Файл: Обобщение по разделу Родина.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема: Обобщение по разделу «Родина»

Цель:

  • обобщить знания учащихся по пройденной теме;

  • развивать познавательные способности, интеллект, творческие способности и кругозор.

Задачи:

- учить комментировать и анализировать содержание учебного материала;

- работать над обогащением словарного запаса;

- размышлять над авторским отношением к Родине;

- закрепить знания государственных символов;

- воспитывать любовь к Родине;

Ход урока

1.Организационный момент

-Добрый день, ребята! Этот урок мы проведём с вами в литературной гостиной. Как вы понимаете слово «гостиная»? (Это место, где собираются гости для общения)

- Правильно, ребята. В литературной гостиной люди собираются, для того, чтобы поговорить о поэтах и поэзии, почитать и послушать стихи.

2.Речевая разминка.

Посмотрите, перед вами лежит стихотворение, прочтите его и скажите о чем оно:

Что такое Родина? Маму я спросила.

Улыбнулась мама, повела рукой.

Это наша Родина - милая Россия,

нет другой на свете Родины такой!

В сердце ты у каждого, Родина - Россия,

Белые берёзки, колос налитой.

Нет тебя привольней, нет тебя красивей.

Нет другой на свете Родины такой.

-Прочитайте это стихотворение хором.

- с ускорением;

- с замедлением;

- с интонацией восхищения;

- выразительно.

-Можно ли это стихотворение отнести к нашей теме? Почему?

3. Сообщение темы, постановка целей.

- На правах хозяйки я предлагаю вам открыть нашу литературную гостиную.

-Ребята, как вы думаете, почему мы сегодня говорим о Родине? (Мы закончили раздел «Родина»)

- И сегодня мы с вами обобщим наши знания по этой теме.

- Произведения какого жанра помещены в этом разделе? (стихи)

- Какие литературные жанры вы ещё знаете? (рассказы, басни, сказки)

- Какие задачи мы поставим перед собой? (Повторить знания о поэтах, их стихи, обобщить наши знания, посмотреть, как описывают родину разные поэты)


4.Работа по теме урока

- Как называется наша Родина? (Россия)

Игра «Цепочка»

-Для начала я предлагаю вам побыть немного поэтами и писателями и попробовать подобрать эпитеты к слову «Родина»? Какая у нас Россия? Сейчас первый человек называет один эпитет, остальные по цепочке должны повторить предыдущее слово и добавить своё, последний в цепочке должен запомнить и повторить все слова.

(Большая, огромная, богатая, любимая, красивая, могучая, непобедимая.)

-Молодцы. Вот какая замечательная у нас с вами получилась Родина.

- Каково значение Родины для человека?

- Верно, это страна, где живём; дом, где родились; место, где жили предки.

5.Физминутка для глаз.

«Флаг у нас прекрасный (рисуем глазами прямоугольник)

Белый, синий, красный. (рисуем глазами зигзаг)

Белый – мир и чистота, (рисуем глазами овал на потолке)

Синий – верность, небеса, (рисуем глазами овал по флагу)

Красный – мужество, отвага (рисуем глазами овал по полу)

Вот цвета родного флага!» (поморгать глазами)

6. Работа по теме урока.

- Перед началом работы давайте познакомимся с планом работы литературной гостиной.

(прикрепляю на доску)

1.Изученные произведения.

2.Узнай в лицо.

3.Узнай произведение.

4.Образ Родины в поэзии.

5. Народная мудрость.

1-ый этап «Изученные произведения»

- Ребята, давайте вспомним стихи о Родине, которые мы читали в изученном разделе.

- Что их объединяет?

- Близки ли вам чувства и мысли поэтов, чьи стихи мы читали? Почему?

- С одинаковым ли чувством пишут авторы о Родине?

2-ый этап «Узнай в лицо»

- Проверим, как вы запомнили авторов, которые посвятили свои стихи Родине.

- Нужно соотнести портрет с именем автора.

3-ий этап «Узнай произведение»

-А теперь посмотрим сможете ли вы вспомнить из какого стихотворения эти строки. У меня на столе лежат листочки с отрывками из изученных стихов, нужно выбрать один, прочитать его вслух выразительно, вспомнить его автора и название произведения. А на доске я оформила небольшую картинную галерею. Нужно под каждой картиной прикрепить название стихотворения, к которому подходят данные строчки.




1.Как не гордиться мне тобой,

О Родина моя!

Когда над Волгою родной

Стою, недвижим я. (Дрожжин «Родине»)
2.Посмотрю на юг-

Нивы зрелые

Что камыш густой,

Тихо движутся. (Никитин «Русь»)
3. И ржавый крест над колокольней (Жигулин)
4.У тебя ли нет

Богатырских сил,

Старины святой,

Громких подвигов? (Никитин «Русь»)
5.Цепи гор стоят

Великанами (Никитин)
6. Когда молитвенно свой взор

Бросаю в небеса,

На твой чарующий простор,

На тёмные леса (Дрожжин)

7. И низкий холмик со звездой (Жигулин)
4-ый этап Составление кластера «Образ Родины в поэзии»

Подытожим: что отмечают поэты, изображая Родину? Давайте составим кластер «Образ Родины в поэзии». (прикрепляю на доску)

Назовите ещё раз фамилии поэтов, которых вы встретили в этом разделе? (прикрепляю на доску Никитин, Дрожжин, Жигулин)

-Перед вами лежат определения, посоветуйтесь все вместе и выберите, как описывает Родину каждый из этих авторов. (ответы дети прикрепляют под фамилиями авторов)

И. Никитин - красота, простор родной земли и её славное историческое прошлое;

• С. Дрожжин – красота, простор и трудолюбие народа;

• А. Жигулин – скромность, простота, некое опустошение.

-Ребята, скажите, что общего вы заметили в творчестве этих поэтов? (Везде описывается красота и простор родной земли)

- А что разного у них? (Никитин видит славное историческое прошлое Дрожжин- трудолюбие народа, а Жигулин- некое опустошение)

Да, сравнивая описания Родины у разных поэтов, мы увидели что-то общее, какие-то одинаковые моменты, но есть и отличия в описании. Какие и почему – выясним с помощью следующего задания. Поработайте в парах, перед вами таблица с эпитетами и карандаши синего и красного цвета. Ваша задача почеркнуть одинаковые по значению эпитеты у каждого автора синим цветом, а разные красным цветом.

в) Сравнительная таблица (эпитеты)


И. Никитин

С. Дрожжин

А. Жигулин

Богатырские силы

Краса царственная

Громкие подвиги

Большой шатёр Слава громкая

Назвать матерью

приветные деревни

Великая и святая

Молитвенный взор Свободный труд

Над Волгою родной

Чарующий простор


Неяркий блеск

Холмик со звездой

Пустая даль

Ржавый крест Белоствольная роща Утешенье и исцеленье




- Давайте посмотрим, что вы выяснили. Сравним описание родины этими поэтами.

• У Никитина родина – это … (мать, матушка), у Дрожжина – … (великая и святая страна), а у Жигулина – … (утешение и исцеление);

• Никитин и Дрожжин отмечают … («красу царственную, чарующий простор»), а Жигулин – … («ржавый крест, неяркий блеск»).

- Какой вывод можно сделать по этой работе (на основе сравнения)? (Родина – одна, а описывают её поэты по-разному).

- Почему? (Разные судьбы, разное настроение, характеры, время жизни, жизненный опыт).

- Вспомните, что я вам рассказывала об А. Жигулине, о его судьбе. (Ответы детей)

- Вот это и отразилось в его творчестве!

- А что общего в изображении Родины у всех поэтов? (Простор).

- Что общего в изображении Родины у Никитина и Дрожжина? (Красота). У Никитина и Жигулина? (Оба упоминают защитников Родины)

- Какой цели мы сейчас достигли? (Мы сравнивали то, как изображают поэты Родину в своих стихах, какие у них сходства и различия в описании.)

7.Физминутка.

Звучит аудиозапись шума воды.

- Как прекрасны звуки шума воды.

Представь, что ты идешь к роднику. (наклоняемся, приседаем, моем руки, набираем воду в ладони, моем лицо (все показываем движениями)

Вода прекрасна. Зачерпнули водичку и утолили жажду.

Подошли к речке, прыгнули в речку, поплыли, нырнули, вынырнули, вышли из воды, сели.

5-ый этап «Народная мудрость»

-Ребята, поэты, писатели свои чувства к Родине излагают в своём творчестве, а эмоции простого народа отражаются в народной мудрости – пословицах. Поработайте в группах, соберите правильно пословицы.

Без корня и а дома лучше.

Всюду хорошо, родины нашей.

Кто родиной торгует, того беда не минует.


На родной стороне опозорить родителей.

На чужой стороне и весна не красна.

Нет в мире краше полынь не растёт.

Предать родину - и весна не красна.

-Как вы понимаете эти пословицы?

8.Рефлексия.

- Ребята, чем мы занимались сегодня в нашей литературной гостиной? (Читали стихи, вспоминали их авторов, говорили о нашей Родине)

- Любить Родину- значит жить с ней одной жизнью! У вас на столах лежат заготовки. Это маленький белый голубь с сердечком. Белый голубь - символ нашей Родины и мира. Давайте напишем наши пожелания Родине. Пусть наш урок закончится символично.

9. Итог урока.

Наш урок подошёл к концу. Мы хорошо поработали. Мы, молодцы!!!

- Спасибо за урок!