Файл: Тип урока урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. Дата урока 28. 01. 2020г. Тема урока Теорема Пифагора Цели Развивающие.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
Учитель: Зотова Татьяна Васильевна, учитель математике, МКОУ – Новопичуговской СОШ
Предмет: Геометрия
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Дата урока: 28.01.2020г.
Тема урока: «Теорема Пифагора»
Цели:
Развивающие:
создать условия, в которых учащиеся могли бы самостоятельно планировать и анализировать собственные действия, находить выход из любой ситуации, реально оценивать свои возможности и знания.
Воспитательные:
воспитывать познавательный интерес к предмету, любовь к поисковым решениям, культуру поведения при фронтальной, групповой и индивидуальной работе.
Образовательные:
ознакомить и обеспечить овладение учащимися основными алгоритмическими приемами при нахождении сторон прямоугольного треугольника при помощи теоремы Пифагора; показать практическое применение теоремы Пифагора в жизни;
способствовать развитиюматематической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Основные термины и понятия: доказательство теоремы Пифагора алгебраическим методом и демонстрацией площади составной фигуры; решение задач на нахождение гипотенузы по известным катетам; решение задач на нахождение катета по известному катету и гипотенузе.
Планируемые результаты | |
Предметные | Универсальные учебные действия |
уметь доказывать теорему Пифагора, указанным методом; уметь находить неизвестные элементы прямоугольных треугольников по известным; уметь устанавливать логические отношения между данными и искомыми; использовать для решения геометрических задач графические модели в соответствии с содержанием задания. | Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя;добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Формы работы | Фронтальная (Ф), индивидуальная (И), Самостоятельная (С) |
Образовательные ресурсы |
|
№ | Этап урока | Содержание педагогического взаимодействия | Формирование УУД | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
1. | Организационно-мотивационный этап. (5 мин) | Приветствие учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку. Мотивирует учащихся на восприятие нового материала: - Сегодня у нас с вами необычный день и необычный урок. Какие дни для себя вы считаете необычными? - А какие уроки вы считаете необычными? - А что необычное вы заметили сегодня в классе? - Прочитайте их и выберите три наиболее вам подходящие. - А кто такой - Пифагор? Где вы раньше слышали это имя? Значит, Пифагор имеет отношение к математике, и наш урок необычен тем, что мы сегодня не только изучим одну из самых известных геометрических теорем древности, называемую теоремой Пифагора, но и познакомимся с древнегреческим учёным Пифагором Самосским. Кто же такой Пифагор? - Ответить на этот вопрос мне поможете ученик со своим домашним заданием. - Подведем итог, кто же такой Пифагор? Пифагорейцами было сделано много важных открытий в арифметики и геометрии. Например, известная нам теорема о сумме углов треугольника, теорема о соотношении сторон в прямоугольном треугольнике. | Приветствуют учителя, настраиваются на урок Ответы учащихся: дни рождения, семейные праздники, дни, когда, происходят события, значимые для вас. Нестандартные уроки, когда узнаём что-то очень интересное. На экране заповеди Пифагора. Презентация (слад 1) Учащиеся высказывают свое мнение. Называют таблицу Пифагора, портрет Пифагора в кабинете математики. Демонстрирует презентацию и рассказывает о Пифагоре Самосском. Ученики воспринимают информацию. Учёный, мыслитель, философ, поборник нравственности, поклонник ЗОЖ. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и сверстников | |
2. | Актуализация знаний. ( 7 мин) | Подготовка к изучению нового материала, повторяется тот материал, который нужен будет при доказательстве теоремы. Вопросы: - Как вычислить площадь квадрата? -Чему равна площадь квадрата, если его сторона равна 4 см, с см, (а+в) см? -Какой треугольник называется прямоугольным? -Как называются стороны прямоугольного треугольника? -Назовите катеты и гипотенузу прямоугольного треугольника АВС с прямым углом С. -Как вычислить площадь прямоугольного треугольника? Решение задач: Презентация: Слайды 2, 3, 4 1.Чему равна площадь прямоугольного треугольника с катетами 6 см и 7 см? 2.Площадь прямоугольного треугольника равна 20 см2, один из катетов 5 см. Найдите неизвестный катет. 3.По данным на рисунке найдите площадь треугольника АВС, если А=600, АВ = 14, ВС = 8. А С В | Учащиеся дают ответы на поставленные вопросы. Устанавливают логические отношения между данными и искомыми величинами Решают устно задачи: №1, №2, №3. Выбирают способ решения задачи. | Предметные: установление логических связей между данными и искомыми величинами, использование для решения геометрических задач графических моделей. Познавательные: анализ задачи с целью выявления существенных признаков, выбор эффективного способа решения, контроль и оценка результатов деятельности. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, опираясь на определения и теоремы. | |
3. | Постановка учебной задачи. (3 мин.) | Создает проблемную ситуацию: Задача. Презентация: Слайд 5 Для крепления мачты нужно установить 4 троса. Один конец каждого троса должен крепиться на высоте 12 м, другой на земле на расстоянии 5 м от мачты. Хватит ли 50 м троса для крепления мачты Зависимость между сторонами в прямоугольном треугольнике была доказана Пифагором, поэтому эта теорема носит его имя. - Попробуйте сформулировать тему урока - В тетрадях запишите число и тему урока. | Выдвигаются версии, какую формулу применить при ответе на вопрос. Фиксируется затруднение в деятельности. Перед учащимися возникает проблема: как найти длину одного троса. Участвуют в формулировке темы урока и постановке целей. | Регулятивные: целеполагание. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование проблемы. | |
4. | Построение проекта выхода из затруднения. (9 мин) | Учитель организует практическую работу. Раздает разноцветные фигуры по группам (прямоугольные треугольники со сторонами a,b, c) Вопросы к практической работе. 1.Установите связь между гипотенузой и катетами, пользуясь моделями фигур 2.Можно ли увидеть закономерность между длинами катетов и гипотенузы? Учитель выслушивает ответы у каждой группы и задает вопросы. Зависимость, которую мы с вами установили, в геометрии называют теоремой Пифагора. Учитель совместно с учащимися формулируют цель урока. Записывают тему урока. Презентация: Слайды 6. Попробуйте сами сформулировать теорему Пифагора. Корректирует формулировку, данную учениками, советует сравнить ее с формулировкой в учебнике на странице 130, обращая внимание на то, что теорема свойственна только для прямоугольных треугольников. Теорема Пифагора выражает зависимость между гипотенузой и катетами прямоугольного треугольника. А теперь попытаемся доказать теорему Пифагора. Рассмотрим доказательство теоремы Пифагора Запускает и демонстрирует ЭОР. (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки геометрии. 8 класс.) - Каждую часть сначала прослушивают, а затем конспектируют в тетрадь (если что- то не понятно учитель комментирует по ходу). | Учащиеся выполняют практическую работу Учащиеся формулируют теорему. Анализируют, насколько правильно была составлена ими формулировка, сравнив ее с формулировкой, найденной в тексте учебника Оформляют в тетрадях чертеж и записывают дано. Делают необходимые записи в тетрадь. После записи доказательства один из «сильных» учащихся пробует сам без звука и текста воспроизвести доказательство теоремы Пифагора. | Предметные: умение выводить формулу для вычисления площади прямоугольного треугольника Метапредметные: использование алгебраических преобразований. Регулятивные: планирование, Прогнозирование, сопоставление результатов преобразований Познавательные: моделирование ситуации, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование, Доказательство теоремы. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе способа решения возникшей проблемы. | |
5. | Первичное закрепление новых знаний. (6 мин.) | -Теперь, зная зависимость между катетами и гипотенузой в прямоугольном треугольнике, ответим на вопрос. Хватит ли 50 м троса для крепления мачты. Презентация: Слайд 5 Предлагает учащимся ознакомиться с иными формулировками теоремы Пифагора. Запускает ЭОР. -Многие писатели прошлого обращались к этой замечательной теореме и посвящали ей свои строки. Презентация: Слайд 7 Устанавливает осознанность восприятия учебного материала. Рассматривается решение типовых задач из учебника. | У доски сильный ученик решают задачу с пояснением, все остальные учащиеся работают в тетрадях. На основании решения делают вывод (как найти гипотенузу, зная два катета и как найти катет, зная гипотенузу и катет). Воспринимают информацию, сравнивают формулировки. Читают стихотворение. Решают типовые задачи: Работа по учебнику (Применение теоремы Пифагора к решению задач). Задачи решаются на доске и в тетрадях. № 483 (б), № 484 (а). | Предметные: умения устанавливать логические отношения между данными и искомыми, использовать для решения геометрических задач графические модели в соответствии с содержанием задания. Познавательные: умение структурировать знания, выбирать способы решения задач, умение строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. | |
6. | Контроль и оценка результатов деятельности. (6 мин,) | Организует деятельность по контролю усвоения приобретенных знаний. | Выполняют проверочную самостоятельную работу. 1. Найти гипотенузу прямоугольного треугольника, если известны катеты. 2. Найти катет, если известна гипотенуза и другой катет. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: контроль, коррекция. | |
7. | Домашнее задание (2 мин.) | Объясняет домашнее задание. Презентация: Слайд 8 п.54 №483(б, г), №484(а). Инструктирует по выполнению заданий. Презентация: Слайд 9 Творческое задание: - Существует более 100 способов доказательства теоремы. Найдите другие способы доказательства этой теоремы. - Найдите ответ на вопрос: «Почему теорему Пифагора называют теоремой пчёлки или теоремой невесты?» | Записывают домашнее задание в дневники. | Личностные: смыслообразование. Познавательные: рефлексия Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | |
8. | Рефлексия деятельности. (2 мин.) | Организует рефлексию - Чем необычный был для вас сегодняшний урок? - Что нового и интересного вы узнали на уроке? - Что научились делать? Презентация: Слайд 9 - Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности предлагаются следующие фразы: | Отвечают, на вопросы с аргументацией, оценивают свою работу на уроке. Продолжают фразы. Самооценивание | Познавательные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; Коммуникативные: Уметь критически относится к себе и к своим знаниям |