослым и ребенком. В какой форме может быть выражено совместное восприятие музыки? Оно и в пении ребенка для своих родителей, и в совместном исполнении танцев, и разумеется в слушании музыки. В процессе совместного восприятия у ребенка возникает желание поделиться своими чувствами со взрослыми. А это очень важно и для установления духовного контакта между ребенком и взрослым и для начального этапа обучения слушанию музыки. Если вы хотите научить ребенка слушать музыку, постарайтесь сначала самостоятельно прочувствовать, понять то произведение, которое подобрали для малыша.

Всем известно, что в отличие от такой области знаний, как литература, музыка не раскрывает, а передает настроение и мысли композитора, и влияет, прежде всего, на чувство слушателя. Поэтому для начала лучше выбрать небольшое произведение с хорошо выраженным характером, настроением и ясной мелодией. Для старших дошкольников это может быть одна из пьес, специально написанных для детей, например из “Детского альбома” Чайковского. С интересом слушают дети музыку в исполнении оркестра народных инструментов. После прослушивания заведите беседу с ребенком о прослушанной музыке. Главное, чтобы прослушанное произведение нашло эмоциональный отклик в душе ребенка. Маленькие дети охотно слушают народные мелодии, музыку плясового характера, любят колыбельные.



Как же учить ребенка слушать музыку? Существуют самые различные приемы. Многие родители считают, что лучше обучение музыки получать в специальной школе. В какой-то мере они правы: ребенок научится играть и слышать музыку профессионально. Но это не единственный путь приобщения ребенка к музыке. Очень хорошо, когда на первых этапах восприятия музыки помощником становится близкий ему человек. Если ребенок слушает музыку в одиночестве, то он может отвлечься. Но если же эту музыку ребенок слушает вместе с родителями, то он выражает свои эмоции, радуется. Очень полезно слушать музыку вместе со сверстниками, дети стремятся, как можно ярче передать товарищу свои впечатления от музыки, выразить их в двигательной активности.

Информацию в выборе музыкальных произведений для прослушивания в соответствии с возрастом, родители могут почерпнуть в специальной литературе “Как рассказывать детям о музыке”; “Про трех китов”. Не нужно стремиться заводить сразу большую фонотеку. Наблюдения показывают, что маленькие дети с удовольствием слушают много раз одни и те же полюбившиеся им произведения. Можно организовывать музыкальные вечера в интересной форме, музыкальные номера подготовленные заранее. Детям постарше доставляет удовольствие рисовать под музыку. Нужно стремиться всячески, активизировать и поощрять фантазию ребенка при восприятии музыки. Родителям можно придумать несложные игры, подобрать музыкальные отрывки, имитирующие шум моря, стук дождя и попросить ребенка узнать воспроизведенные в музыке явления. Если не все сразу получается, как вам хотелось, не показывайте своего огорчения, а попробуйте спокойно разобраться в том, что и почему не удалось из задуманного.

Следует помнить, что жизнь ребенка не любящего музыку беднее, чем духовный мир его сверстника понимающего музыку и знающего ее.

Практикум с родителями на тему “Музыка в жизни ребенка”

В школе мы занимаемся музыкальной деятельностью. Работаем над развитием музыкальных способностей, прививаем эстетический вкус. Школа и семья два главных коллектива, ответственных за развитие и воспитание ребенка.

Музыкальное искусство имеет огромное значение в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании. Мы начинаем работать с детьми в возрасте от шести – семи лет до 14 – 15лет. На этом этапе пути ребята систематически, последовательно занимаются разными видами музыкальной деятельности. Мы учим детей петь, слушать, играть на музыкальных инструментах. В процессе разучивания,
пения у детей развивается память, крепнут голосовые связки, умение правильно дышать. Идет постоянная работа над дикцией, ребенок учится правильно пропевать звуки, слова, предложения.

Так же прививаем любовь к классической музыке, расширяется кругозор. При систематическом слушании музыки у детей вырабатывается усидчивость, внимание это уже подготовка к дальнейшей жизни. Мы видим в каждом ребенке таланты и способности, помогаем развивать их в дальнейшем.

Сегодня мы вам покажем, как наши дети занимаются вокалом, учатся правильно владеть своим голосом, дыханием. И с раннего возраста закладывается основа для правильной постановки голоса, тем самым увеличивается объем легких, это является профилактикой респираторных заболеваний.

Показ занятия вокального кружка с детьми первого класса по системе Д. Е. Огороднова.

“Развитие певческих способностей школьника”

Приветствие детей: “солнце встало”

Пение ладовых ступеней

Дыхание: “холодок”, “горячая картошка”, “самолеты”

Пальцовки поступенные

Попевки: “если хочешь", “Ручеек”, “Собака”, “Песни на ладошках”.

Стихи: “Жук” – глиссандо, “кот”, “гость” - эмоциональность.

Пение под фонограмму: “Кораблик”, “Лето”.

Практическая часть.

Принимают участие 4 семьи:

1 блок заданий “ Послушай и узнай”

Послушав произведения, родители должны узнать

Название и кто автор.

Произведения для слушания:

“Лунная соната” Л.В.Бетховен.

“Танец маленьких лебедей” П.И.Чайковский.

Валь “шутка” И.С.Бах.

“Аве Мария” И.С.Бах и Ф.Шуберт.

2 блок задание “Семейный оркестр”

Игра на музыкальных инструментах, звучит фонограмма:

“Барыня” – играет 1 семья

“Во поле береза стояла” – играет 2 семья

“Я посею лебеду” – играет 3 семья

“Плясовая” татарская народная музыка – играет 4 семья

3 блок “Домашнее задание” спеть и обыграть песни:

“Осень”, “Белочка”, “Непогода”, “Муравей”.

4 блок исполнение песен под фонограмму.

Всем присутствующим раздаются напечатанные слова песен В.Шаинского:

“Улыбка”, “День рождения”, “Голубой вагон”, “В траве сидел кузнечик”.


Исполнение песен со всеми родителями.

5 блок “Награждение”:

Детям вручаются и родителям вручаются “Благодарственные письма” и “Медали”.

Лекция о музыкальном искусстве

«Родителям о музыкальном воспитании школьников».

В школе осуществляется работа по музыкальному воспитанию школьников. Чтобы установить взаимосвязь школы и семьи используются разнообразные методы, а именно наблюдения, индивидуальные беседы, анкетный опрос.

Выявляется, что одна группа родителей интересуется вопросами музыкального воспитания, но испытывает определенные трудности, другая – большое внимание уделяет созданию материальных условий, а целенаправленность отсутствует, третья не учитывает возрастные возможности. Есть семьи, которые по разным причинам не занимаются музыкальным воспитанием детей. Задача педагога вооружать родителей знаниями о значении музыки в воспитании и развитии детей. Родители на консультациях получают общие знания основ музыкального воспитания и развития ребенка, а на собраниях знакомятся с возрастными особенностями, уровнем развития и задачами воспитания на данном этапе. Родители как бы переходят из класса в класс вместе со своими детьми. На консультациях, в личных беседах, в доступной форме рассказывается о том, какое значение имеет музыкальное искусство в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании детей.

Слушание музыки дома убеждает родителей в том, что необходим уголок для ребенка, где бы он мог играть и заниматься. Ненавязчиво даются советы, как лучше наладить быт, как устроить уголок, создать домашнюю фонотеку, какие покупать музыкальные игрушки, инструменты и как преподнести их ребенку. Отмечается, какое значение для развития детей имеют телепередачи, проводится разъяснение, как надо их слушать и смотреть, какие детские спектакли, музыкальные фильмы доступны для восприятия ребенка младшего школьного возраста. Приходится говорить о том, какое влияние оказывает музыка на моральные качества и принципы поведения человека, что воздействие музыки подчас бывает более сильным, чем другие средства воспитания.