Файл: Тема Планирование и организация исследовательской деятельности учащихся по географии. Задачи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эккерт Николь, 6821-з, 5 курс ОЗО
Тема 9. Планирование и организация исследовательской деятельности учащихся по географии.
Задачи: продолжить формирование представления у студентов о планировании и организации исследовательской деятельности учащихся по географии (или географическому направлению); выявить отличительные черты между научно-исследовательскими, учебно-исследовательскими и проектными работами; разработать план исследовательской работы (научно-исследовательской, учебно-исследовательской или проектной).
Оборудование: основная и дополнительная литература, электронные ресурсы (источники).
Ход занятия
Ответьте на следующие вопросы и выполните задания.
Теоретический блок
Для выполнения всех заданий теоретического и практического блока необходимо провести ознакомление с презентациями «Проблемы планирования и организации исследовательской работы с учащимися школы по географии» и «Планирование и выполнение проектных и научно-исследовательских работ учащимися по географии».
1. Что Вы понимаете под следующими понятиями: «исследовательская деятельность» и «исследовательская работа»? Свой ответ запишите.
Исследовательская деятельность- образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач учебное исследование. Она относится к внеурочной работе, реализуется с 1 по 11 классы и выполняется в ходе изучения отдельной темы или раздела (на оценку)
Исследовательская работа- творческий и систематический процесс сбора и накопления информации в некоторой области научных дисциплин с последующим возможным применением полученной информации в практической области.
2. Какая форма организации деятельности учащихся предполагает планирование и организацию исследовательской работы? Свой ответ запишите.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на уроках могут быть следующими:
• урок-исследование, урок-лаборатория, урок—творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок—рассказ об учёных, урок—защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок открытых мыслей;
• учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;
• домашнее задание исследовательского характера, которое может сочетать в себе разнообразные виды деятельности, позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях могут быть следующими:
• исследовательская практика обучающихся;
• образовательные экспедиции — походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля. Образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в том числе исследовательского характера;
• факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности обучающихся;
• ученическое научно-исследовательское общество — форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с учебными научно- исследовательскими обществами (УНИО) других школ;
• участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах, которое предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.
Организация учебно-исследовательской и проектной работы обучающихся может строиться на основе взаимосвязи предметного содержания и с учётом деятельности на уроках и внеурочных занятиях. Для этого наиболее оптимальным может быть изучение курса «Технология учебно-исследовательской и проектной деятельности» на основе использования методов проектов и исследований в аудиторных занятиях по отдельным предметам, организации проектов и исследований в системе домашних заданий по отдельным предметам, использования проектных и исследовательских форм работы в системе внеурочной деятельности.
3. Какие типы исследовательских работ Вам известны? Какие из них реализуются в учебном процессе, который соответствует образовательным стандартам первого и второго поколений? Свой ответ запишите.
1. Теоретическое исследование
2. Экспериментальная работа
3. Теоретико-экспериментальная работа
4. Какие виды работ включает в себя каждый из типов исследовательских работ? Свой ответ запишите. Для подготовки ответа можно использовать материалы приложений 2, 3.
1. Проблемно-реферативная работа (информационно-описательная) – аналитическое сопоставление данных различных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения.
Разновидностью проблемно-реферативных работ является сравнительная в которой проводится работа с источником, сравнение и вывод.
2. Аналитико-систематизирующая работа (натуралистическая-описательная) – наблюдение, фиксирование, анализ, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых объектов, процессов или явлений.
Одной из разновидностей аналитико-систематизирующей работы является натуралистическая описательная работа, направленная на наблюдение и качественное описание какого-либо явления или объекта. Может иметь элемент научной новизны.
Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности.
3. Проблемно-поисковая работа – осуществление поиска информации, опроса, интервью, сбора мнений, изучение архивных документов, СМИ, участие в экспедициях, анализ.
4. Диагностико-прогностическая работа – изучение, отслеживание, объяснение и прогноз качественных и количественных изменений изучаемых явлений, процессов или систем.
5. Изобретательско-рационализаторская работа
– усовершенствование имеющихся и проектирование новых устройств, механизмов, приборов.
6. Экспериментально-исследовательская работа (опытно-экспериментальная работа) – проверка предположения о подтверждении или опровержении гипотезы экспериментально-опытным путем.
7. Проектно-исследовательская работа – формулировка проблемы и идеи, экспертиза, реализация реального проекта.
5. Какие методы обучения по характеру познавательной деятельности способствуют планированию и организации исследовательской работы учащихся? Почему? Свой ответ запишите.
Теоретические методы:
а) Моделирование позволяет применять экспериментальный метод к
объектам, непосредственное действие с которыми затруднительно или
невозможно. Оно предполагает мыслительные или практические
действия с «заместителем» этого объекта – моделью.
б)Абстрагирование состоит в мыслительном отвлечении от всего
несущественного и фиксировании одной или нескольких интересующих
исследователя сторон предметов. Следует различать процесс
абстрагирования и его результат – абстракцию. Процесс
абстрагирования – это совокупность действий, ведущих к получению
такого результата (абстракции).
в)Анализ и синтез. Анализ – это метод исследования путем
разложения предмета на составные части. Синтез, напротив,
представляет собой соединение полученных при анализе частей в нечто
целое. Методы анализа и синтеза не изолированы друг от друга,
сосуществуют, друг друга дополняя. Методами анализа и синтеза
проводится, в частности, начальный этап исследования – изучение
специальной литературы по теории вопроса.
г)Восхождение от абстрактного к конкретному предполагает два
условно самостоятельных этапа. На первом этапе единый объект
расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений.
На втором этапе восстанавливается исходная целостность объекта, он
воспроизводится во всей многогранности – но уже в мышлении.
Эмпирические методы:
а)Наблюдение
представляет собой активный познавательный
процесс, который опирается на работу органов чувств человека и его
предметную деятельность. Это наиболее элементарный метод познания.
Наблюдения должны приводить к результатам, которые не зависят от
воли, чувств и желаний человека. Это предполагает изначальную
объективность: наблюдения должны информировать нас о свойствах и
отношениях реально существующих предметов и явлений.
б)Сравнение – один из наиболее распространенных методов
познания. Недаром говорится, что все познается в сравнении.
Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и
явлений. Выявление общего, повторяющегося в явлениях – это
серьезный шаг к познанию закономерностей и законов окружающего
нас мира.
в)Эксперимент – предполагает вмешательство в естественные
условия существования предметов и явлений или воспроизведение их
определенных сторон в специально созданных условиях с целью их
изучения.
Математические методы:
a)
статистические методы;
b)
методы и модели теории графов и сетевого моделирования;
c)
методы и модели динамического программирования;
d)
метод визуализации данных (функции, графики и т.д.).
Выбор того или иного метода совершается при обязательном
руководстве педагога. Для овладения основными методами, которые
будут применены в исследовании, необходимо пройти подготовку.
Подготовка к проведению может проходить как в форме спецкурса, так
и в форме индивидуальных занятий. Этот этап предшествует,
собственно, практической работе и являются его необходимой
предпосылкой.
6. Охарактеризуйте основные этапы организации и проведения исследовательской работы учащихся. Какие методические приемы необходимо использовать (применять) на каждом этапе? Почему? Свой ответ запишите.
Исследовательскую работу выполняют в определенной
последовательности. Процесс выполнения включает в себя семь этапов:
1 Постановка проблемы и выбор темы исследования
Основополагающим моментом формулирования темы является
решение проблемы выбора. От выбора темы во многом зависит успех
работы.
2 Постановка цели и задач исследования
Успех любой работы в первую очередь зависит от того, насколько
ясно сформулирована цель исследования и его задачи. Цель работы
должна быть конкретной, чётко сформулированной, чтобы ясно
выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ. (что мы хотим
узнать). Кроме этого цель должна быть доступна для конкретного
исследователя.
3 Работа с научной литературой
В подготовительный период рекомендуется не только выбрать