ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Обобщение по разделу «Родина»
Цель:
-
обобщить знания учащихся по пройденной теме; -
развивать познавательные способности, интеллект, творческие способности и кругозор.
Задачи:
- учить комментировать и анализировать содержание учебного материала;
- работать над обогащением словарного запаса;
- размышлять над авторским отношением к Родине;
- закрепить знания государственных символов;
- воспитывать любовь к Родине;
Ход урока
1.Организационный момент
-Добрый день, ребята! Этот урок мы проведём с вами в литературной гостиной. Как вы понимаете слово «гостиная»? (Это место, где собираются гости для общения)
- Правильно, ребята. В литературной гостиной люди собираются, для того, чтобы поговорить о поэтах и поэзии, почитать и послушать стихи.
2.Речевая разминка.
Посмотрите, перед вами лежит стихотворение, прочтите его и скажите о чем оно:
Что такое Родина? Маму я спросила.
Улыбнулась мама, повела рукой.
Это наша Родина - милая Россия,
нет другой на свете Родины такой!
В сердце ты у каждого, Родина - Россия,
Белые берёзки, колос налитой.
Нет тебя привольней, нет тебя красивей.
Нет другой на свете Родины такой.
-Прочитайте это стихотворение хором.
- с ускорением;
- с замедлением;
- с интонацией восхищения;
- выразительно.
-Можно ли это стихотворение отнести к нашей теме? Почему?
3. Сообщение темы, постановка целей.
- На правах хозяйки я предлагаю вам открыть нашу литературную гостиную.
-Ребята, как вы думаете, почему мы сегодня говорим о Родине? (Мы закончили раздел «Родина»)
- И сегодня мы с вами обобщим наши знания по этой теме.
- Произведения какого жанра помещены в этом разделе? (стихи)
- Какие литературные жанры вы ещё знаете? (рассказы, басни, сказки)
- Какие задачи мы поставим перед собой? (Повторить знания о поэтах, их стихи, обобщить наши знания, посмотреть, как описывают родину разные поэты)
4.Работа по теме урока
- Как называется наша Родина? (Россия)
Игра «Цепочка»
-Для начала я предлагаю вам побыть немного поэтами и писателями и попробовать подобрать эпитеты к слову «Родина»? Какая у нас Россия? Сейчас первый человек называет один эпитет, остальные по цепочке должны повторить предыдущее слово и добавить своё, последний в цепочке должен запомнить и повторить все слова.
(Большая, огромная, богатая, любимая, красивая, могучая, непобедимая.)
-Молодцы. Вот какая замечательная у нас с вами получилась Родина.
- Каково значение Родины для человека?
- Верно, это страна, где живём; дом, где родились; место, где жили предки.
5.Физминутка для глаз.
«Флаг у нас прекрасный (рисуем глазами прямоугольник)
Белый, синий, красный. (рисуем глазами зигзаг)
Белый – мир и чистота, (рисуем глазами овал на потолке)
Синий – верность, небеса, (рисуем глазами овал по флагу)
Красный – мужество, отвага (рисуем глазами овал по полу)
Вот цвета родного флага!» (поморгать глазами)
6. Работа по теме урока.
- Перед началом работы давайте познакомимся с планом работы литературной гостиной.
(прикрепляю на доску)
1.Изученные произведения.
2.Узнай в лицо.
3.Узнай произведение.
4.Образ Родины в поэзии.
5. Народная мудрость.
1-ый этап «Изученные произведения»
- Ребята, давайте вспомним стихи о Родине, которые мы читали в изученном разделе.
- Что их объединяет?
- Близки ли вам чувства и мысли поэтов, чьи стихи мы читали? Почему?
- С одинаковым ли чувством пишут авторы о Родине?
2-ый этап «Узнай в лицо»
- Проверим, как вы запомнили авторов, которые посвятили свои стихи Родине.
- Нужно соотнести портрет с именем автора.
3-ий этап «Узнай произведение»
-А теперь посмотрим сможете ли вы вспомнить из какого стихотворения эти строки. У меня на столе лежат листочки с отрывками из изученных стихов, нужно выбрать один, прочитать его вслух выразительно, вспомнить его автора и название произведения. А на доске я оформила небольшую картинную галерею. Нужно под каждой картиной прикрепить название стихотворения, к которому подходят данные строчки.
1.Как не гордиться мне тобой,
О Родина моя!
Когда над Волгою родной
Стою, недвижим я. (Дрожжин «Родине»)
2.Посмотрю на юг-
Нивы зрелые
Что камыш густой,
Тихо движутся. (Никитин «Русь»)
3. И ржавый крест над колокольней (Жигулин)
4.У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов? (Никитин «Русь»)
5.Цепи гор стоят
Великанами (Никитин)
6. Когда молитвенно свой взор
Бросаю в небеса,
На твой чарующий простор,
На тёмные леса (Дрожжин)
7. И низкий холмик со звездой (Жигулин)
4-ый этап Составление кластера «Образ Родины в поэзии»
Подытожим: что отмечают поэты, изображая Родину? Давайте составим кластер «Образ Родины в поэзии». (прикрепляю на доску)
Назовите ещё раз фамилии поэтов, которых вы встретили в этом разделе? (прикрепляю на доску Никитин, Дрожжин, Жигулин)
-Перед вами лежат определения, посоветуйтесь все вместе и выберите, как описывает Родину каждый из этих авторов. (ответы дети прикрепляют под фамилиями авторов)
• И. Никитин - красота, простор родной земли и её славное историческое прошлое;
• С. Дрожжин – красота, простор и трудолюбие народа;
• А. Жигулин – скромность, простота, некое опустошение.
-Ребята, скажите, что общего вы заметили в творчестве этих поэтов? (Везде описывается красота и простор родной земли)
- А что разного у них? (Никитин видит славное историческое прошлое Дрожжин- трудолюбие народа, а Жигулин- некое опустошение)
Да, сравнивая описания Родины у разных поэтов, мы увидели что-то общее, какие-то одинаковые моменты, но есть и отличия в описании. Какие и почему – выясним с помощью следующего задания. Поработайте в парах, перед вами таблица с эпитетами и карандаши синего и красного цвета. Ваша задача почеркнуть одинаковые по значению эпитеты у каждого автора синим цветом, а разные красным цветом.
в) Сравнительная таблица (эпитеты)
И. Никитин | С. Дрожжин | А. Жигулин |
Богатырские силы Краса царственная Громкие подвиги Большой шатёр Слава громкая Назвать матерью | приветные деревни Великая и святая Молитвенный взор Свободный труд Над Волгою родной Чарующий простор | Неяркий блеск Холмик со звездой Пустая даль Ржавый крест Белоствольная роща Утешенье и исцеленье |
- Давайте посмотрим, что вы выяснили. Сравним описание родины этими поэтами.
• У Никитина родина – это … (мать, матушка), у Дрожжина – … (великая и святая страна), а у Жигулина – … (утешение и исцеление);
• Никитин и Дрожжин отмечают … («красу царственную, чарующий простор»), а Жигулин – … («ржавый крест, неяркий блеск»).
- Какой вывод можно сделать по этой работе (на основе сравнения)? (Родина – одна, а описывают её поэты по-разному).
- Почему? (Разные судьбы, разное настроение, характеры, время жизни, жизненный опыт).
- Вспомните, что я вам рассказывала об А. Жигулине, о его судьбе. (Ответы детей)
- Вот это и отразилось в его творчестве!
- А что общего в изображении Родины у всех поэтов? (Простор).
- Что общего в изображении Родины у Никитина и Дрожжина? (Красота). У Никитина и Жигулина? (Оба упоминают защитников Родины)
- Какой цели мы сейчас достигли? (Мы сравнивали то, как изображают поэты Родину в своих стихах, какие у них сходства и различия в описании.)
7.Физминутка.
Звучит аудиозапись шума воды.
- Как прекрасны звуки шума воды.
Представь, что ты идешь к роднику. (наклоняемся, приседаем, моем руки, набираем воду в ладони, моем лицо (все показываем движениями)
Вода прекрасна. Зачерпнули водичку и утолили жажду.
Подошли к речке, прыгнули в речку, поплыли, нырнули, вынырнули, вышли из воды, сели.
5-ый этап «Народная мудрость»
-Ребята, поэты, писатели свои чувства к Родине излагают в своём творчестве, а эмоции простого народа отражаются в народной мудрости – пословицах. Поработайте в группах, соберите правильно пословицы.
Без корня и а дома лучше.
Всюду хорошо, родины нашей.
Кто родиной торгует, того беда не минует.
На родной стороне опозорить родителей.
На чужой стороне и весна не красна.
Нет в мире краше полынь не растёт.
Предать родину - и весна не красна.
-Как вы понимаете эти пословицы?
8.Рефлексия.
- Ребята, чем мы занимались сегодня в нашей литературной гостиной? (Читали стихи, вспоминали их авторов, говорили о нашей Родине)
- Любить Родину- значит жить с ней одной жизнью! У вас на столах лежат заготовки. Это маленький белый голубь с сердечком. Белый голубь - символ нашей Родины и мира. Давайте напишем наши пожелания Родине. Пусть наш урок закончится символично.
9. Итог урока.
Наш урок подошёл к концу. Мы хорошо поработали. Мы, молодцы!!!
- Спасибо за урок!